Одрино. Николо-Одрин женский монастырь.

Карачевский Одрин мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Впервые в документах Одрин монастырь упоминается в государственной грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда инокиней Евпраксией, которая была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря. Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705-1720 гг.). За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» со звонницей и Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви).
Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Однако в 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.). До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.
В 1922 году на территории монастыря была размещена детская колония, чуть позже — военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм (1930 г.). До наших дней сохранилось лишь два строения середины 19-го века — игуменский дом и братский корпус. Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны здесь был детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 г. детский дом закрыли. Некоторое время здесь находилась база отдыха швейной фабрики. Но за 10-12 лет до открытия монастыря здания опустели и были на грани разрушения.
22 июля 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Одрин женский монастырь во имя Святителя Николая. Настоятельница монастыря — игумения Мариам (Шагарова). В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией «Споручница грешных». В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого святого образа.
Сведения взяты из статьи «Монастыри и храмы Брянской епархии» опубликованной в «Брянском Православном Календаре. 2005 год от Рождества Христова» (Издание Брянского Епархиального Управления)

Одрин Николаевский монастырь, заштатный, в 7 верстах от города Карачаева. Первоначально находился при реке Одрине, затем перенесен был за 2,5 версты на берегу реки Песочни. Основан в XIV веке по случаю явления здесь иконы святого Николая чудотворца, которая и находится в монастыре до сего времени. В монастыре находится также прославившаяся в 1844 году чудотворениями икона Богоматери, именуемая «Споручница грешных» (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница). Эта святая икона долгое время находилась между другими ветхими иконами в обветшавшей часовне за монастырскими воротами, оставаясь в неизвестности среди богомольцев. В 1844 году от нее последовало чудесное исцеление одного двухлетнего мальчика, страдавшего жестокими припадками, не уступавшими никаким врачебным средствам. После этого святая икона была поставлена в монастырском храме и вскоре от нее последовали другие чудесные знамения. На этой святой иконе изображена в полурост Божия Матерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем; главы Их украшены венцами; обоими Своими руками Богомладенец объемлет простертую к Нему правую руку Богоматери; над главой Богоматери начертана звезда, от которой полукружием до половины изображения с обеих его сторон начертано по 6 звезд; по углам иконы изображены свитки с надписью: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну: да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне чрез Мене испросят». Празднование в честь этой святой иконы совершается 7 марта. В том же монастыре находятся еще чудотворные иконы Божией Матери: «Утоли моя печали», полученная в 1784 году в дар от графа Самойлова, в доме которого в Москве она прославилась чудесами, и явленная икона Богоматери, именуемая «Нечаянная Радость». В четверг 8 недели по Пасхе и 26 августа совершается из монастыря крестный ход в город Карачаев, где монастырская икона святителя Николая остается на 2 месяца.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В семи километрах от Карачева, на возвышении правого берега реки Песочни, расположен Николо-Одринский монастырь. В те далёкие времена, в 2,5 верстах от этого места, между 1376-м и 1425 гг., было явление чудотворной иконы Святителя Николая Мирликийского на сосне, близ речки Одрины. По преданию, трое братьев, жителей Брянска, случайно прознавшие про это чудотворение, пришли к тому месту, и, отнесли образ Святителя в свой город, где сразу же прекратилась страшная моровая язва, до этого унесшая жизни многих горожан. Церковь, построенная по обету специально для этого образа, вскоре сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на той сосне близ речки Одрины. Это было расценено как предзнаменование свыше, и уже на том святом месте, на опушке леса, была срублена деревянная церковь, ставшая первым строением будущего монастыря, который будет основан за 2,5 версты от этого места. Пройдёт некоторое время и этот храм снова разберут и перевезут на берег реки Песочни, где уже возникнет Николаевский Одрин монастырь.
Впервые в документах Одрина пустынь упоминается в грамоте дочери литовского князя Ольгерда, выданной замуж за карачевского князя Святослава. Инокиня Евпраксия (в миру Елена) стала настоятельницей другого женского монастыря, расположенного недалеко от Одриной обители. По этой грамоте, в 1352 году часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. В Смутное время пустынь изрядно пострадала, но вскоре был восстановлена. В летописях обитель упоминается в 1626-27 годах. В 1697 году патриарх Адриан подтвердил основание Одрина монастыря, расцвет которого пришёлся на время управления настоятеля-игумена Варнавы (1705-1720). На рубеже ХVII-ХVIII столетия здесь возвели уже каменные здания: в 1700 году сооружена надвратная церковь Иоанна Воина с приделом Сергия Радонежского, в 1710 году — соборный храм Николая Чудотворца, в 1707 году — тёплая Знаменская церковь в трапезной собора. В 1720 году «лихие люди» напали на обитель и буквально разорили её, а старца Варнаву предали пытке огнём, от которой он и скончался. Только при игумене Иувеналии состояние монастыря несколько улучшилось, но во времена Екатерины II вся принадлежавшая монастырю земля была отобрана в пользу государства.
В 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. В 1784 году Одриной обители вновь были пожертвованы 30 десятин земли и особо ценная икона Божией Матери «Утоли моя печали». Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856), который возвёл духовное устроение обители на высокий уровень, благоустроил монастырь. В 1843 году здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». При настоятеле Николаевского Одрина монастыря, архимандрите Феодосии, был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 1,7 км, построена двухэтажная гостиница для паломников на 40 меблированных номеров, настоятельские кельи, ряд служебных зданий, устроены пруды, в селе Одрино построена воскресная школа. Монастырь был обнесён двумя кирпичными оградами: внутренней (1200 м) и внешней (1700 м). Всего до закрытия монастыря в обители насчитывалось до 90 кирпичных строений. Покровителями и вкладчиками обители были князья Трубецкие и Барятинские.
Уже в 1922 году на территории Николо-Одринского монастыря была размещена «опытная школа» (детская колония-коммуна «Новая жизнь»), сильно потеснившая монастырскую братию. Сохранился документ, запечетлевший жалобу преподавателей колонии в Карачевский исполком: «Ежедневный звон колоколов, надоевший обитателям колонии до чертиков, мешает проводимым с детьми занятиям. Желательно, чтобы в недалёком будущем вместо крестов здесь развевались красные флаги…» В 1924 году монастырь был закрыт, но некоторые храмы продолжали действовать. В 1928 году, братия была разогнана; многие монахи нашли себе пристанище при храмах Карачева. В 1930-м году шестеро монахов из братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Со временем опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться, ещё больший урон нанесли местные жители, начавшие разбирать постройки на стройматериал. Видя такое положение, местными властями было принято решение разобрать колокольню (1928) и пятипрестольный соборный храм (1930). Оставили лишь бывший игуменский дом и братский корпус. Одно время здесь располагался военный полигон Западного фронта. Во время Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался немецкий военный штаб, впоследствии здесь располагались детский дом, закрытый в 1970-м году, средняя школа-восьмилетка и даже база отдыха швейной фабрики. Позднее здания опустели и были на грани разрушения. До наших дней сохранились лишь дом игумена, трапезный корпус и участки стен, построенных в первой половине ХIХ века. Игуменский дом — это образец монастырской жилой постройки в стиле позднего классицизма. Сооружение выполнено в лаконичной манере, равно как и сохранившееся здание трапезной.
Восстановление монастыря, уже как женского, началось со 2 марта 1995 года, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Настоятельницей обители была назначена игумения Мариам, которую 19 декабря 2015 года сменила игумения Серафима (Якимчук). Средства на восстановление монастыря собирали всем миром. Возрождение давалось очень тяжело. Как вспоминали насельницы обители, на помощь пришло чудо: на глазах у монахинь 4 января 1998 года проявился лик Святителя Николая на старой, совсем тёмной иконе. В том же году парализованный старец схимонах Макарий на инвалидной коляске отправился в Одессу. Там, по слухам, в частной коллекции находилась ещё одна древняя икона монастыря — Божией Матери «Споручница грешных», исцеляющая от болезней. На собранные по пути деньги Макарий выкупил драгоценную икону и привёз её в монастырь. Этот образ — один из первых списков с иконы, написанный при игумене Серапионе. В 1920-х годах, когда уцелевшие иконы из разорённого монастыря расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице села Старого Хотынецкого района Орловской области. В 1970-х годах её дом сгорел и она отдала икону соседям, а те впоследствии передали прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 году эта женщина была пострижена в монахини и увезла икону в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 года поступила в Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась на Украине. Вернуть её вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по её просьбе из Оптиной пустыни. 24 октября 1996 года чудотворная икона вернулась в родную обитель.
Сегодня Николо-Одринский монастырь, пребывавший в запустении много лет, преображён. Построена автодорога, подведён газ, возведена небольшая звонница, начато строительство собора во имя Святителя Николая. Женский монастырь встречает многочисленных прихожан и паломников возрождёнными зданиями, ухоженным хозяйством. Едва миновав ворота и пройдясь по старинной липовой аллее, его посетители ощущают чувство умиротворения. Здесь отдыхает и успокаивается душа.
Из книги «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014

Первое письменное упоминание об Одрине датировано 1352 годом. Оно содержит грамоты инокини Евлраксии, в миру княгини Елены, дочери литовского князя Ольгерда. В них говорится о существовании здесь женского монастыря в честь Рождества Богородицы. Елена, приняв православие и иноческий постриг с именем Евпраксии, стала одной из первых игумений обители.
В минуты испытаний находился мудрый духовный руководитель братии. Таким в начале XVII в. был игумен Варнава, назначеный настоятелем Одринской пустыни указом Петра I в 1705 г. по благословению просвященного Стефания, митрополита Рязанского и Муромского. Назначение Варнавы сопровождалось особой грамотой. Ему (Варнаве) было велено «… быть строителем, и той пустынью и братией, и служебниками управляти благочинно».
На рубеже XVII-XVIII в.в. начинается значительное каменное строительство монастыря. В1700 году сооружена надвратная церковь Иоанна Воина с приделом Сергия Радонежского. В 1703-1710 г.г. построен соборный храм Николая Чудотворца, в 1704-1707 г.г. — теплая Знаменская церковь в трапезной собора и новая деревянная ограда.
Весь монастырь обновлен и приведен в цветущее состояние игуменом Феодосией, назначенным на эту должность в 1886 г. В течение восьми лет в Одрине проводятся непрестанные и самые разнообразные работы по его благоустройству. С каждой стороны к обители примыкает принадлежащая ей роща с несколькими десятками уцелевших от векового бора сосен.
Летом 1844 г. в монастырь приехала купеческая жена Александра Почепина с двухлетним сыном Тимофеем, страдавшим ужасными припадками. Врачи были бессильны ему помочь. Мать попросила по своему сновидению перед этой иконой отслужить молебен, и ребенок исцелился. Икону, которая до этого находилась в часовне за монастырской оградой среди других старых икон, запыленную и почерневшую от времени, отмыли, обнаружив на ней знаменательную надпись: «Аз Споручница грешных к моему Сыну». Затем торжественно перенесли в церковь, а позже, когда перед ней стали совершаться другие чудеса и исцеления, в честь нее был построен каменный трехпрестольный храм. Вскоре от этой иконы последовали другие чудесные знамения, и с тех пор икона Божией Матери в Николо-Одринском монастыре прославилась чудотворною.
В 1846 г. иеромонах Одрина монастыря Смарагд был послан в Москву для сооружения ризы на чудотворную икону. Этого иеромонаха приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческуло. В благодарность за его гостеприимство из Одрина монастыря был прислан точный список чудотворной иконы. Полученная икона была поставлена в домашнем иконостасе и вызывала невыразимое благоговение. С разрешения хозяина перед иконой молились больные и получали исцеление. Все стали замечать, что по иконе мелькает необыкновенный блеск и капли маслянистой влаги, которой мазали больных, и они выздоравливали. В 1848 г. Бонческуло пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в приходскую Николаевскую в Хамовниках церковь. В годы оккупации икону «Споручница грешных» удалось вовремя унести из обители. С тех пор начались ее странствия. Вернули икону уже из Одессы и 24 ноября 1996 г. она заняла свое место в церкви монастыря.
Перенеся много потрясений, пожары и ограбления, Одрин монастырь дожил до XX в. Последнее сокрушительное разорение произошло в 20-е г.г. XX в. Изобретательности прорабов атеизма могли бы позавидовать их далекие предшественники — литовские воеводы и местные. Те только жгли и грабили, но не превращали храмы монастырские в зернохранилища, склады, отхожие места, тюрьмы и психиатрические больницы. После того, как из Одринской пустыни изгнали братию, монастырские стены становились то казармой, то приютом для беспризорников. Закрыв в 1924 году монастырь, комиссия по ликвидации Одрино-Николаевского монастыря взяла с монахов подписку, что в течение двух недель они выселятся из пределов бывшего монастыря и расположения детской колонии и обязуются в данных пределах не совершать населению никаких религиозных обрядов.
Значительная часть деревянных построек по решению УОНО была продана на слом за хлеб. Таким образом, из имеющихся в 1916 г. 90 зданий, на 1930 год значилось только 16, требующих капитального ремонта. Здание Николаевской церкви впоследствии было реализовано «путем продажи на разборку местным стройорганизациям для строительства элеватора и расширения Дятьковской хрустальной фабрики». В последние годы советской власти в строениях монастыря на откорме стояли быки — здесь было подсобное хозяйство одного из карачевских заводов.
В 1996 г. монастырские строения вновь переданы церкви. На этот разоренный приют пришла настоятельница игуменья Мариам. С ее приходом началось возрождение мертвой святыни. Она сумела найти деньги, материалы, строителей, чтобы отремонтировать сестринский корпус, возвести святые врата и звонницу, сделать ограду из кирпича, провести реставрацию игуменского дома, облагородить источниквоимя Николая Чудотворца. Сегодня здесь уже около сорока постоянных служительниц. У них 22 гектара земли, на которой они сами выращивают все овощи, зелень. Посаженный ими сад скоро будет давать плоды…
Карачев православный, http://karachev32.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?