Перед вами исторический документ — охранная грамота, выданная 9 апреля 1921 года Марии Павловне Чеховой, гарантировавшая неприкосновенность дома писателя в Ялте.
Построенный по проекту архитектора Льва Шаповалова двухэтажный дом с мезонином, прозванный современниками «Белой дачей», был, по свидетельству Александра Куприна, «самым оригинальным зданием в Ялте». «Вся белая, чистая, лёгкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определённого архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, — она походила бы на здание в стиле модерн, если б в её плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус», — писал Куприн о доме, в котором часто гостил.
В ялтинском доме Чеховым были написаны пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», «Невеста», повесть «В овраге». Кроме Куприна здесь бывали Бунин и Горький, Рахманинов и Шаляпин, Левитан и Васнецов.
По завещанию Антона Павловича пожизненное владение ялтинской дачей переходило в пользование его сестре — Марии Павловне. Де-факто дом Чехова в Ялте был открыт для посещения в первый же год после ухода писателя. Однако весной 1919 года дача была национализирована. Но спустя два года, 9 апреля 1921-го, Ялтинский военно-революционный комитет выдал Марии Павловне охранную грамоту, ей же было поручено возглавить работу по организации государственного музея. «Ввиду исключительного внимания российского пролетариата к трудам и литературным заслугам умершего писателя А.П. Чехова, дачу его на Аутской улице взять под своё наблюдение в целях полной сохранности и неприкосновенности внутреннего размещения обстановки, в которой писатель провёл свои последние годы…», — указывалось в документе. Он и положил начало официальному существованию Дома-музея Чехова в Ялте.
#МосковскиеЗаписки