Деревянные кладбищенские церкви Балахнинского и Семеновского уездов Нижегородской губернии. Часть 3.
После Зарубино движемся дальше на север по Городецкому району. К слову, после 1921 года центр Балахнинского уезда был перенесен в Городец, и уезд, соответственно, переименован был в Городекций. Миновав последнее село по асфальту — Гаврилки, — проезжаем по насыпному грейдеру до Горяшино, где в полуклиометре на месте бывшей деревни Худяково в тополиных дебрях скрылось старое деревенское кладбище. На кладбище, погрязнув в зелени тополей и берез, сохранились две деревянные церкви. Старейшая из них — Покровская — датируется 1779 годом. О ней я расскажу первой.
Освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы церковь представляет собой рубленную в обло клеть на каменном подклете, крытую на два ската, с двумя прирубами — алтарным и притворным. К притвору примыкала крытая паперть на манер крыльца. Клетский тип характерен для деревянных церквей XVIII века, выстроенных тщанием местного прихода. По сути, это сооружение амбарного типа без колокольни и развитого оглавления. Две небольшие луковичные главки установлены над алтарным прирубом и храмовым объемом. Интересный артефакт своей эпохи — витой столб, сохранившийся на крыльце паперти. Столб причем резной, а не точеный, что также говорит об участии кустарей в строительстве церкви. В более поздний период, вероятно в конце XIX века, церковь обретает тёсовую обшивку внешних стен с фризом и пилястрами, закрывающими выпуски сруба. Кровельные свесы оформляются профилированными балками. И самая, на мой взгляд, важная деталь экстерьера церкви в Худяково — совершенно прекрасная и в чем-то даже наивная роспись на фасадах. Во фризах и капителях пилястр нанесены то ли цветочные, то ли солярные розетки. На гранях алтарной апсиды изображены фальш-окна. Подобная фасадная роспись мне встретится на деревянных кладбищенских церквях Балахнинского и Семеновского уездов неоднократно. Что, собственно, и сподвигло меня объединить эти объекты в одну серию публикаций, рассматривая это явление, как местную территориальную художественную особенность. Сам тёс окрашен в охру. Из-за нахождения церкви в плотных зарослях тополей, краска не выгорела и достаточно хорошо сохранилась со всех сторон здания.
Внутри храм соответствует своему внешнему облику и архитектурному типу. Достаточно аскетичный интерьер, во многом схожий с интерьерами клетских церквей Поонежья, не имел настенных росписей. По бокам солеи были установлены два киота, а позади нее фрагментарно сохранился простой каркасный двухчинный иконостас, отдаленно напоминающий тябловые иконостасы Русского Севера. Стены окрашены в глубокий ненасыщенный кобальт.
Само кладбище было обнесено каменой оградой, от которой на сегодняшний день сохранилась входная группа, очень схожая с аркой в Зарубино. Вероятно, ограда и новый тёсовый фасад церкви были выполнены в один период. Над въездными воротами можно заметить нишу для надвратной иконы.
Стоит добавить, что Покровская церковь холодная, что объясняет появление в непосредственно близости от нее другого храма — Троицкого, расположенного в тридцати метрах от нее. Троицких храм закладывался зимним и рассчитанным на гораздо больший приход. Но об этом в следующей части.