Столь необычное для современного восприятия название — Трудолюбия — исходит от святого праведного Иоанна Кронштадского. Именно этот священник и именно в этом городе не просто обратил внимание на жителей городских трущоб и неимущие слои населения, но и начал деятельно им помогать. Можно сказать, что святой праведный Иоанн Кронштадский разработал особую социальную технологию, которая актуальна до сих пор. Этому удивительному человеку принадлежит классификация бедности: «Бедность от рождения, бедность от сиротства, бедность от разных бедственных случаев — от пожара, от кражи, бедность от неспособности к труду по причине старости или болезни, или калечества, или по маловозрастности, бедность от потери места, бедность от лености, бедность от пристрастия к хмельным напиткам и, в наибольшей части случаев, от недостатка труда и oт недостатка средств, с которыми бы можно было взяться за труд: порядочной одежды, обуви, насущного хлеба, инструмента или орудия».
Активно занимаясь благотворительностью и уделяя особое внимание беднейшим слоям общества, он понял, что милостыня, конечно, необходима, но она часто развращает людей, отвращает их от труда. Ведь чем больше он раздавал денег, тем больше вокруг становилось нуждающихся. Так и родилась идея: для того, чтобы помочь отверженным вновь стать уважаемыми членами общества, нужна трудовая помощь. Учтя опыт предшественников, на средства благотворителей в Кронштадте был открыт первый Дом Трудолюбия. Здесь местной бедноте давали приют и ремесло — не сложное, но способное прокормить. Ночлег и питание не были абсолютно бесплатными, но для работающего в Доме вполне посильные. Причем принимали в Дом Трудолюбия как мужчин, так и женщин.
Появилось похожее учреждение и в Одессе, вблизи Пересыпского моста. Даже сегодня этот микрорайон неприветлив. Пересыпь — это песчано-ракушечная коса, отделяющая Хаджибеевский и Куяльницкий лиманы от Черного моря. Активно застраивалась она в начале XIX века. Здесь селился работный люд, труженики порта. И выбор именно такого места для основания Дома Трудолюбия более чем оправдан. Так, в пустынном и практически заброшенном Лесном переулке, началось строительство. Меценатом этого предприятия выступил одесский купец Петр Иванович Степанов. Он пожертвовал средства для строительства храма в память о Царе-Миротворце Николае I. Жертвователь проводил на строительстве все дни — с утра и до вечера, лично контролируя ход работ. Благодаря такому вниманию храм был построен всего за год.
Это было одноэтажное здание с двухэтажной надстройкой по центру, увенчанное пятью куполами, плюс еще один купол над алтарем. Проектировал и руководил строительством архитектор В.А. Домбровский. Дом Трудолюбия находился рядом и имел мастерские для работ, склады, просторные спальни, большую столовую и был рассчитан на 350 человек. Красивое здание храма стало настоящим украшением этого безрадостного на вид места. Освящен храм был 20 октября 1897 года Высокопреосвященнейшим Иустином, архиепископом Херсонским и Одесским, в сослужении городского духовенства и при стечении большого количества народа, заполнившего прилегающие улицы. Так в Одессе начал работать уникальный проект всесторонней помощи тем, кого принято было считать «отбросами» общества.
Однако грянул гром революции 1917 года, «освободившей» в том числе и обитателей одесского Дома Трудолюбия. Свято-Никольский храм был закрыт, а здание Дома передали промышленным предприятиям. Во время румыно-немецкой оккупации Одессы Свято-Никольский храм был открыт и действовал до 1961 года. Затем храм закрыли во второй раз. Долгое время здесь размещались ангар и склад хлебозавода имени Горького, спортивная школа. К 1992 году, когда сюда вернулся священник, здание превратилось в руины без крыши и ограды. Первое богослужение совершалось под дождем. Прихожане внесли свою лепту в возрождение этого храма. Он совсем небольшой, — как снаружи, так и внутри, но очень красивый, чистый и ухоженный. Вновь вознеслись его золотые купола, засияли над ними кресты. А святитель Николай, изображенный на внешней стене, привлекает всех на молитву. Возрождаются здесь и традиции благотворительности — приход откликается и активно участвует во всех подобных мероприятиях Одесской епархии.
Несмотря на период длительного запустения, сохранились святыни этого храма: Престольный крест и икона святителя Николая. Местные прихожане связывают это, без сомнения, чудо с приснопамятным архимандритом Алексием (Филозовым), который служил здесь до закрытия храма, потом хранил реликвии в Свято-Успенском мужском монастыре. Когда храм открылся второй раз в 1992 году, он вернул эти святыни.
По материалам официального сайта Одесской епархии «Православная Одесса»