Огарково. Церковь Воскресения Христова.

Огарково. Церковь Воскресенская, построена в 1799 году старанием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею; приходская, прочная. Престолов в ней три: в холодной церкви, во имя Воскресения Христова: в тёплой во имя Покрова Богородицы и во имя Римской Божией Матери, (12 марта). Часовни две: каменная в церковной ограде и деревянная в деревне Дымовском.
Земли при церкви 49 дес. 1383 саж. Четыре деревянных дома для жительства священника, диакона, псаломщика и сторожа. Неприкосновенного капитала 50 руб.
Село расположено на горе при полуречке Нахте, в 103 вер. от Ярославля. Почтовый адрес : Милюшино, Рыбинского уезда. В приходе две школы: земская в селе Огаркове и школа грамоты в деревне Дымовском. При церкви библиотека.
Штатный состав причта священник, диакон и псаломщик. Казенного жалованья причту 539 руб. в год. Причтового капитала 700 руб. (по данным 1908 года).

В конце 1930 года Воскресенская церковь села Огарково была закрыта. До наших дней здание церкви сохранилось в руинированном состоянии. На старом кладбище среди зарослей кустарника и травы можно обнаружить надгробные камни представителей известного княжеского рода Ухтомских.
Материал из книги А.В.Михайлов «Церкви Рыбинского уезда». — Рыбинск, 2016 г.

В «Списке Высочайше утверждённых приходов по Рыбинскому уезду», Ярославль, 1877 г., значится: 13). Огарковско-Подъяблоновский приход. Состоящие в приходе церкви: 1). Покровская в селе Огаркове и 2). Троицкая в Подъяблонном погосте. Селения, принадлежащия Покровской церкви села Огаркова: Огарково, Семеновское, Косково, Торхово, Денисово, Осорино, Лаврентьево, Дишовское, Красково, Остинино, Гавриловка, Максимовское, Сидорково, Большое Кузнецово, Малое Кузнецово, Марьино, Савинское, Новинки, Шеломово, Желтиха и Симотойка. Селения, принадлежащия Троицкой церкви села Подъяблоннаго погоста: Осташево, Манылово, Горки, Вершково, Ивановская, Милютино, Старая, Погорелово, Лаврентьево, Ляга, Роканово, Малое Погорелово, Семенково и Бабино. Священно-церковнослужители, предназначаемые в штат: Священник Алексей Ушаков — настоятелем. Священник Василий Лебедев — помощником настоятеля. Диакон Анемподист Хабаров — псаломщиком. Дьячек Борис Лебедев — исправляющим должность псаломщика. К оставлению сверхштатными: Пономарь Егор Введенский. Исправляющий должность псаломщика Дмитрий Соболев.
При рассмотрении церковных летописей оказались некоторые записи, стоящие внимания. В книге достопамятностей села Огаркова под 1847 годом означено: «Посещал сию церковь Преосвященный Евгений, Архиепископ Ярославский и Ростовский», но какого месяца и числа, не отмечено, а следовало бы записать и речи Владыки…
Село Огарково находится в пяти верстах от погоста Подъяблонного. Прихожан при церкви Огарковской состоит мужеского пола 700 душ; раскольников нет; народу собралось много при сретении Преосвященного. Иконостас холодной церкви довольно приличный, живопись начала устаревать и Владыка приказал церковь эту перекрасить. Два иконостаса теплой церкви и живопись оказались приличными. Древностей в церкви нет, библиотека небольшая, состоит из писаний святых отцов. Из числа трех членов причта дьячок псаломщик оказался значительно состарившимся. Дом, занимаемый священником, очень приличный снаружи, красиво и удобно расположенный внутри.
Из воспоминаний Алексеевой Антонины Николаевны: «Это была красивейшая церковь в округе. Вокруг храма шла каменная ограда, украшенная сверху деревянной резьбой. По углам каменные тумбы. Было двое ворот. Поменьше – для прихожан, побольше — для торжеств. Запомнились гранитные ступени, голубые фрески и шикарная люстра на цепи, куда вставляли свечи. Церковь делилась на летнюю и зимнюю. В детстве была на нескольких службах. Запомнился хор из прихожанок. Они все были в беленьких кофтах и беленьких платочках, а как пели!!! При церкви была школа. (В архивных записях упоминается Огарковское народное училище). Это было большое здание, разделенное на две части: жилую, для учителей, и класс, большой, светлый. С 1927 года школу перевели в новое здание, принадлежащее помещице из Краскова. А в старой школе работала Мария Васильевна, фамилию не помню, интеллигентная женщина, давала почитать книги, таких нам нигде не давали. Переплеты книг старинные. Она была одинокой, поэтому, что стало с книгами, не знаю. Нас удивляло, что она ходила прислуживать попам, помогала в храме. Со мной в одном классе учился сын священника, Вадик Неробов. В семье было два ребенка, оба учились очень хорошо. Я родилась в 1923 году, когда училась в восьмом классе, службы ещё шли. (Это подтверждается документально, доходы церкви проходили через банк). Неробовы уехали из наших мест. Нелегко складывались отношения с новой властью у дьякона Цветкова. У Бориса Николаевича и Екатерины Николаевны было девять детей. Как у служителей культа, у них отняли землю, имущество. До сих пор живо воспоминание о подушечке, которую вытащили из-под головы ребенка. Дьяк отказался от своей веры, поступил в колхоз».
Из воспоминаний Надежды Александровны Шохиревой: «Родилась в 1926 г. Помню, как мама вставала в четыре часа утра и шла в церковь освящать куличи, а мы, маленькие, бежали за ней и толклись в церковном коридоре. Нас ругали за то, что шумим. Входили в церковь через колонны, попадали в маленький коридорчик, оттуда лестница вела на колокольню. Потом попадали в зимнюю церковь, там велись ежедневные службы. Запомнился хор из прихожанок из Коскова. Они пели на клиросе — возвышения по противоположным стенам. Церковь красиво расписана, богатые иконы, утварь, облачения священников. Самая красивая часть церкви – летняя. Там службы проводились по большим праздникам. Все сияло позолотой. Полы сделаны из дуба. Доски очень широкие и длинные. Сохранились некоторые половицы до сих пор. Если бы не растащили, то не сгнил бы. Кирпичная кладка удивительной прочности. Копщики могил натолкнулись на ограду – разбить её не могли! На погосте были красивые гранитные памятники помещикам Сабанеевым, их дом стоял на Некрасовском повороте. Был гранитный склеп Ухтомских – красивый и страшный. Мы бегали туда детьми. Потом его разграбили. Из священнослужителей запомнилась семья Неробовых. Очень гостеприимные люди, доброжелательные. Они уехали из нашего села. Слышала, что Вадим, их сын, получил юридическое образование и стал прокурором в Киеве. Дом дьякона Бориса Николаевича был ограблен. Позднее их раскулачили как служителей культа. А священника Попова убили, по-моему, воры. Некоторые колокола и церковную утварь увезли во время войны на переплавку. Церковные книги, наверное, забрала себе убогая, которая жила недалеко от церкви. Она предлагала нам книги, но их было не прочесть. Свалены были на чердаке её дома, но сейчас уже всё пропало. В церковь ходить не запрещали, но уже в войну она стала недействующей. Священникам не на что было жить».
По материалам форума Ярославского историко-родословного общества, http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=8552

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?