О внешности Александра Блока современники оставили очень много воспоминаний.
Владимир Пяст писал, что Блок «благодаря прекрасной осанке и, может быть, каким-нибудь ещё неуловимым чертам, вроде вьющихся «по-эллински» волос, производил впечатление «юного бога Аполлона».
Алексей Толстой вспоминал, что у поэта «зеленовато-серые, ясные глаза, вьющиеся волосы. Его голова напоминала античное изваяние. Он был очень красив, несколько надменен, холоден».
Максимилиан Волошин восхищался: «Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса».
«…Оклад кудрей пепельных с золотисто-огненным отливом, красиво вьющихся и на шее», — говорил друг Блока литератор Евгений Иванов.
Общие места понятны — античные статуи и прекрасные кудри. Вот и в стихотворении Анненского в 1908 году те же акценты.
Под беломраморным обличьем андрогина
Он стал бы радостью, но чьих-то давних грёз.
Стихи его горят — на солнце георгина,
Горят, но холодом невыстраданных слёз.
Шарообразный цветок георгина в стихотворении появился, вероятно, благодаря тому самому «окладу кудрей». Впрочем, Lolo (поэт-фельетонист Леонид Мунштейн) в пародии на стихи Блока пошёл ещё дальше. С его лёгкой руки мистический поэт стал… одуванчиком.
Вместо храма у нас балаганчик,
Мейерхольд заменяет попа…
Здесь тебя, о поэт-одуванчик,
Увенчает больная толпа…
С тех пор «Одуванчик-балаганчик» накрепко приклеился к Блоку.
#МосковскиеЗаписки