20 апреля 1924 года в Нью-Йорке завершила работу масштабная выставка русского искусства (выставка работ русских художников).
В течение шести недель посетители выставки знакомились с прибывшими из далекой России живописными, графическими, скульптурными произведениями. Всего на ней было представлено свыше тысячи работ более ста авторов.
Среди организаторов этой выставки-продажи был Константин СОМОВ.
«В последние дни, так как мы решили еще понизить цены, продажи пошли несколько лучше, — писал он сестре Анне Михайловой в Ленинград. — Даже после закрытия было продано 5-6 вещей. Между ними и мой “Балет”. Я получил за него всего 250 долларов (продан за 500) [по заключенным договорам художники получали половину от продажной цены произведения — З. л.]. Видишь — какие цены здесь можно выручить, а мы-то думали все о тысячах. Я рад еще за Зину [Серебрякову], наконец и она продала одну вещь — “Спящую девочку” тоже за 250 долларов. Это теперь ей очень кстати, я думаю, с болезнью матери она совсем потеряла голову.
Моральный успех нашей выставки был очень большой, все ею были восхищены, но нравились вещи наивные. Я, Серебрякова, Остроумова имели небольшой и только у рафинированной публики успех.
Настроение у меня неважное и тревожное, думаю о будущем, как устроить свою жизнь. Как жить дальше? Здесь мне советуют задержаться еще на сезон — осенью обещают два портретных заказа — а я не знаю, как мне быть».
В отличие от Сомова, которому собственное будущее на тот момент рисовалось туманным, перспектива у не проданных на выставке картин была вполне ясной. Работы отправили на склад, где из них «сделали две партии по 150 картин каждая».
Оба этих художественных собрания решили использовать в качестве передвижных выставок. Кроме того, были также запланированы еще и две-три небольшие (по 30–35 работ) мобильные экспозиции для показа их в маленьких городках.
На одну из выставок отводился год времени и восемь городов в шести южных штатах, на другую — полгода и четыре города в трех северных штатах.
Завершающий показ оставшихся от всех американских «турне» работ русских художников состоялся в Торонто на открывшейся в августе 1925 года Канадской национальной выставке. Картины, которые так и не нашли покупателя, в феврале 1927 года возвратились назад, к своим авторам.
В сентябре 2021 — январе 2022 года в Музее русского импрессионизма (Москва) прошла выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», посвященная той самой американской экспозиции. Организаторам удалось установить судьбу части работ, около ста из которых были показаны публике.
Что касается Сомова, то после закрытия выставки он ненадолго задержался в Нью-Йорке. За это время художник выполнил несколько портретов. Затем он перебрался во Францию, где прожил до своей кончины в 1939 году.
На фото: один из залов выставки работ русских художников. Нью-Йорк. 1924.
Подготовка публикации: Зеленая лампа, 20.04.2022