О ЧЕРНИЧКАХ У МАЛОРОССОВ КУПЯНСКОГО УЕЗДА
ХАРЬКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ. 1887 г.
Нижеизложенные сведения основаны на наблюдениях, сделанных в слободе Тарасовка Купянского уезда Харьковской губернии.
Слобода Тарасовка одноименной волости – бывшее военное поселение; она находится в 68 верстах от уездного города Купянска и в 100 верстах от железной дороги. Населена Тарасовка малороссиянами, прежде казаками, а ныне государственными крестьянами, занимающимися исключительно земледелием. В слободе есть волостное правление, начальное училище, а с 1820 г. Николаевская церковь, при которой состоит образованный местным священником хор из крестьянских девушек – черничек. Об этих черничках мы и хотели бы привести некоторые сведения.
В Тарасовке встречается много случаев, когда девушки дают обет безбрачной жизни и живут, проводя время в молитве и занимаясь ручной работой. Девушки увечные, слабые здоровьем, не способные к крестьянской работе, иногда определяются родителями на такую жизнь еще с малолетства. Много также бывает примеров, когда при сильной болезни дочери мать дает обет: «Тильки одужа, оддамо в школу, — нехай учиться и буде Божа». Это соединение обета с учением объясняется тем, что прежде чернички занимались обучением деревенских детей (т.е. сами должны были быть грамотными). По общему убеждению, на выздоровевших после обета девушках лежит благодать Божия. Обреченные на безбрачие, они уже в детстве мало участвуют в играх сверстников, а придя в зрелый возраст, не посещают вечерниц и посиделок. Есть среди черничек и такие, что сами, достигнув совершеннолетия, отказываются от замужества и посвящают себя Богу.
Местные крестьяне смотрят на жизнь черничек, как на идеал, и к тем из них кто, живет в родительских семьях, питают большое уважение; многие, особенно бабы, ходят к ним за советом в той или иной ситуации. На черничек же, живущих в общине (собственными домами, без родителей), напротив, смотрят с недоверием и насмешливо. Существует убеждение, что если в семье, есть черничка, то на таком доме почиет благодать Божия. О келейницах, живущих отдельно от родных, отзываются так: «Воно дило Боже, да народ став дюже балованный, и чернычки не то що треба, не по обиту живут».
В своей семье отец и мать относятся к черничке с большой любовью и даже почтением, считают ее домашней молитвенницей, советуются с ней, и особенное значение придают ее снам, которые она якобы видит перед важными событиями в семье. Пока отец жив, он дает черничке полное содержание, после же такая обязанность переходит на его сыновей. По этой причине последние часто с неприязнью относятся к своим безбрачным сестрам, хотя те кроме пособия всегда имеют и собственный заработок. Поводом к дурному отношению служит еще то, что черничка, стоя на страже семейной нравственности, считает себя обязанной давать наставления разгульным братьям, удерживать их от порока. При всем неудовольствии, те терпят и выслушивают сестру, тогда как прочие сестры – девушки не только не могут учить братьев, но, наоборот, сами находятся у них в подчинении.
В зажиточном доме черничка занимает келью, пристроенную где-нибудь сбоку, или поставленную отдельно на огороде. Там она поселяется лет с 20-ти, а в общину девушка уходит и того раньше. Семья не требует от чернички участия в хозяйственных делах и в ежедневные работы она не вмешивается. Во время полевой страды девушка, если здорова выходит в поле, но пользуется правом работать столько, сколько пожелает. Черничка имеет право брать себе какую-нибудь работу со стороны, причем получаемые деньги находятся в ее полном распоряжении. На них она одевается, подает в церковь, прохожим монашкам или просто нищим.
Черничка не может выходить замуж; это считается позором для нее самой и ее близких. Тем не менее, подобные случаи бывают и не так уж редко. Родственники в подобных браках не участвуют. Черничка не выйдет замуж за живущего при семье мужика – пахаря (его родные не примут такую невестку); идут они за торговцев и вообще за оторвавшихся от мира одиночек. Такой брак совершается как бы уходом, вопреки воле родителей и без приданного. Свободная любовь вне брака считается для черничек тем более непозволительной, хотя и такие исключения бывают.
Если семья производит раздел, черничка получает то, что ей назначено по завещанию отца. В зажиточных дворах отец уже при жизни часто не только строит дочери келью, но и назначает ей что-нибудь из скота, дает денег, так, что та ведет хозяйство отдельно.
Источник:
Свет В. О черничках. «Этнографическое обозрение». 1889 г. № 1. С. 92 – 100.