ОБРЯД ДЕВИЧЬЕГО СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ У РУССКИХ В СВИДЕТЕЛЬСТВАХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

ОБРЯД ДЕВИЧЬЕГО СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ У РУССКИХ В СВИДЕТЕЛЬСТВАХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Об обряде девичьего совершеннолетия у русских мы можем судить только на основе ранее зафиксированных в печати немногочисленных сообщений. Одно из них оставил путешествовавший в 1823 г. по южной России А. Глаголев. В своих «Записках» он рассказывает о жителях принадлежавших графу Бобринскому сел Богородицкого уезда Тульской губернии. «Обычаи местных крестьян отличаются своей странностью. До 15 или 16 лет девки ходят здесь в одних только рубашках, схваченных пояском, а по прошествии этого срока надевают поневу. Обряд этот совершается в присутствии всей родни ее. Именинница становится обыкновенно на лавку и начинает ходить из одного угла в другой. Мать же ее, держа в руках открытую поневу, следует за ней подле лавки и приговаривает: «Вскоци дитятко, вскоци милое», а дочь каждый раз на такое приветствие сурово отвечает: «Хоцу – вскоцу, хоцу – не вскоцу». Но так как вскочить в поневу, значит объявить себя невестой и дать право женихам свататься, то никакая девка не заставляет себя долго упрашивать, и никакая не дает промаха при прыжке, влекущего за собой отсрочку в сватовстве до следующего года».
Весьма возможно, что автор не был очевидцем обряда и описал его с чужих слов. Однако не доверять ему нет причин. Даже цокающее произношение, которое не встречается давно в Богородицком уезде, ранее достоверно существовало. Заметим также, что тамошние крестьяне графа Бобринского прежде являлись монастырскими, т.е. могут считаться старожилами этих мест.

Все другие описания того же обряда представляют его в не самостоятельном виде, а как часть свадебного ритуала. Неизвестный автор из Мосальского уезда Калужской губернии в 1851 г. приводит ситуацию, когда после сговора родителей молодых «Явились соседи и родные (отца невесты), привели невесту, поставив ее на лавку, начали в один голос говорить ей: «не ходи, не ходи наше дитятко, по батиной по лавочке, не прыгай, не прыгай, не резвись, не резвись, в последний день, в последний раз; вскачи, вскачи в поневушку». – На это невеста отвечала им: «Хочу – скачу, хочу – нет». – Они же ей снова: «Скачи наша Аннушка, скачи наша родная, скачи наша любезная». Тогда невеста спрыгнула с лавки и соседки надели на нее поневу». Дальше был накрыт стол. Все присутствующие помолились Богу, «по очереди расцеловались, взяв сначала друг друга за руки, потом за полы, и поменялись хлебом и солью». Во время обеда родственница невесты разносила гостям дары, а невеста, обернув рушником стакан вина, угощала родных жениха, которые ее за это целовали. Этим «сватанье» заканчивалось.

Еще одно интересующее нас описание было сделано в Чердынском уезде Пермской губернии. Обряд там происходил во время свадебного сговора, на котором присутствовал жених. Невеста прыгала в сарафан, подставленный ей подолом кверху. Держала сарафан сваха, а не родные невесты, как в других местах. Невеста произносила обычную формулу, прыганье ее в сарафан означало согласие выйти замуж за этого жениха. Заметим, что в Пермской губернии немало тульских переселенцев, поселившихся там еще в XVIII в., так что обряд мог проникнуть туда через них.

Приведенные свидетельства показывают, что основными элементами рассматриваемого обряда у русских были: 1. Испытание девушки-невесты, нравственное и физическое; первое заключалось в том, что она должна была твердо выразить свою волю, второе – суметь впрыгнуть с лавки в подставленную одежду (возможно отсюда выражение: «выскочить замуж»). По поводу последнего нельзя не признать, что это испытание было очень легким и, очевидно, предназначалось некогда для детей. О том же говорят и обращенные к девушке приговоры, в которых она сравнивается с резвящимся ребенком. По-видимому, прежде соответствующий обряд проводился в более раннем возрасте. 2. Вторым элементом являлось облачение девушки в новую одежду – поневу (в Пермской губернии – сарафан, поскольку поневы там не носили). Понева – это принадлежность южнорусского женского костюма, заменяющая юбку; носили ее в основном замужние женщины. 3. Обряд имел публичный характер, происходил при стечении родственников, соседей, был одновременно праздником — оглашением совершеннолетия и предстоящего замужества.

Источник:
Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901 – 1913 гг. М.: 1994.

Виноградов С.А. Бабы тульские.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?