О СЕМЕЙСКИЙ ПОЯСАХ

О СЕМЕЙСКИЙ ПОЯСАХ

Семейские — потомки старообрядцев, поселившиеся в Забайкалье во второй половине XVIII века.

Значительная удаленность большинства семейских селений от городов и промышленных центров, замкнутый образ жизни и тесные семейно-родственные связи, диктовавшиеся религиозными устоями — всё это способствовало сохранению почти в первозданном виде жизненного уклада, быта и культуры семейских.

В культуре семейских особый интерес вызывает женский костюм. Традиция носить подобные одежды у семейских сохранилась в течении всего XX века. По всей вероятности, такое долгое ношение костюма являлось еще и видимо знаком протеста по отношению к властям, как проявление старого образа жизни. Каждый элемент костюма несет свою семантику, то есть что то значит.

Пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Известны пояса широкие и узкие. Широкие оригинальные узорные пояса носили на территории современной Бурятской АССР и в некоторых селениях Петровозаводского района Читинской области (Харауз, Новая Брянь и др.). Пояса были суконные, т. е. шерстяные, из гаруса яркой расцветки, или толковые с узором — выбранные, в перебор.

Их ткали на небольших кроснах — станочках, без берда, с одними ниченками, в которые протягивали нити основы. Пояса в 8-15 см шириною ткали в 40-50 парочек (парочка — 3 нити основы). Бывали пояса, вытканные в 85 парочек.

Основу большинства геометрических узоров составляли ромбические фигуры, так называемые круги, шагаечка и пр. Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов: фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался браный узор.

Пояса (женские — длиною 2,5 м, а мужские — длиннее) два раза обертывались вокруг талии. Женщины носили пояса поверх сарафана, концы затыкали за пояс или же, сложив вдвое, скалывали впереди пиночкой — булавкой. Мужчины носили пояс поверх рубахи, иногда тоже скалывая спереди или сбоку. Более короткие пояса назывались пряжки.

Узкие мужские и женские пояски шириною до 2 см ткались на бердечке с браным узором — перебором. По фону — землице — пояска располагали несложные геометрические узоры — косые кресты, крючки и т. д.

Геометрические мотивы — ромбы, квадраты, по мнению большинства исследователей, являются видоизмененными в тканье и вышивке кругами — символами небесных светил. Существует мнение о смысловом значении ромба с крюками, принадлежащее А. К. Амброзу, который считает его символом плодородия или женского начала в природе, выступающего в значении «от палеолита до наших дней». Прямоугольные или ромбовидные клетки, круги во всю ширину пояса и кресты-вилы, дуги между ними наиболее распространены в поясном творчестве у семейских. Кресты очень часто дополняются крючками. Это часто вписанные ромбики или прямоугольники с односторонними или двухсторонними рядами крючков и простым или усложненным крестом в центре. Сочетания этих несложных элементов разнообразны.

Костюм семейских Забайкалья один из стойких уникальных этнических индикаторов, важный элемент материальной культуры и подлинное явление большого искусства, синтезирующего различные виды декоративного творчества.

Исследовательская работа «Семантика пояса в костюмах семейских Забайкалья». Автор Ветошкина Л.Б.

———

Пояса на фото из коллекции Этнографического музея народов Забайкалья

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?