Статья Варвары Евгеньевны Добровольской, в которой объясняются правила и ограничения, связанные с необходимостью ношения, выбором определённого цвета и способами повязывания платка в традиционной культуре Владимирщины.
«Цвет платка зависел от социально-возрастного статуса женщины. Так, незамужняя девушка могла носить только белые и красные платки; считалось, что платки другого цвета свидетельствуют о ее «нечестности»: «Девки вот беленькие и красненькие платочки носили. Ой, если цветастый оденет — ей все кости перемоют — скажут, нечестная».
Во время регул девушка должна была надевать красный платок, чтобы не утратить румянца, который считался свидетельством здоровья: «Если платно пришло, то уж тут девки, а то и бабы молодые, красные платки одевали, чтоб, значит, румянец не сошел. Верили вот».
Замужние женщины надевали пестрые яркие платки, чтобы быть здоровыми: «Замужние-то бабы пёстрые платки носили, цветасты, ярки. Чем еще хвастать-то. Вот как муж любит, какой платок подарил. Все говорили, чем косынка ярче, чем цветастее, тем хвороб меньше, болеть не будет».
Бездетным женщинам рекомендовалось носить платки с мелким рисунком, чтобы родить много детей: «Если дитёв нет год, то тут ждут ещё, а если вот больше, то старалися что-то сделать. Вот у меня золовка платки раныше цветастые любила, а как у них с мужем три года дитёв не было — в крапочку носить стала. И у ей пять подряд родилось — остановиться не могли. Чтоб детей много было — в крапочку носят».
Солдатки должны были носить зеленые платки“, чтобы мужья вернулись живыми и здоровыми: «Ежли мужик в армии — у ей платок зелен. Такой неяркий платок, чтоб, значит, вернулся к ей» (под зелёным цветом в данном регионе может пониматься любой оттенок зелёного, а иногда и некоторые оттенки синего и коричневого). Существует строгий запрет женщинам, у которых мужья служат в армии, носить платки желтого цвета, поскольку во владимирской традиции этот цвет связан со смертью и иным миром (яйца желтого цвета приносят на кладбище на Пасху, желтые цветы кладут на могилу и т.д.): «Жёлтые платки не носят, это к смерти. Особо тем нельзя, у кого мужики в армии или ещё где. Все говорят, не возвернётся».
Вдова, пока она находится в детородном возрасте, должна носить черные или темные (но не синие) платки, иначе у нее будут умирать дети и другие близкие родственники, а также скотина: «Вдова тёмненький платочек носит, чёрненький или там какой тёмненький. Синий только нельзя — у ей семья вымерет вся, всё так говорят. Молодой вдове нельзя, если у ей дети маленькие».
Напротив, женщинам, которые в данной традиции считаются старухами, предписывается носить именно синие платки: «Если мужик помер, она вдова. Если молодая, то тёмное носит, а если старуха — косынка у ей должна быть синя,
чёрну нельзя». Считалось, что если старуха наденет черный платок кроме ситуации траура, то у нее умрет кто-нибудь из родственников, а если пестрый или яркий — то она сама: «Старухам только синяк носить можно. Чёрно если оденет — кто-нито в семье помрет, а цветасто оденет — к смерти своей».
Поскольку старая дева приравнивалась к старухам, цвет ее платка также был синим; если же она не выходила замуж по религиозным соображениям, ее платок должен был быть черным: «Если стара дева, то она только на Пасху беленький платочек одевала, а так в синяке ходит, как старуха. Черниченка — нет, ей синяк нельзя, у ей всё чёрное, как у монашки».
Добровольская В. Е. Головной платок в запретах и предписаниях (по материалам Владимирской области) // Живая старина. 2011. № 2. С. 43–45.
Прим. адм.: Статья написана по материалам экспедиции ГРЦРФ в Селивановский, Судогодский и Гороховецкий районы.
#владимирскийкостюм
#литература_владимирскаягуберния
#источник_владимирскаягуберния