ОЦИФРОВАННЫЕ КНИЖНЫЕ СОКРОВИЩА АРХАНГЕЛЬСКОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА

ОЦИФРОВАННЫЕ КНИЖНЫЕ СОКРОВИЩА АРХАНГЕЛЬСКОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА

Книжные памятники Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова — это уникальные северные рукописи XVI–XVIII веков, три печатных издания Синодальной типографии XVIII–XIX веков, не обнаруженные в фондах центральных библиотек, но когда-то найденные в северных деревнях, и еще три старообрядческих сочинения второй половины XIX века. Книги хранятся в Архангельске, в закромах фондов, а полистать их электронные страницы теперь может каждый желающий.

На портале Национальной электронной библиотеки (НЭБ) сейчас представлено более 40 тысяч оцифрованных документов из 71 учреждения страны. А до конца года их будет 48 тысяч.

Один из оцифрованных документов — рукописный Синодик Архангельского Свято-Троицкого кафедрального собора, созданный в первой четверти XVIII века мастеровыми холмогорской книгописной школы. Он содержит 53 цветных миниатюры, которые сопровождаются кратким комментарием в виде текста с левой стороны.

Миниатюры в стиле холмогорской книгописной школы детально прорисованы пером и частично раскрашены в красный, зеленый и желтый тона. Именно цветовая гамма позволила локализовать место создания иллюстраций. Известно, что зеленым раскрашивали традиционные сундуки в Холмогорах — центре Двинской земли, в конце XVII века переживавшем свой расцвет. В то время при архиерейском доме первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (1682–1702) работала целая артель художников, занимавшихся иконописью, иллюстрированием рукописных книг, а также оформлением предметов быта. Вероятно, мастера артели и создали этот Синодик по заказу Свято-Троицкого кафедрального собора — главного храма Архангельска, к которому постепенно переходили функции Холмогор: в 1702 году в Архангельск была перенесена резиденция воевод, в 1762 году — архиерейская кафедра.

Еще один из оцифрованных памятников — обнаруженный в Верхнетоемском районе Архангельской области экземпляр Псалтыри начала XIX века. Это издание — пример практики работы Синодальной типографии, где было принято печатать часть тиража книги только черной краской, а часть — со второй краской, красной — киноварью, и продавать их по разной цене: издание без киновари стоило дешевле.

Цифровые копии книжных памятников — результат совместной работы сотрудников Регионального центра консервации документов и сохранения книжных памятников и сотрудников Отдела электронных ресурсов Добролюбовской библиотеки.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?