О таинственной записке. А.П. Чехов — Т.Л. Щепкиной-Куперник.

15 октября о таинственной записке.
А.П. Чехов — Т.Л. Щепкиной-Куперник.
[15 октября 1894 года Чехов отправил Татьяне Львовне Щепкиной-Куперник таинственное послание…]

“Наконец волны выбросили безумца на берег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . и простирал руки к двум белым чайкам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .”
(15 октября 1894 года, Москва)

Об этой записке Щепкина-Куперник писала в воспоминаниях:
“Это не отрывок из таинственного романа, —  это просто записка, означавшая, что [в Москву] приехал А.П. и хочет видеть нас — мою приятельницу молодую артистку Л.Б. Яворскую и меня. Следовали завтраки в редакции «Артиста» у Куманина, чаи в редакции «Русских ведомостей» у общего друга «дедушки-Саблина», съемки у [фотографа] Трунова…”

Т.Л. Щепкина-Куперник вышла из потомственной артистической семьи, ее прадедом был знаменитый актер Михаил Щепкин, она даже один сезон отслужила актрисой в театре Корша, но ее истинным призванием была литература. Она писала стихи, прозу, пьесы, переводила драматургические произведения. Известность ей принесли переводы пьес Эдмона Ростана “Принцесса Грёза” и “Сирано де Бержерак”, скандальную известность — ее роман с актрисой театра Корш Лидией Яворской, цветистые слухи о котором ходили по Москве.

Своим характером Щепкина-Куперник была похожа на своего импульсивного отца-юриста, который однажды выхватил револьвер и пальнул над головой извозчика, когда ему показалось, что тот слишком медленно тащится, живости ее характера соответствовало ее прозвище — Татьяна Кувырком. Правда, Чехов называл ее по-другому — Татьяной Ершовой или Татьяной Е-вой, по фамилии какого-то знакомого журналиста, за которого он якобы собирался выдать ее замуж.

У Чехова было прозвище Авелан, по имени вице-адмирала, возглавлявшего в то время русскую эскадру, посланную с визитом во Францию. Соответственно кружок московских друзей Чехова именовался “Авеланова эскадра”, а их встречи — “общим плаванием”. Чехова “затаскивали по обедам, театрам, собраниям литераторов и пр. Как он писал об этом времени — он жил «в беспрерывном чаду» и в конце концов не без облегчения уезжал в свое Мелихово”.

Еще Чехов называл Щепкину-Куперник кумой — они вместе крестили дочку у его соседа по Мелихово.

Настоящее “дитя города”, Щепкина-Коперник полюбила Мелихово. Чехов “как-то показал мне брелок, который всегда носил, с надписью: «Одинокому весь мир — пустыня». Но Мелихово явилось для него оазисом в этой пустыне, и там он был совершенно другим, чем в Москве. <…> Мелихово и для меня было такого рода оазисом”.
Родители Чехова благоволили к Татьяне Львовне, она всегда была прошенным гостем в усадьбе, притом предпочитала приезжать тогда, когда других гостей не было, оставалась только семья. Бесстрашно добиралась даже после таких предупреждений Антона Павловича: “Я буду в восторге, если вы приедете к нам — но боюсь, как бы не вывихнулись Ваши вкусные хрящики и косточки. Дорога ужасная, тарантас подпрыгивает от мучительной боли и на каждом шагу теряет колеса. Когда я в последний раз ехал со станции, у меня от тряской езды оторвалось сердце, и я теперь уже не способен любить.” Чехов запросто давал Куперник поручения: “Дорогая кума, возьмите у Келера на Никольской и привезите 2 ф. крахмалу самого лучшего, для придания нежной белизны сорочкам, а также панталонам. Там же взять полфунта прованского масла, подешевле — для гостей. А также побывайте на Арбате у портного Собакина и спросите у него, хорошо ли он шьет. Остаюсь любящий Вас Кум-мирошник, или Сатана в бочке”.

“Он вообще очень дразнил меня, но поддразнивание его было так добродушно, что обижаться на него нельзя было, и я первая от души смеялась, особенно так как знала, что А.П. дразнит только тех, к кому он относится хорошо. Больше меня он дразнил, кажется, только Лику”.

“Самая его жестокая шутка была такова. В Мелихове бродили «по наивному», как его называл Чехов, двору — голуби кофейного цвета с белым, так называемые египетские, и совершенно такой же расцветки кошка. А.П. уверил меня, что эти голуби произошли от скрещения этой кошки с обыкновенным серым голубем”. Татьяна Львовна поверила, в литературных кругах долго смеялись.

Импульсивности характера Куперник Чехов обязан возобновлением дружбы с Левитаном. Лучшие друзья Чехов и Левитан долгое время были в ссоре (после известной историей с рассказом “Попрыгунья”), Щепкина-Куперник как-то взяла и спонтанно привезла Левитана в Мелихово, рискуя навлечь на себя гнев писателя. Но, к счастью, всё закончилось хорошо.

Отношения Чехова и Куперник не были безоблачными. В конце 1894 года, в начале 1895-го между ними произошел какой-то неизвестный нам конфликт, после которого Чехов написал примирительное письмо, предлагал “выпить мировую”, Куперник ответила резко:
“Очень рада, милый Антон Павлович, что Ваше более чем странное настроение вас покинуло. Мой ум отказывался понимать, что ВЫ можете быть похожи на прочих — простите за выражение и согласитесь с ним — людей… неостроумных. Это производило маленькую революцию во всем моем взгляде на вещи”.
В те же дни Чехов в письме Суворину написал о Щепкиной-Куперник совсем уж жестко:
“Приезжайте, но не целуйте «ступни ног у Куперник». Это талантливая девочка, но едва ли она покажется Вам симпатичной. Мне жаль ее, потому что досадно на себя: она три дня в неделе бывает мне противна. Она хитрит, как чёрт, но побуждения так мелки, что в результате выходит не чёрт, а крыса”.

Татьяна Львовна вдогонку своему резкому письму прислала милое письмо с извинениями, отношения наладились. Чехов всё так же подшучивал над Щепкиной-Куперник, в том числе — над ее литературными успехами.
“Один из любимых его рассказов был такой: как он, А.П., будет «директором императорских театров» и будет сидеть, развалясь в креслах «не хуже вашего превосходительства». И вот курьер доложит ему: «Ваше превосходительство, там бабы с пьесами пришли! (вот как у нас бабы с грибами к Маше ходят)».
— Ну, пусти! — И вдруг — входите вы, кума. И прямо мне в пояс. — Кто такая? — «Татьяна Е-ва-с!» — А! Татьяна Е-ва! Старая знакомая! Ну так уж и быть: по старому знакомству приму вашу пьесу”.

Как-то Чехов попросил Татьяну Львовну прислать ему в Ялту ее одноактную пьесу «Вечность в мгновении”.
“Пришлите, пожалуйста. Я хочу прочесть здесь лекцию «об упадке драматического искусства в связи с вырождением»  —  и мне придется прочесть отрывки из Ваших пьес и показать публике фотографии  —  Вашу и артиста Гарина [очень уважаемый Чеховым актер Малого театра, в котором шла эта пьеса].
Да, Вы правы, бабы с пьесами размножаются не по дням, а по часам, и, я думаю, только одно есть средство для борьбы с этим бедствием: зазвать всех баб в магазин Мюр и Мерилиз и магазин сжечь”.
Письмо было написано в 1898 году, а в 1900-м этот шикарный универсальный магазин полностью сгорел…

Странно, Куперник писала, что у нее с Чеховым были простые дружеские отношения, а более сложные, включающие флирт, отношения были у Чехова с Яворской. Но жена писателя Ольга Книппер терпеть не могла именно Татьяну Львовну, видимо, ревновала к ней. М.б. завидовала дружеской легкости в общении ее мужа и его кумы?

Советские судьбы Книппер и Щепкиной-Куперник оказались очень похожими. Книппер — народная артистка СССР, кавалер двух орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, легенда МХАТа, вдова Чехова, Щепкина-Куперник — заслуженный деятель искусств РСФСР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Знака Почета, перевела около 60 пьес из золотого фонда мировой драматургии, написала воспоминания о Чехове.

Как писал Е. Евтушенко: “…После Отечественной войны седовласая Книппер-Чехова аплодировала седовласой же Щепкиной-Куперник, когда та представляла свои переводы из Вильяма Шекспира и Лопе де Вега во МХАТе. К счастью, старость иногда усмиряет нашу ревность, если, конечно, не взвинчивает ее до ненависти со скрежетом вставных челюстей.”

Т.Л. Щепкина-Куперник, Л.Б. Яворская, А.П. Чехов. Фотограф Трунов. 1894 год. “К этому [написания настоящей записки] периоду относится фотография, на которой мы сняты втроем: Яворская, Чехов и я. <…> Снимались мы все вместе и порознь, наконец решено было на память сняться втроем. Мы долго усаживались, хохотали, и когда фотограф сказал «смотрите в аппарат», — А.П. отвернулся и сделал каменное лицо, а мы все не могли успокоиться, смеясь, приставали к нему с чем-то — и в результате получилась такая карточка, что Чехов ее окрестил «Искушение св. Антония».”
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник.
#история #19век #АнтонЧехов #ТатьянаЩепкинаКуперник #дружба #Мелихово #Россия #шутки #ОльгаКниппер #театр

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?