Святой Власий почитается в православной (память 11 февраля по юлианскому календарю) и католической (память 3 февраля) церквях.
Мощи святого находились в Севастии, но во времена иконоборчества в 732 году были перенесены в итальянский город Маратею, святым покровителем которого Власий считается до сих пор. Оттуда частицы мощей Власия были перенесены во многие храмы в разных странах Европы. Особо почитается святой Власий в хорватском Дубровнике, где в его честь освящён храм (там находится голова святого). По преданию, святой в 971 году явился жителями города и предупредил их о нападении врагов. Также святой Власий изображён на флаге Дубровника.
В Киевской Руси первый храм, посвящённый святому Власию, был заложен князем Владимиром сразу после Крещения Руси на Подоле. В нём находилась особо чтимая икона святого с частицей его мощей. Храм просуществовал до XVI века. Сейчас на его месте находится Введенская церковь, один из престолов которой освящён в честь Власия Севастийского. К 1111 году относится первое упоминание храма Власия Севастийского в Новгороде; здание, которое сейчас находится на этом месте, было построено в 1407 году. В Москве на Арбате в XVII веке был построен каменный Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе. В Ярославле в 1714 году был освящён храм во имя святого Власия Севастийского.
В католической традиции святой Власий Севастийский относится к «четырнадцати святым помощникам». Согласно преданию, он обладает особой благодатью Божией при врачевании болезней горла, предупреждении подавления пищей (впервые эти представления зафиксированы в VI веке в Византии). Власий считается также покровителем домашних и диких животных, так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей.
В честь священномученика Власия названы многие города и селения в Европе. Имя святого популярно во Франции, Италии и славянских странах.
В православной традиции святой Власий Севастийский обычно изображается старцем с длинной бородой в омофоре и со Святым Писанием в руках. Католическая иконография изображает Святого Власия в митре, паллии, с епископским посохом и двумя скрещёнными свечами.
В славянской народной традиции святой Власий — покровитель скота, «отмыкающий у коров молоко» в конце зимы. Традиционные представления о святом Власии восходят к образу славянского скотьего бога Велеса. Соединению образов языческого божества и христианского святого в народном сознании, вероятно, способствовала звуковая близость их имён. На Руси с принятием христианства на местах языческого поклонения Велесу часто воздвигались церкви святого Власия. По мнению русского и финского филолога Вильо Мансикки, польского академика Генрика Ловмянского и др., наоборот, сам Велес представляет собой мифологизированный образ святого Власия, заимствованный восточными славянами-язычниками из христианской Болгарии.
Согласно житию, во время гонений на христиан при римском императоре Лицинии, святой Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. Мотив покровительства скоту отражён в иконографии святого Власия. Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота. В славянской народной традиции святого Власия звали «коровьим богом», а день его памяти — «коровьим праздником». В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия («конское свято») объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу. По северноукраинским представлениям, Власий «завидуе рогатою скотыною». В Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота. В восточной Сербии (Буджак) Власьев день считался праздником волов и рогатого скота, в этот день не запрягали волов.
Если Власьев день совпадал с Масленичным днём, тогда про этот день говорили: «На Власа бери ковшом масла». «Скотий бог сшибает с зимы рог», а на Онисима-овчарника 15 (28) февраля, «зима становится безрогой».
Святого Власия сугубо почитали крестьяне. Русский народ смотрел на святого Власия как на покровителя домашнего скота, который нередко от имени этого угодника назывались «родом Власиевским»; особенно коровы – часто попросту назывались «власиевками». Причина здесь, конечно, в «звериной» теме его жития, а также в том, что когда-то, ещё при крещении Руси, имя Власия оказалось близко по звучанию имени идола Велеса, или Волоса – языческого божества, связанного со скотоводством. Власий, кстати, оказался одним из первых святых, чьё почитание пришло на Русь: уже при св. князе Владимире в Киеве появился освящённый в его честь храм.
Как бы то не было, но Власий прочно вошёл в крестьянскую культуру. Конечно, это хорошо, когда труд освящается молитвой, на него призывается благодать Божия и заступничество почитаемого святого. Но, к сожалению, это почитание приобретало порой языческий характер, смешивалось с суевериями, а святые в народном сознании превращались в каких-то полубогов, ответственных за свои «сферы деятельности», и теряли связь со своими житиями. Не надо думать, что помощь святого ограничена лишь одним кругом вопросов – ведь они получили благодатные дары от Бога, неограниченного ни пространством, ни временем.
Использованные материалы
1.Мадлевская Е. Л. Власий — скотий бог // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2005. — С. 676.
2. Лаврентьева Л. С , Смирнов Ю. И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. — СПб.: Паритет, 2004. — 448 с.
3. Священномученик Власий Севастийский/ Православная энциклопедия
https://www.pravenc.ru/text/155013.html