О художнике. Игорь Грабарь

О художнике

Когда Грабарь менял паспорт по окончании университета, нетрезвый паспортист запутался в данных и поставил местом рождения Петербург. Исправить ошибку паспортист наотрез отказался. С тех пор Грабарь значился в документах уроженцем Петербурга (и его вариаций, ведь за долгую жизнь художника город побывал Петроградом и стал Ленинградом, а вот обратно в Петербург не успел переименоваться).
На самом деле будущий художник Игорь Грабарь родился в Будапеште, а в России оказался лишь в возрасте девяти лет. Впрочем, русский дух был им впитан с детства. Дед его по матери Адольф Добрянский был активным участником славянофильского движения и в своем доме устанавливал русские обычаи. Отец, депутат будапештского парламента, тоже активный борец против мадьяризации славян, вынужден был бежать в Россию еще в 1876 году, где зарегистрировался под конспиративной фамилией Храбров (впоследствии Игорь так подписывал свои ранние работы). Семья приехала к отцу в Егорьевск (Рязанская губерния) только в 1880 году, но соединились они ненадолго – вскоре отца перевели в Измаил, а мальчик продолжил учебу в Егорьевске. Рисовать он начал в раннем детстве, «изводя пропасть бумаги».

Впервые прикоснувшись к масляным краскам, вдохнув их запах в мастерской своего учителя рисования, Игорь Грабарь был покорен навсегда: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски».

В 1882 году он поступил в московский лицей цесаревича Николая. Самым лучшим в этом отрезке биографии Игоря Грабаря, пожалуй, было то, что он закончился. Среди богатых мальчиков Грабарь весьма и весьма выделялся, при лицее находился в качестве «живущего стипендиата», и однокашники отнюдь не упускали возможности пройтись по поводу его бедности. Впрочем, хорошие впечатления тоже имели место. В Москве в это время походила грандиозная всероссийская художественно-промышленная выставка, и Грабарь проводил долгие часы в художественном отделе, рассматривая картины Репина, Крамского, Куинджи и Перова. Всей душой стремясь проникнуть в мир по ту сторону холста, Грабарь проводил все выходные в Третьяковке, искал знакомств с людьми искусства, начал посещать рисовальные классы Московского общества любителей художеств. Лицей Игорь закончил с золотой медалью и в 1889 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, где уже учился его старший брат Владимир, ставший впоследствии блестящим юристом. Петербург очаровал его с первого взгляда и на всю жизнь остался для Грабаря самым красивым городом Европы.
С детства Игорь Грабарь привык рассчитывать только на себя, и в Петербурге это сослужило ему хорошую службу. Он слету вписался в петербургскую жизнь, вел активную деятельность сразу в нескольких направлениях: научном, литературном, художественном. Параллельно юридическому он получал историко-филологическое образование, учился, писал обзоры выставок и критические статьи, составлял биографии живописцев. О студенческой поре у него остались самые радостные впечатления, в отличие от обучения в лицее. В это же время к нему пришел первый успех. Работа 1889 года «Крыша под снегом» была высоко оценена его друзьями-художниками, студентами Академии художеств. К слову об Академии – Игорь Грабарь уже с 1892 года посещал академическую мастерскую прославленного педагога Павла Чистякова, обучившего Репина, Серова, Врубеля. И, конечно, после университета путь Грабаря лежал в Академию художеств, это понимал и он сам, и его товарищи. Но, по совету своего друга художника Щербинского, Грабарь решил погодить с подачей заявления в Академию, которая переживала процесс серьёзной реорганизации, и поступил лишь в 1894 году.

Уже на следующий год состоялась его первая европейская поездка, включившая в себя Германию, Италию, Францию. Наибольшее влияние на него оказала итальянская культура, в частности, венецианская живопись. А Париж, столица импрессионизма, захватил его. Визит в лавку Амбруаза Воллара стал одним из поворотных моментов. Оказывается, в мире есть Ван Гог, Гоген, Сезанн! По возвращении Грабарю все сложнее было убеждать себя в необходимости продолжать академическое образование – после того, как он увидел, что творится «на передовой». Он перевелся в пользующуюся огромной популярностью мастерскую Репина, но и там продержался недолго. Ему казалось, что учеба в Академии лишает его взгляд свежести, а кисть естественности. В поисках иных учителей Грабарь снова направился в Европу, на этот раз в Мюнхенскую школу Антона Ашбе, пользовавшуюся большой популярностью у русских художников. Здесь Грабарь оказался на своем месте, а оценивший его талант руководитель школы даже предложил ему быть старостой группы и проводить занятия для новичков. Позже Игорь Грабарь возглавил одно из двух отделений школы.Хронологические рамки мюнхенского периода в биографии художника Грабаря – с 1896 по 1901 год. В это время он не только писал и преподавал, но и изучал историю живописи, скульптуру, архитектуру. Через год Грабарь снова съездил в Париж, и это путешествие позволило ему создать «синтез Мюнхена и Парижа», осознать, насколько ему близко импрессионистское направление, и главное, усвоив новые веянья, трансформировать их в собственный путь.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?