ОДЕЖДА БЕЛОРУССКИХ КРЕСТЬЯН:
НАБЛЮДЕНИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX вв.
Одежда белоруса весьма незатейлива на вид. Нижняя часть мужского костюма состоит из рубахи русского покроя с косым воротом и узким воротником. Последний часто обшивают красной тесьмой. В более полонизированных местностях носят «ковняровую кошулю» с прямым разрезом, широким воротником, который огибает цветной платок, заменяющий собой галстук. Рубахи носят навыпуск с поясом. Поверх одевают «кымызельку» — жилетку из сукна или холста, застегивающуюся металлическими пуговицами. Верхняя одежда, «насов» бывает двух видов – с низеньким, едва заметным и («кывняровый») высоким, окладным воротником. Шьется такая одежда из холста; насов с коротким воротником шьют в талию и с карманами, украшенными синей тесьмой; насов «кывняровый», напротив, представляет собой балахон с широкими полями, не суживающимися в талии. В Витебской губернии насовы делают цветные, — синие, коричневые, темные; впрочем, холст, употребляемый для этой одежды, не имеет сплошной окраски, так как при тканье его белые нитки перемежают с цветными.
Насов у белорусов встречается не повсеместно, зато свитка — сермяга из серого или белого сукна может считаться их национальной одеждой. Сукно, используемое для свиток, приготовляется на местных сукновальнях, и обычно оно довольно грубое. По покрою свиты и насовы одинаковы. Свита в виде балахона с широким воротником одевается куда-нибудь в дорогу, тогда как сшитая в талию и с узким воротником считается парадной. Без свиты хозяин может разве что ненадолго зайти к соседу по делу или принять того у себя дома. Но если речь идет о званных гостях или походе в церковь он непременно натянет на себя свиту и подпояшется широким в несколько обхватов поясом, несмотря на летнюю жару или натопленную печь.
Зимой крестьяне носят овчинный нагольный тулуп – кожух, который бывает или длинным (для пути) или коротким (для работы около дома). Внешним видом кожуха белорус обычно не интересуется. Поэтому, когда надо принарядиться, при поездке на ярмарку в соседнее местечко, поверх тулупа натягивается и свита. Тулуп тоже обязательно носят с поясом.
Пояс вообще занимает важное место в одежде белоруса. Хороший пояс может передаваться в течение нескольких поколений. Ткут его из шерстяных ниток красного и синего цвета. Шириной он бывает до шести вершков, а в длину таков, что обхватывает хозяина три – четыре раза.
Типичный для нашего крестьянина головной убор (ныне вытесняемый рыночными картузами) – это высокая шапка из того же сукна, что делают свиты. По форме она имеет вид усеченного конуса с небольшими, завернутыми вверх полями. Такая «маргелка» носится круглый год, хотя летом ее иногда заменяет «брыль» — широкополая шляпа из соломы.
Женская одежда у белорусов состоит из сорочки, юбки, кофточки, застегивающейся у воротника на одну пуговицу, с короткими полами до пояса, или «китлика» — шнуровки, плотно облегающей грудь и спину и напоминающей корсет. Весь этот наряд дополняет фартук. Нарядная женская сорочка (рубаха — «спидница») шьется с широким воротником, широкими плечиками и рукавами, которые оканчиваются узкими, тонкими обшлагами. Плечи, рукава и ворот сорочки украшают цветной вышивкой. В последнее время «спидницы» все чаще шьют из ситца, но это новшество еще не успело вытеснить прежние рубахи из белого холста. Шерстяные юбки – «андараки» изготавливают из той же ткани, что и мужские пояса; чаще всего она очень грубая, окрашенная в красный и синий цвета. Из такого же сукна, только немного более тонкого, шьют и китлики. Впрочем, есть районы, где женщины всю одежду себе делают исключительно холщовой; шерстяные юбки серого или черного цветов появляются у них там только зимой. Такой наряд преобладает у жительниц Пинского уезда и в соседней с ним волостях Мозырского уезда.
Верхняя одежда женщин ничем не отличается от мужской, — крестьянки носят такие же кожухи и свиты, как и мужчины.
А вот женский головной убор белорусов затейливо варьирует по местностям. Девушки, правда, в теплое время чаще ходят с непокрытой головой. Девичья коса бывает или спущена (причем, концы ее переплетаются лентами — «китайками») или заботливо укладывается вокруг головы. Только в ненастье или в дорогу девушка набрасывает подвязанный под подбородком платок. Кое-где еще встречаются старинные девичьи венки из лубка или бересты, обшитые холстом и парчовой тканью. В настоящее время они уже большая редкость и увидеть их можно разве что в наряде невесты, когда ее собирают в церковь.
Самым распространенным головным убором замужней крестьянки является платок. Когда его подвязывают на лоб накладывают особую настилку из льна; платок туго охватывает голову и завязывается на лбу (на этой накладке); концы платка по обе стороны головы образуют нечто вроде рогов. В Полесье женщины до сих пор еще носят намитки – убор, имевший прежде в Белоруссии очень широкое распространение. Намитка имеет вид узкого полотенца с богато расшитыми узорными концами. Весь головной убор строится так: вначале на голову укладывают «тканицу» — пасму льна, зашитого в холст; далее надевают чепец, поверх которого уже повязывается намитка. Способов ношения намитки много. В одних районах, например, она охватывает подбородок, концы завязываются на середине головы и свернутые в трубки ниспадают на плечи… В Давид-Городецкой волости Мозырского уезда намитка подвязывается так, что два конца ее торчат впереди головы, а два других свешиваются по плечам почти до пояса.
Остается сказать несколько слов об обуви. Лапти у белорусов до сих преобладают в обиходе как мужчин, так и женщин. Кожаные башмаки – «черевики» носят иногда девушки и молодые женщины. На пожилых чаще можно увидеть сапоги.
Источник:
Довнар-Запольский М.В. Статистические очерки Северо-Западного края. Исследования и статьи.
Том Первый. Киев, 1909.
В белорусской деревне. XIX в.