о. Иоанн Кронштадтский и отлучение Льва Толстого от Церкви.
Попытка Синода наказать о. Иоанна Кронштадтского за его требование была наказана слепотой Митрополита Санкт-Петербургского Исидора.
Болея о пастве, заражаемой толстовщиной, дорогой Батюшка заявил Синоду: «Если вы не отлучите Л. Толстого от Церкви, я сам вынужден буду отлучиться от вас, а за мной пойдёт весь народ». Но чтобы настоять в своём упорстве, первенствующий член Синода Митрополит Исидор силой и угрозой своей власти решил легко и просто разделаться с о. Иоанном. Он вызвал его к себе и грозно спросил, по какому это праву он нарушает правила Номоканона, допуская общую исповедь, тогда как в нём сказано, что священник каждого исповедника в отдельности должен накрывать эпитрахилью, исповедывать и разрешать. А о. Иоанн исповедует и разрешает сразу несколько тысяч человек. Батюшка ответил: “Скажите почему, ко мне недостойному, за тысячи вёрст ежедневно приходят тысячи обременнных грехами, жаждущих, как “елень на источники водные”, ища Христова утешения? Иной день их бывает до 14 — 15 тысяч. А я грешный, по своей старческой немощи, поодиночке могу исповедать в день не более 50-ти человек. Придерживаясь буквы закона, я отпущу голодными 13950 человек, и алчущим от голода слышания слова Божия, вместо хлеба жизни, должен дать камень формалистики и чёрствого отношения к омытым Кровию Сына Божия душам;. вместо рыбы (духовного утешения), должен дать змею (огорчения), вместо яйца (духовного питания) дать скорпию (сердечной горечи)? Кто за это ответит? Разве они виновны в том, что жажда духовного утешения и желание снять тяжкое греховное бремя с души влекут их ко мне? многие из которых пешком идут ко мне иногда за десять тысяч вёрст, по пути минуя тысячи пастырей, не находя у них требуемой ими воды живой текущей в жизнь вечную (Ин.4,14). А потому я не могу вас слушаться более, нежели Бога. Пою Богу моему, дондеже есмь! (Дн.4, 19; Пс.103,33). И после этих слов, топнув ногой, Отец Иоанн вышел.
Митрополит Исидор велел написать указ, по которому за непослушание высшей церковной власти о. Иоанн наказывается ссылкой на дальний север в созданный им же самим Сурский монастырь (женскую общину), под начало, т. е. на послушание. Указ был представлен Митрополиту на подпись. Митрополит хотел подписать его и спрашивает: «где указ, где перо?» Ему говорят: «Они перед Вами». — “Я не вижу, я ослеп…». — «Да у Вас, Владыко, глаза помутнели». Владыка распорядился: «Скорее пошлите за о. Иваном!” Гонцы нашли о. Иоанна на пристани, окружённого толпой народа, и доложили ему просьбу митрополита возвратиться обратно к нему, так как он ослеп. Батюшка сказал: ”Он давно ослеп духовными очами и не видит волка, расхищающего стадо овец Христовых, за что ему послана и телесная слепота. Пусть пообещает отлучить Толстого от Церкви, тогда я вернусь”. И когда Батюшка получил утвердительный ответ, отец Иоанн предстал перед митрополитом, который сказал: ”Батюшка, прости, я тебя оскорбил”. А батюшка: ”Что ты вздор говоришь, ты митрополит, а я твой послушник, какое может быть оскорбление?” — ”Я согрешил”. «А, согрешил? так — кайся, и сотвори плоды, достойные покаяния». И начал Батюшка обличать Митрополита Исидора и ему подобных, имеющих духовные саны, говоря: ”Ах вы, псы немые, не могущие лаять на волков, расхищающих Христово стадо! У пса лишь шкура годится на барабан! Ах вы, кладенцы сокрушённые! Ах вы, пастыри слепые и безблагодатные! По вашему, исполняя букву закона, я должен накормить духовной пищей только 50 — 100 человек, а свыше десяти тысяч должны обратно уходить от меня голодными? Вместо хлеба жизни они должны получить от меня камень, вместо рыбы змию, вместо яйца скорпию? Из далёкой Сибири, за десять тысяч вёрст тысячи голодных приходят ко мне, минуя по пути вас, тысячи безблагодатных пастырей, не находя у вас удовлетворения своим духовным потребностям. И я, также, должен отпустить их голодными? Подумали ли Вы об этом?
Митрополит Исидор, выслушав грозное, но правдивое, обличение, попросил у батюшки прощение и
святых его молитв, а Богу принёс смиренное покаяние. Отец Иоанн помолился за него, покропил его святой водой… .