Почти двенадцать лет в селе Октябрьском Оренбургской области идет реставрация храма Ахистратига Михаила Архангела. По имеющимся источникам строительство собора в Исаево-Дедово (так называлось село прежде) было начато в 1878 году в праздник Пятидесятницы, и строился он 12 лет на пожертвования жителей. Есть сведения, что к моменту освящения храма было израсходовано 85 тысяч рублей согласно страховой карточке от 1 июля 1910 года. В основу строительного капитала легли немалые деньги Ивана Парфеньевича Токарева. Церковнослужители считают, что Господь помог ему в течении длительного времени скопить такую сумму. Токаревы известны в селе были как купеческое семейство, владевшее магазинами, складами в центре села рядом с нынешним храмом. Недостающие средства были собраны сельчанами, которые собирая пожертвования, прошли большие территории и дошли даже до Сибири. Трехапостольный храм построен из кирпича местного производства «с углами, карнизами, подоконниками и многими колоннами из белого дикого камня местного добывания» Церковь была увенчана шлемовидным куполом и четырьмя малыми главками. Она очень светлая. Строительной работой руководил Николай Иванович Покровский, местный протоирей отец благочинный. Освящение нового храма состоялось в 1900 году 15 октября (28 октября по новому стилю) в честь Архистратига Божия Михаила в воскресение. В 1904 году храм посетил Его Преосвященство Иоаким, Епископ Оренбургский и Уральский. Ему была устроена торжественная встреча. Сюда прибыло духовенство из соседних приходов. Все ученики и ученицы четырех школ села со свечами находились в храме, что заливало храм ярким светом. Церкви принадлежало две тысячи квадратных сажен земли, из них сорок четыре десятины пахоты, два церковных дома, четыре общественных и дом для сторожей. В библиотеке находилось 550 томов книг. В приходе было шесть семей из дворян, 134 двора мещанского сословия и крестьянских – 761 дворов.
7 октября 1931 года было принято решение о закрытии. В 1936-37 годах церковь была переоборудована в кинотеатр «Искра». До 1957 года сохранились угловые башенки, а центрального купола и колокольни к этому времени уже не было, но сохранилось 200 икон. Михайло-Архангельский собор – одно из красивейших зданий районного центра. Стоит он на пересечении 8 улиц. Это сооружение можно отнести к крестово-купольной церкви. По своему плану собор напоминает крест, вытянутый с запада на восток, над центром которого возвышается купол. Снаружи стены храма плоские (с юга и с севера), расчленены окнами, полуколоннами, что создает контраст выступающих вперед и уходящих назад частей. Двухъярусный фасад украшают также сдвоенные пилястры по углам поперечной «крестовины». Венчает его треугольный фронтон. Окна большие, в верхней части арочные перекрытия. Очень похожа центральная часть и на провинциальный классицизм, т.е. центральный вход выделен фигурными полуколоннами в виде своеобразных вазонов. Постройка отличается ясностью, симметричностью, уравновешенностью, выверенностью пропорций. Все выступающие части сделаны из крупного тесаного белого камня, а все здание из более мелких, соединенных раствором цемента. Михайло-Архангельская церковь села Исаево по своему состоянию и богатству могла соперничать с оренбургскими храмами, а своим внутренним убранством напоминает Казанский кафедральный собор. Храм заново был освящен 29 октября 2000 года при большом стечении верующих. Данный храм, помимо непосредственного назначения, является замечательным памятником архитектуры.
По материалам историко-краеведческого общества с. Октябрьское.
О Малом Иерусалиме в Архангельском храме
Когда молодой монах Виссарион (Варюхин) в 1995 году был рукоположен во священство и направлен настоятелем в один из самых большых из сохранившихся в области храм в честь святаго Архистратига Божия Михаила, тот святое место напоминал весьма отдаленно. Разве что архитектура выдавала. Меж тем для сельской местности был он весьма внушительным даже для тех времён, когда Православие являлось одним из столпов государства Российского. Под его сводами одновременно могло разместиться до двух тысяч верующих.
В инженерном плане здание с полным правом можно назвать уникальным. Не столько из-за огромного по площади перекрытия, сколько из-за калориферных печей под полом. В то время, когда многие церкви на Руси были холодными, в храме Архистратига Божия Михаила газы от сгоревшего в печах топлива шли по дымоходам в стенах здания, создавая таким образом комфортную температуру в помещении. Однако практически сразу после того как верующие в результате гонений богоборческой власти потеряли храм, печи вышли из строя. Правда, само здание сохранилось. Везение заключалось в том, что его не стали рушить, а переоборудовали в … клуб впоследствии было проведено сюда и центральное отопление. Иконы сожгли, купол закрыли перекрытием, а росписи на стенах забелили. Так что молодому батюшке с прихожанами пришлось немало потрудиться, прежде чем храм Божий принял подобающий ему вид.
В 1997 году отцу Виссариону посчастливилось совершить паломническую поездку на Святую землю Иерусалима. Именно после этого молодой иеромонах буквально «заболел» идеей создания в «своем» храме Малого Иерусалима. Причём настоятель уверен, что подобное не может родиться само по себе. – Господь вложил мне в голову мысли воссоздать нечто подобное тому, что до революции существовало в храме Рождества Христова стольного Санкт-Петербурга, – уверен батюшка. Отсюда понятно, что идея построения подобия святых мест не нова. Уже первые паломники стремились воссоздать у себя Иерусалимские святыни. Так велико было их влияние. Так хотели они совершить благое дело для верующих, которые, быть может, никогда не смогут посетить Землю Обетованную.
Широко известен названный Новым Иерусалимом Воскресенский монастырь на реке Истра под Москвой, который в XVII веке построил Святейший Патриарх Никон. Именно он является небесным покровителем нашего Малого Иерусалима. Старания молодого настоятеля очень быстро были замечены. Уже 31 марта 1998 года в местной газете упоминается об основании при храме Свято-Архангельского Малого Иерусалима и о начале сооружения из недействующих, старинных калориферных печей под полом, подземного храма с тремя приделами: Благовещения Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы со святынями из Земли Обетованной и Рождества Христова со шкатулкой священной земли из Вифлеема. Всё это батюшка привёз из Палестины. Однако у окружающих к трудам настоятеля храма было определённое недоверие. Лишь митрополит Леонтий (Бондарь), ныне покойный, дал осторожное устное разрешение. К тому времени было уже практически закончено строительство подземного храма. Лишь позже, уже архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин, ознакомившись с тем, что сделано, сказал: «Быть по сему! Благословляю Ваш труд!». Окончательно же судьбу Малого Иерусалима решила встреча, на которую простой иеромонах из глухой провинции не смел даже надеяться. Но Господу было угодно направить его в Дивеево, где он удостоился аудиенции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С большим интересом ознакомившись с фотографиями палестинских подобий, воссозданных в нашем храме, первоиерарх Русской Православной Церкви не только одобрил сделанное, но и утвердил название «Малый Иерусалим», благословив отца Виссариона на дальнейшие богоугодные дела.
Отцу Виссариону удалось воссоздать в одном храме не только иерусалимские, но и другие места Земли Обетованной (отсюда и Уральская Палестина). Фактически, здесь воочию можно увидеть библейскую историю. Вход в подземный храм начинается из южного Владимирского придела. Далее, через Врата смирения, напротив которых расположена часовня Иоанна Предтечи, по длинному коридору, напоминающему древние катакомбы, где скрывались и молились первые христиане, гонимые за веру язычниками, можно попасть в приделы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Именно здесь проходят службы в зимнее время.
Прямо напротив входа в подземный храм сооружено подобие Гроба Господня (Кувуклия), соразмерное с иерусалимским. В северном приделе святителя Николая Чудотворца, поражает вознесённое на трёхметровую высоту каменной Голгофы огромное подобие Животворящего Креста, сделанного согласно преданию, из трёх пород дерева, с пригвождённым изображением распятого Спасителя. Вход в пещеру под Голгофой ведёт мимо поминального кануна часовни Адама вглубь к неоскудевающей чаше с освящённой водой, олицетворяющей неиссякаемый источник Божественной Благодати. Напротив Голгофы, устроено освящённое восемью лампадами подобие Камня Помазания с четырьмя капсулами вмурованных святынь. На такой камень было положено снятое Иосифом Аримафейским тело Иисуса для возлияния благовоний (их принёс член синедриона Никодим) перед погребением. Рядом установлено подобие часовни трёх Марий с иконой Скорбящей Богоматери.
Разумеется, всё созданное лучше увидеть своими глазами. Да и посетившие храм с восторгом отзываются о Малом Иерусалиме: «Теперь мы не только представляем святые места Палестины, но и ощущаем их дух!».
Из журнала «Оренбургский край» № 2 за 2005 год и сайта http://baklykov.info/pravoslavie/malyj-ierusalim.html