Оковцы. Церковь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Церковь Смоленской Богоматери Одигитрии в селе Оковцы сооружена на месте, на котором, согласно преданию, в 1539 г. произошло чудесное явление местным жителям двух чудотворных икон: Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрии. В январе 1540 г. иконы были привезены в Москву, где находились до июля. Затем они были возвращены в Оковцы, где на месте их явления были выстроены две небольших деревянных церкви.
Строительство каменной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в Оковцах на месте старых деревянных церквей началось в 1750 г. Руководил постройкой каменных дел мастер Иван Семенов Мосягин из Осташкова, который также построил ряд зданий в Ниловой Пустыни. Вначале был выстроен храм с характерной для того времени композицией «восьмерик на двусветном четверике». С запада к нему примыкала трапезная церковь. В 1755-56 гг. над входом в церковь построили небольшую звонницу. В 1767-70 гг. с южной стороны церкви устроили придел. В XIX — начале XX века храм был значительно перестроен. В 1874 г. вместо первоначальной возвели новую обширную трапезную церковь.
Церковь в Оковцах традиционна для местного зодчества. Четверик и восьмерик храма имели богатый декор. Это ярче всего проявилось в килевидных наконечниках окон с «разорванными» фронтонами, наборными узорчатыми колоннами, полуколонками с перехватами и каменными «дыньками» оконных обрамлений. Однако отдельные элементы декора, такие, как ордерные пилястры, характерны для столичных зодчих XVIII века.
В 20-е годы XX века храм был закрыт, находившиеся в нем чудотворные иконы исчезли. Недавно в Смоленской церкви начались реставрационные работы, в отремонтированном приделе начались богослужения.

Оковецкая церковь стоит на окраине села Оковцы, на высоком холме, круто обрывающемся к восточному берегу реки Пырошни. Построена осташковским мастером Иваном Мосягиным в 1751 году на месте явления чудотворных икон Оковецкой Божией Матери и Животворящего Креста. В 1755-1957 годах им же сооружена отдельно стоящая колокольня. Церковь обнесена оградой на средства купца И. Фуфаева в 1860 году.
Ныне здание состоит из первоначального главного храма типа «восьмерик на двусветном четверике». Оковецкая церковь является ярким примером осташковской традиции зодчества, сочетающего барочные и древнерусские формы и испытывающего активное влияние столичного барокко. Для Селижаровского района это уникальный памятник XVIII века, имеющий большое художественное значение. Недалеко от церкви находится Оковецкий ключ.
По материалам журнала СИТЕС 2003/6 (160), тематическое издание, серия Заповедник Времени. Путеводитель «Отдых на Селигере»

Церковь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» расположена на окраине села Оковцы Селижаровского района Тверской области. Каменная церковь с приделами Николая Чудотворца и Животворящего Креста возведена в 1750-1756 годах вместо обветшалых деревянных церквей, сооруженных на месте обретения иконы Божией Матери и Животворящего Креста. Объемная храмовая композиция в стиле барокко, сооруженная под руководством осташковского архитектора Ивана Семеновича Мосягина, включает в себя высокий четверик, несущий массивный световой восьмерик, покрытый куполообразной кровлей и увенчанный луковичной главой на толстой шее. К четверику примыкают алтарная апсида, обширная трапезная и отдельно стоящая ярусная колокольня. В 1860 году на средства купца И. Фуфаева церковь была обнесена оградой. В советское время храм был закрыт и разграблен.В настоящее время церковь действует и медленно восстанавливается на средства прихожан и благотворителей.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-smolenskoy-ikoni-bozhiey-materi-odigitrii.html

До построения каменной церкви в селе Оковцы, при самом начале, т.е. вскоре после явления икон, было две деревянные церкви: одна во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой, или, как она называется в месяцесловах, Ржевской, с приделом Св. Николая Чудотворца; другая во имя Происхождения Честных Древ. Вскоре после литовского разорения, т.е. в 1624 и 1625 гг., упоминается одна церковь — Чудотворного образа Пресвятой Богородицы с приделами.
Пред временем построения каменной церкви, т.е. в половине XVIII столетия, было опять две церкви деревянные: одна во имя Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца – она стояла близ места, где было явление иконы Богородицы, где теперь каменная церковь, в ней совершалось богослужение летом; другая — во имя Происхождения Честных Древ, она стояла близ места, где было явление иконы Креста и где теперь находится деревянная часовня, в ней совершалось служение зимой.
В 1750 г. предпринято было на месте деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой с приделом во имя Св. Николая Чудотворца вновь построить каменную церковь с приделом в те же наименования, на что и испрошено было благословение преосвященного Митрофана, архиепископа Тверского. Для этого подряжены были каменщики Селижаровской подмонастырской слободы крестьяне Фома Павлович Козлов да Иван Ерофеев и дано им в задаток денег 130 рублей. Но они, взяв задаток, подрядились и начали строить каменную церковь в Ниловской пустыни на Святых восточных воротах во имя Преподобного Нила, Столобенского Чудотворца. По жалобе на них оковецких священно-церковнослужителей предписано было настоятелю Ниловской пустыни, игумену Владимиру, деньги, взятые этими каменщиками в задаток в Оковцах, 130 рублей, возвратить подряжавшим их оковецким священно-церковнослужителям из монастырской казны, в зачет заработанных денег, а им велеть продолжать работать в Ниловской пустыни. Поэтому строить каменную церковь в Оковцах подряжен был Осташкинской синодальной слободы крестьянин Иван Семенович Мосягин, который в два года и построил ее. Освящение ее, по благословению преосвященного Вениамина, архиепископа Тверского, совершено 15 июля 1754 г. В 1755–1756 гг. построена при церкви над западным входом в нее тем же мастером и каменная колокольня.
Между тем, деревянная церковь во имя Происхождения Честных Древ во все время строения каменной церкви и после того до 1772 г. оставалась нетронутой. Это видно из того, что священно-церковнослужители близкого к Оковцам погоста Троицы Селилова в 1771 г., по случаю истребления их церкви в этом году пожаром, просили было о перенесении оковецкой деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ в их погост для построения из нее вновь церкви в их погосте, но потом отдумали и испросили благословение строить церковь из нового леса. Когда и как уничтожилась эта деревянная церковь, пока остается неизвестным. На месте ее стоит теперь небольшая деревянная часовня с немногочисленными иконами, оставшимися от прежнего иконостаса главного нынешнего храма. Взамен ее, в 1767–1770 гг. с южной стороны холодной каменной церкви прикладен каменный придел во имя Происхождения Честных Древ, при этом 5 окон южной стороны холодной церкви были заделаны.
В 1774 г. по представлению экономического казначея Флора Верховского о дозволении оковецким священно-церковнослужителям на имевшиеся в их церкви 500 рублей церковной суммы починить и укрепить против церкви берег, подмываемый водой реки Пыршни, с разрешения преосвященного Платона, архиепископа Тверского, берег оный починен и укреплен, где оказалась надобность, и сверх того, около самой церкви – вокруг ее идущие во все стороны покатости, для удобного совершения крестных ходов, заравнены на некоторое протяжение насыпанной землей.
Церковь, ныне существующая, – с одной главой и имеет четыре престола: в настоящем храме во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой, в придельном теплом во имя Св. Николая Чудотворца и Преподобного Серафима Саровского. Она в нижней части квадратная, в верхней – восьмигранная. У окон наличники имеют вид полупилястр, состоящих из вытесанных попарно, одна на другой стоящих каменных баляс. Крыша на всей церкви железная, устроенная вместо прежней деревянной в 1825 г. с деревянными подзорами.
Прежние иконостасы каменного храма Пресвятой Богородицы и каменного придела Св. Николая Чудотворца и бывший иконостас деревянного храма во имя Происхождения Честных Древ были следующего устройства. Иконостас храма Богородицы имел 5 ярусов: в 1-м были местные иконы, во 2-м – Господние и Богородичные двунадесятые праздники, в 3-м – образ Спасителя с Апостолами, в 4-м – образ Богоматери с пророками, в 5-м – образ Господа Саваофа с Праотцами и наверху иконостаса – Крест Господень с предстоящими. Такой же отчасти иконостас, только без Праотцев и без Креста наверху его и более древнего устройства, нежели сейчас упомянутый, был и в деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ. А иконостас придела Св. Николая Чудотворца состоял из ряда местных икон и над ними: икона Распятия, иконы Господа Саваофа и иконы Великомученицы Параскевы. В паперти каменной церкви были иконы: второго Пришествия Христова и притч Евангельских.
Некоторые иконы из этих иконостасов стоят в двух часовнях – в одной, что на месте прежней церкви во имя Происхождения Честных Древ, и другой, что на Св. Ключе. Иконостас главного каменного храма, устроенный в 1831–1832 гг. мастером, осташковским купцом Николаем Терентьевичем Глазухиным, в 1891 г. был снят, и на месте его устроен новый иконостас на церковные средства мастером, осташковским мещанином Акимом Ивановым Артюховым. Иконостас пятиярусный с золоченой резьбой и золочеными колоннами; гладь иконостаса посеребрена. Иконы в иконостасе сделаны все новые, заново же переписана и стенная живопись. Иконостас придела во имя Св. Николая Чудотворца резной с колоннами, устроенный в 1850–1851 гг., в 1894 г. заменен новым.
Теперешний иконостас резной с колоннами, вызолоченными червонным золотом. Иконы в иконостасе новые, писанные на золотом чеканном фоне. Делал иконостас мастер, ржевский мещанин Николай Садовников. В приделе Происхождения Честных Древ иконостас, устроенный в 1767–1770 гг. и в 1850–1851 гг. возобновленный, в 1893 г. снова возобновлен, причем иконы остались старые, только гладь перекрашена и резьба почищена; стенная живопись сделана новая. Царские двери в иконостасе главного храма, по словам священно-церковнослужителей, пожертвованы из осташковского Троицкого собора. Время пожертвования их должно относить к 1798 г., когда в главном храме упомянутого собора вновь устроены Царские двери серебряные.
На Царских дверях, что теперь находятся в оковецком главном храме, изображена рельефной резьбой Тайная вечеря Иисуса Христа с апостолами. По описи иконостасов и икон осташковского Троицкого собора 1759 г., действительно Царские двери главного алтаря оного собора в этом году были с резным изображением Тайной вечери. В 1870 г. они вновь перезолочены червонным золотом на иждивение Осташковского уезда, деревни Замошья крестьянина Михаила Евфимова. Стены главного храма и придела во имя Происхождения Честных Древ украшены живописными священными изображениями в 1839, 1840 и 1844 гг. Полы в главном храме чугунные, устроенные вместо прежних деревянных, в 1798 г. с разрешения преосвященного Иринея, архиепископа Тверского, а в приделах деревянные.
В 1860 г. устроена вокруг церкви новая ограда из дикого камня, с лицевой стороны обтесанного и связанного известью. В 1871 г. произведена переделка теплого придела во имя Св. Николая Чудотворца. При этом прежняя колокольня, стоявшая над западным входом в церковь, разобрана и вместо нее построена новая – над Святыми воротами ограды, и, вместе с тем, этот теплый придел во имя Св. Николая Чудотворца, бывший прежде по великоприходству оковецкой церкви очень тесным, распространен на запад на 4 саж. длины. Обновление этого придела совершено 5 декабря того же 1871 г. Длина всей церкви с алтарем и приделом с востока на запад после этой переделки была 18 саж., ширина с приделом с севера на юг – 10 саж.
В 1898 г. на кладбище, в расстоянии около версты от церкви, выстроен каменный храм во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского в виде креста размером 5х5х9 саж. Взамен же выстроенной в 1871 г. колокольни, в 1902 г. сооружена новая каменная колокольня больших размеров, высотой в 25 сажен со шпилем, а в основании в 5 саженей, на которую в 1903 г. повешен новый большой колокол в 487 пудов; а затем, в 1905 г., теплый придел, который оказался также тесным и притом дал трещину в одной стене, подвергся новой переделке, и взамен его устроена обширная теплая трапезная церковь с двумя приделами: один во имя Святителя Николая Чудотворца (прежний с иконостасом 1894 г.) и другой во имя Преподобного Серафима Саровского чудотворца с новым иконостасом с золоченой резьбой и 16 золочеными колоннами. Длина и ширина теплой трапезной церкви в настоящее время 11х11 саж., а высота 4 саж.; свод покоится на четырех столбах, из коих два входят в оба алтаря, имеющие в длину и ширину по 3 сажени.
Церкви села Оковец Осташковского уезда Тверской губернии историческое и археологическое описание. Книга подготовлена на основе издания 1912 года. — С-Пб.: САТИСЪ, 2009.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?