О Колымажном дворе на Волхонке.

Место неподалеку от Кремля, где сейчас стоит один из главных столичных музеев, не раз кардинальным образом меняло свое назначение. В середине XVI века, после большого московского пожара 1547 года, уничтожившего треть городских построек, сюда перевели из Кремля царские конюшни. А заодно построили сараи для карет, или колымаг, откуда и пошло закрепившееся за местом название — Конюшенный (или Колымажный) двор. Его отголоски до сих пор сохранились в окрестной топонимике — в названии храма и одного из переулков. Вокруг расселились опричники царя Ивана Грозного и стрельцы.***

По наблюдению Забелина, весь юго-запад Занеглименья работал по дворцовому конюшенному ведомству, причем задолго до XVI века. Имя ведомства — Конюший путь — сегодня кажется названием дороги. Это была бы киево-смоленская дорога — современные Волхонка и Остоженка, а позже и Пречистенка. Конюший путь владел дворцовыми лугами — Лужниками — в излучине Москвы-реки напротив Воробьевых гор. Ближе стоял государев Остоженный двор (от слова стог), куда крестьяне дворцовых сел свозили сено. Рядом располагалась Стадная слобода конюхов. А с появлением в Чертолье Новых конюшен образовались жилые Конюшенные слободы, Старая и Новая, близ современных Пречистенки и Плющихи.***

Один из древнейших планов Москвы — Петров чертеж, выполненный около 1600 года, — так рисует эту местность: От Боровицких ворот Кремля, от моста через Неглинную, разбегаются современные Волхонка (вверх по карте) и Знаменка (вправо). В началах обеих улиц стоят заградительные решетки, запиравшиеся на ночь. На Волхонке выделяется каре Государева Конюшенного двора — это квартал современного Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Плацдарм, или, как говорили в старину, «пожар» Кремля достигает угла Конюшен, так что застройка будущей Волхонки до этого угла оказывается односторонней, как и застройка будущей Ленивки — проезда к речным воротам Белого города.

Пока существовал плацдарм, проезд со Знаменки к воротам шел через него напрямую. В конце XVII века, когда над перевозом появился Каменный мост, приуроченный к Водяным воротам, плацдарм был уже застроен. «Пожар» вокруг Кремля создан указами Ивана III от 1493 года. Для этого сносились дома и даже храмы. Петров чертеж находит, что плацдарм уже начал застраиваться. Так, между Ленивкой и Кремлем показан крупный двор в двойной ограде. Это, должен быть, Лебяжий двор, где на запруженной Неглинке разводили птицу к царскому столу. Современный Лебяжий переулок, вероятно, пролегает по линии внешней ограды двора.***

В XVIII веке дворы посадских людей сменили дворянские усадьбы, принадлежавшие известным фамилиям: Черкасским, Шаховским, Голицыным, Нарышкиным, Волконским. В подвале дома Волконских (там, где сейчас Музей личных коллекций) располагался популярный питейный дом «Волхонка» — он-то и дал название улице***

На плане конца XVIII века по периметру Колымажного двора стоят: дворцовая конюшенная канцелярия, ее архив, казна и караульни, жилье служителей, конюшни, каретные сараи, склад сбруи, манеж для выездки с ложей для благородных зрителей и, наконец, большой амбар — почти музей, «где стоит богатый старинный экипаж и конские старинные уборы лежат». В центре двора показан, разумеется, колодец. ***

На рубеже XVIII–XIX веков на Колымажном дворе обучали верховой езде — там был публичный манеж, и ничто не предвещало зловещих перемен. Но в 1834 году его территорию вместе со всеми строениями заняла пересыльная тюрьма, а манеж застроили бараками. ***

Хотя находилась тюрьма в двух шагах от Кремля, легенд о знаменитых «постояльцах» не осталось. Разве что ждал в ней отправки в Сибирь польский революционер Ярослав Домбровский, руководитель военно-революционной организации — Комитета русских офицеров в Польше и один из будущих лидеров Парижской Коммуны. Осужденного на 15 лет каторги горемыку спасли московские народники, организовав ему побег.***

Тюрьма просуществовала на этом месте до конца 1870-х годов. К этому времени было завершено строительство храма Христа Спасителя, готовилось его торжественное освящение, и тюрьма напротив новой (и — как мы знаем теперь — многострадальной) святыни была совсем не к месту. Около 1879 года ее перевели в Бутырский тюремный замок, обветшавшие постройки снесли, а место Колымажного двора стало «пустующей землей». В 1890-х годах Московский университет, по настоянию профессора Цветаева, повел борьбу за эту землю.***

Благодаря совместным усилиям многих людей, 17 августа 1898 года состоялась закладка Музея изящных искусств. На ней присутствовали: император Николай II и члены его семьи, представители Московской Городской думы и почётные гости. Под строительство здания была безвозмездно предоставлена территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. Официально было утверждено название – «Музей изящных искусств имени императора Александра III» (название дано по воле Варвары Андреевны Алексеевой — первой крупной жертвовательницы). ***

13 июня 1912 года Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) был открыт. На этом история Колымажного двора заканчивается. Пока.***

Источники: статьи с сайтов Архнадзор (2012 г.) и ЖЖ lj npl 22. Прошу извинения за неактивные ссылки.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?