О РАБОТЕ РЕМЕСЛЕННЫХ МАСТЕРОВЫХ ЛЮДЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ В XVII в.

RЕПЛИКА: текст от 15.06.2023.

О РАБОТЕ РЕМЕСЛЕННЫХ МАСТЕРОВЫХ ЛЮДЕЙ
ГОРОДА МОСКВЫ В XVII в.

… Перейдем к материальному положению московских ремесленников. Здесь нас прежде всего интересует вопрос об отношениях между теми, кто изготавливал и приобретал ремесленную продукцию. Бесспорно, в Москве мастеровой делал свою работу не только по заказу отдельных лиц, но и на рынок. В столичных торговых рядах всегда можно было найти самые разные предметы, вышедшие из ремесленных мастерских. Например, в 1664 г. по государеву указу единовременно для жалования полонянникам на одном только на Гостином дворе было куплено 427 чекменей и 4.5 тыс. аршин холста. Неизвестно насколько тогда был выбран из лавок наличный товар, однако масштабы закупа выглядят внушительными, тем более что речь идет о предметах, которые в Москве повсеместно вырабатывались во дворах бояр и монастырей, а стало быть на их массовый сбыт торговцам трудно было рассчитывать.
В некоторых ремеслах, по-видимому, существовала система прямых отношений производителя с покупателем. Так, серебряники, скорняки сами являлись продавцами своих изделий; в кузнечном деле преобладала работа на заказ. Продажа торговцами шапок, рукавиц, портов, сапог, изделий из дерева говорит о том, что в области изготовления этих предметов обычно существовало посредничество. Мастеровые люди изготавливали свои произведения на дому, а затем приносили их в торговые ряды для сбыта торговцам.
Остановимся на одном документе, рисующим отношения между мастером и торговым человеком. По распоряжению казны, в новом сапожном ряду был произведен сыск в отношении сапожника Федьки Мишатина с целью выяснить можно ли его принять на службу в государеву мастеровую палату. Старосты и торговые люди сапожного ряда заявили, что они Федьку «в лицо знают, и сапоги он им на продажу выносит, а воровства они за ним никакого не ведают, потому что он Федька человек приезжий (каргополец), и двора у него на Москве нет, а в ряд де он приходит к ним недели в две, в три, в пять раз». Между тем, того же торгового ряда стрельцы показали, что когда «тот Федька напьется пьян, то с многими людьми дерется и называет стольников, и стряпчих и дворян московских послуживцами (холопами)». Вот, пожалуй, типичная сказка о московским мастеровом: изделия свои продает, когда придется, скитается по чужим дворам, иногда пьянствует.

Вообще для XVII в. надо полагать, смешанную систему отношений между покупателем и изготовителем ремесленных изделий, причем в начале столетия очевидно чаще встречалась работа на заказ. Заказы эти отличались некоторыми особенностями: мастеровой получал от заказчика весь необходимый материал (или деньги на его приобретение) и отдельно плату за свою работу. Нередко он работал в доме нанявшего его заказчика, потому что среди расхода мы видим и расход на сальные свечи: так, например, работали портные. Иногда даже сравнительно сложные вещи заказывались аналогичным образом; скажем, для изготовления восковых свечей приобреталось известно количество бумаги, воска, а мастер получал только за работу. Серебряные изделия, например, иконные оклады, заказывались тем же способом. Будущий патриарх Никон во время своего пребывания в Москве в сане новгородского митрополита редко покупал вещи в готовом виде, предпочитая их заказывать. Даже мука не всегда покупалась готовой, покупали рожь и мололи ее на мельнице.

Когда речь шла о выполнении сложных работ, например, строительстве хором, применялась система подрядов. Подрядчиками (уговорщиками) выступали либо отдельные предприниматели, либо их компании, либо артели ремесленников. Так, в 1660 г. трое подрядчиков, гостиной сотни человек Ануфриев, и Басманной слободы люди Тимофеев и Садовничий подрядились поставить на государево хоромное строение лесные материалы на своих подводах. Бумажную мельницу ставила артель плотницких мастеров из 16 человек. Железную снасть для той мельницы доставляли кузнец Никитин и слободской тяглец Ларионов: первый из них очевидно участвовал в деле своим трудом, а второй помогал ему капиталом.
Если мастеровые брались выполнить тот или иной подряд, то обязывались друг за друга круговой порукой «за един человек», а иногда представляли поручителей со стороны. Таким образом, и в деле сложных ремесленных заказов мы встречаемся, как с прямыми отношениями заказчиков и производителей, там и с посредничеством капиталистов. Причем последние в мастеровой среде могли быть иногда весьма крупными. Так, в 1685 г. каменщик Артюшка Данилов «с товарищи» договорился сделать в селе Воробьевы каменные подклеты на сумму 935 рублей, причем обязался поставить артель каменщиков из 100 человек, а прочих «подвязчиков» набрать столько, сколько понадобиться. Интересен способ гарантии качества вновь выстроенного здания: подрядчик обязался в течение 15 лет исправлять все «порухи» в сделанных им подклетах.
… Примеры подрядов показывают нам, что кроме мастеровых, имевших свои мастерские, бравших работу на дом, в столице были и ремесленники, трудившиеся артелью по найму.

Источник:
Довнар-Запольский М.В. Торговля и промышленность Москвы XVI – XVII вв. М.: 1910.

Васнецов А.М. Красная площадь в Москве XVII в.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?