О ХАРАКТЕРЕ И БЫТЕ ИЖЕМСКИХ ЗЫРЯН ПЕЧОРСКОГО КРАЯ: 1860-е гг.

О ХАРАКТЕРЕ И БЫТЕ ИЖЕМСКИХ ЗЫРЯН ПЕЧОРСКОГО КРАЯ: 1860-е гг.

… Ижемская волость, значительно разбогатевшая в недавнее время, имела в начале нынешнего столетия лишь одну деревянную церковь в самой Ижме; теперь там стоят три богатых каменных храма, да еще четыре церкви в других деревнях, ставших селами. Свидетельствуя о достатке местных крестьян, это несомненно говорит и об их предприимчивости, находчивости, пронырливости в делах. В последние десятилетия видали малицу ижемца и в Москве, и на Нижегородской ярмарке, и в костромском Галиче; повсюду появляется он как оптовый продавец скупленных на родине мехов и звериных шкур. Не гнушается ижемец и мелочной торговлей по соседним печорским селам. Доставляя туда все необходимое в деревенском быту, он сбывает привезенное с поразительной добросовестностью, нанесшей уже изрядный урон торговле пермских чердынцев. Глядя на это, можно, наверное, сказать, что в недолгом времени Печора и вовсе перестанет встречать чердынские каюки.
Но более всего отличает ижемского зырянина безусловная приверженность старым преданиям в быту домашнем и общественном, слепое подчинение им без оглядки и без размышлений, казалось бы, неизбежным после знакомства с жизнью больших городов.
До сих пор ижемцы строго блюдут у себя затворничество женского пола, не допуская женам и дочерям показываться на глаза сторонним людям (исключая самых почтенных гостей). Унаследовав от прежних времен некоторые игры и забавы: летом бегание на лугах взапуски, зимой – катание с гор, они установили обычай, позволяющий эти удовольствия девушкам отдельно от парней. Только оглашенные женихи (и то редко) имеют иногда право играть с невестами. И здесь, сговорившись с девушкой, жених не видит ее до самого дня свадьбы; та оплакивает свою волю и в роковой день является закрытая платом или фатой. В этот плат заворачивают ломоть, отрезанный от свадебного каравая. Ломоть этот съедается молодыми до брачного стола, в котором они не участвуют, ограничиваясь только потчеванием гостей.
Сделавшись женой, зырянка становится труженицей; если в самых тяжелых и черных работах помощницами ей бывает самоедки и бедные крестьянки – усть-цилемки, то все-таки уход за детьми поглощает большую часть ее жизни. Зыряне же, как известно, плодятся изумительно; чтобы убедиться в этом достаточно взглянуть на деревенские улицы в солнечный день, заполненные ребятишками.
Среди других остатков старины следует обратить внимание на обычай зырян в день Богоявления после освящения воды кататься с криками на лошадях и оленях кругом своего селения и по улицам его. Этим они, по поверью, прогоняют злого духа, побежденного церковным обрядом. Обычай этот живет и у староверов Усть-Цильмы, где его, впрочем, совершают в крещенский сочельник, во время самого освящения. Там в обряде участвуют только холостые ребята. Они с гиком, со свистом и метлами в руках носятся по переулкам с тем, чтобы окончательно прогнать беса, обессилевшего от святой воды.

… Хотя старожилы в Ижме жалуются на порчу нравов своей молодежи, старина здесь стоит еще крепко. По-прежнему потчуют друг друга родственники на праздник, предварительно трижды наметив в чашке ложкой изображение креста; богачи по-старинному дают деньги в долг бедным соплеменникам, требуя у них честного слова не сказывать о том никому (полагают, что бедняк и без понуждения сам придет к богатому хозяину со своей нуждой). Повесив в доме зеркала и картины, покрасив полы и обив стены московскими обоями, зыряне еще бросают под ноги скорлупу орехов, а приглянувшийся кусок с блюда снимают пальцами, пренебрегая ножом и вилкой. По-прежнему на Николин день сгоняют ижемцы своих оленей к селу, где бьют их из ружей, полагая это любимой потехой. Тех же, кого захотят пожертвовать храму (а равно лошадей, баранов, телят) привязывают к церковной ограде; по окончании службы староста продает животных любому желающему, а вырученные деньги поступают на украшение церкви. Если в украшении храмов многие видят только тщеславие местных обывателей, то патриархальная честность их в коммерческих делах обычно не подвергается сомнению. Давши слово, зырянин остается верен ему до гробовой доски.
… При всей своей расчетливости и умении найти выгоду, эти люди остается в чем-то удивительно простодушны. Будучи очень гостеприимны, зыряне и сами до страсти любят, когда их угощают и оказывают им всякие знаки уважения. Каждый из них, готов «развернуться» и простить долги, за какие-нибудь подарки, пышное застолье и т.п. Зато при других обстоятельствах он будет скуп до крайности и не притронется к тому, что заперто у него в кованных сундуках. Таковы, по крайне мере, ижемцы старого закала. Умеют и бражничать и копейку зашибать! Ничем не брезгуют из произведений Печорского края. Птица, рыба, оленьи шкуры, рога, сало, масло коровье, песцы, лисицы, моржовая и мамонтовая кость, гагачий пух и прочее – все в руках ижемского крестьянина – потомка коренных зырян и русских новгородцев.
Неизвестно, что выработает в себе и чем заявится новое поколение, но пусть оно будет также стойко в данном слове и находчиво в делах …

Источник:
Максимов С.В. Год на Севере. СПб.: 1871.

Семья ижемских крестьян Печорского уезда Архангельской губернии. Начало XX в.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?