Закладка корпусов подворья и храма состоялась 9 мая 1893 года… «Церковь и другие сооружения Пантелеимоновского Подворья строятся по проекту молодого архитектора Прокоповича и обойдутся от 350000 до 400000 руб.».
28 декабря 1895 года храм с пятью серебряными куполами и высокой шатровой колокольней торжественно освятил викарный епископ Елисаветградский Тихон (Морошкин) в сослужении настоятеля подворья афонского монаха Пиора и соборного причта при большом стечении верующего люда. На торжество прибыли с Афона представитель Пантелеимоновского монастыря – иеромонах Виссарион и из афонского подворья в Константинополе — иеромонах Иоанникий. Пел хор архиерейских певчих.
Главный престол (средний, с Царскими вратами) был освящён во имя святого великомученика Пантелеимона; правй придел – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и левый – во имя святителя Николая.
По окончании освящения началось богослужение в храме, который был переполнен. На торжестве освящения и богослужении присутствовали: Одесский градоначальник, генерал-лейтенант П.А. Зеленой, городской голова В.Н. Лигин, много представителей разных ведомств и другие лица.
Храм, рассчитанный на 2000 человек, располагался на третьем этаже здания, занимая всю величину фасада (ширина храма изнутри была десять сажень, 1 саж. = 2,16 м) и производил сильное впечатление своим благолепием и богатством. Полный света и простора, он словно олицетворял гору Афон, на которую верующие поднимались по широкой мраморной лестнице. Кстати, при строительстве подворья частично использовался афонский камень.
Золотой резной иконостас был выполнен московским мастером Н.И. Ахапкиным. Иконостас украшали иконы «уставного»фряжского письма работы В.В. Шокорева, академика Московской Академии Художеств, поставщика икон для двора Его Императорского Величества. В стенных киотах была живопись афонской работы, чрезвычайно тщательная и едва ли уступающая фряжской. Стенные росписи в византийско-русском стиле были сделаны одесскими мастерами.
В храме были устроены вместительные хоры. С хор узкая лестница вела на колокольню, которая (с крестом) имела высоту от земли 27 сажен. На колокольне было установлено 11 колоколов разного размера от 5 до 1200 кг, отлитых на Воронежском колокольно-литейном заводе.
С фронтона, выходящего напротив здания судебных учреждений, посетитель входил в прихожую, с правой стороны которой помещались часовня, иконная и свечная лавки; по широкой мраморной лестнице поднимался на второй этаж, где помещались гостиница, столовая, келии и комнаты для священнослужителей. В подвальном этаже помещались воздушные калориферы, отапливавшие всё громадное здание.
Первоначальные эскизы подворья были составлены известным санкт-петербургским архитектором Н.Н. Никоновым. Детальные планы разработаны и исполнены одесским архитектором Л.Ф. Прокоповичем, выпускником Академии художеств, известным в Одессе и другими проектами православных храмов.
Обошлось здание в 300000 рублей, пожертвованных братией и доброхотными давателями.
Обошлось здание в 300000 рублей, пожертвованных братией и доброхотными давателями. В начале 1920-х годов в России были закрыты все афонские подворья, а банковские счета были конфискованы ещё раньше. Одесское Пантелеимоновское подворье было закрыто 2 мая 1922 года. Комиссия губисполкома по изъятию церковных ценностей вывезла из храма всё, что можно. Иконы были изуродованы, их рубили топором, выкалывали глаза изображенным на них святым, настенная живопись была затерта и заштукатурена. Храм постепенно погружался в запустение.
1 марта 1942 года храм Пантелеимоновского подворья был открыт для богослужений, к середине лета в нём возродилась монашеская обитель из 7 насельников-украинцев.
После освобождения Одессы, в 1945 году, в здании подворья была возрождена Одесская духовная семинария.
В хрущевские времена не пристало «в рясах ходить по центру города», и в 1961 году семинарию в одну ночь перевезли из центра города в гостиничные корпуса Свято-Успенского мужского монастыря. Храм святого Пантелеимона был закрыт.
По инициативе секретаря Одесского обкома партии В. Солдатенкова в здании устроили планетарий, в нем находился уникальный маятник Фуко, был установлен один из самых современных ан тот момент в Советском союзе аппаратов «планетарий». В планетарии также показывали кино и читали лекции по киноискусству.
22 октября 1991 года исполком одесского областного совета передал здание Свято-Пантелеимоновского подворья Церкви, в нём возобновились богослужения.
В 1995 году в Пантелеимоновском подворье учреждена мужская обитель. В результате восстановительных работ преобразился внешний и внутренний облик монастыря. Фасадную часть храма украсили восемь мозаичных икон и наименование обители из мозаики.
К Пасхе 2009 года позолотили главный купол. Отреставрирована колокольня, ее шатровый купол украшается позолоченными пластинами более темного оттенка, установлены новые колокола, произведена роспись храма Державной иконы Божией Матери. В главном храме сделан новый иконостас с иконами в византийском стиле. Расписаны стены 3-х этажей по большой лестнице и обновлен паркетный пол храма.
Обитель пополнилась многочисленными иконами с частицами мощей святых угодников Божиих, особенно почитается образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть», чудесным образом обновившийся в тяжелое для монастыря время, а также иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», «Ченстоховская».
В настоящее время в храмах собора освящены пять приделов: Святого великомученика и целителя Пантелеимона (центральный), Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», преподобного Сергия Радонежского, Пресвятой Богородицы «Державная», святого великомученика Димитрия Солунского.
По материалам: https://ros-vos.net/palomnichestvo/4/odessa/3/