Нюнежская. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь в деревне Нюнежская Шенкурского района Архангельской области
Деревянная церковь, обшитая тесом. Построена в дальней деревне Усть-паденьгского прихода, освящена в 1901 г. Четверик с алтарем и притвором, над которым поставлена звонница. Закрыта не позже 1930-х гг. Пустует, в тяжелом состоянии.
http://vsemmirom.com/hrams/2014/05/20/tserkov-ilii-proroka-v-nyunezhskoj-proekt-vozvrashhenie-portala-vsem-mirom/
Ильинскую церковь в 1901 году построили крестьяне деревни Нюнежская. В первые годы нового века по берегам Ваги в маленьких деревнях поставили несколько подобных церквей и часовен. Две из них сохранились — это Духовская часовня в Осиновской, на которой ведутся восстановительные работы, и действующая церковь Дмитрия Солунского в Корбале.
До революции и в первое десятилетие советской власти службы в Ильинской церкви совершал священник из села Усть-Паденьга. После коллективизации здание церкви под амбар забрал колхоз. Деревенские старожилы вспоминают, что в церкви хранилось зерно, а на стенах висели иконы. В 1960-е гг. колхоз в Нюнежской  »укрупнили», земли вокруг деревни забросили, люди стали уезжать, а церковь осталась без присмотра — с нее сорвали замок и украли утварь и иконы. Полвека Ильинская церковь стоит над Вагой брошенной.
http://verenitsa.ru/churches/
Волонтеры благотворительного фонда «Спасение деревянных церквей Русского Севера «Вереница» вновь выехали в командировку в Архангельскую область. Добровольцы восстанавливают звонницу церкви Ильи Пророка в деревне Нюнежской Шенкурского района. Плотники полностью разобрали строение, заменили венцы, поддерживающие его, и восстановили прогнившую часть сруба. Мастерам осталось собрать звонницу в первоначальном виде.
http://www.arh-eparhia.ru/news_back/index.php?ELEMENT_ID=58362

В 1892 г. крестьяне села Нюненга подали прошение о строительстве новой деревянной церкви вместо обветшавшей часовни. Храмозданная грамота была выдана в 1893 г. План церкви составил священник Кирилл Иванов. Крестьянам этот план не понравился и они просили его переделать. Новый план был составлен в 1894 г. гр. Ермолиным и одобрен строительным отделением со значительными изменениями, которые были внесены губернским архитектором Краупсом непосредственно на проекте. Изменения касаются не только объемно-пространственной композиции, но и композиционного решения фасадов. Так, прямоугольная апсида была переделана в пятигранную, соответственно была изменена её кровля, выступающий по отношению к трапезной притвор, стал равный ей по ширине. Были убраны окна второго света четверика, оконные проемы апсиды, трапезной и притвора были несколько сдвинуты со своих первоначальных осей.
По неизвестным причинам строительство церкви было начато только в 1901 г., в том же году 21 июня храм был освящён. Единственным существенным отступлением от проекта при строительстве церкви было то, что её срубим на половину сажени (приблизительного 107 см) в длину меньше, чем предусмотрено планом.
В 1903 г. сруб был обшит пиленым тесом, в 1904 г. фасады покрашены белилами, а крыша медянкою. Как написано на восточном бревне колокольни под кровлей «1904 г. августа 4 дня маляръ АН.Т.»
В 1910 г. в церкви производился ремонт, о работах, которые были проведены, сведений нет (в архиве дело отсутствует).
Ильинская церковь была приписана к Устьпаденгскому приходу, а позднее к Шалошскому приходу. Деревянная церковь расположена на высоком обрывистом правом берегу реки Ваги и обращена к ней западным фасадом. К северу от нее в 150-200-х метрах находится деревня Нюненга. Берег открытый, лишь вдали к востоку от церкви виднеется лес. Здание хорошо видно с реки и противоположного берега.
Сруб рублен «в обло» с остатком и поставлен на большие необработанные валуны. Фасады обшиты досками со следами покраски. Продольно-осевая композиция здания складывается из храма, примыкающей к нему с востока пятигранной апсиды, с запада небольшой трапезной и притвора со звонницей. Объемы апсиды, трапезной и притвора несколько уже храма и понижены по отношению к нему. Храм односветный бесстолпный четверик завершен высокой, типа колпак, кровлей, над которой была устроена глава (утрачена). Кровля апсиды пятискатяая, общая кровля трапезной и притвора — двускатная. Покрытие всех кровель тесовое. Над притвором устроена небольшая звонница на четырех столбах, перекрытая колпаком, на который поставлена граненая глава на шейке в виде небольшого четверика. Центральный столб звонницы является конструктивной основой главы и кровли. Архитектура здания не имеет ярко выраженной стилистической направленности, но близка по своему характеру к приемам позднего классицизма. Невысокий цоколь обшит небольшими дощечками, имитирующими квадровый руст, и имеет волоковые окна — продухи. Обшивка основных объемов имитирует ленточный руст. Поперечная ось храма акцентирована тройным окном.
Все оконные проемы прямоугольные, украшены рамочными наличниками. В окнах сохранились металлические кубовато-волнистые решетки. Стены завершаются гладким фризом и небольшого выноса венчающим карнизом, которые украшены резными подзорами. Западный фасад завершен щипцом. На четверичке барабана главы звонницы нарисован циферблат часов.
Вход в церковь расположен в центре западного фасада и ведет в небольшой притвор, где с северной стороны располагалась лестница на ярус звона. Храм с апсидой и трапезной сообщаются большими проемами, причем проем в трапезную имеет трапециевидную перемычку. Внутри во всех помещениях бревна сруба отесаны, перекрытия плоские, полы из широких деревянных плах. От каркасного иконостаса сохранилась верхняя и боковые части рамы. Иконостас трехъярусный. Рамы для икон первого яруса имеют полуциркульные перемычки, второго — круглые, третьего — с килевидным завершением. Третий ярус отделен от первых двух раскрепованным карнизом.
Здание является типичным примером небольшой сельской деревянной церкви. Объемно-пространственная композиция и архитектура здания характерны для культового деревянного зодчества Шенкурского района второй половины XIX — начала XX столетия и повторяется с небольшими вариациями во многих памятниках.
Утрачено крыльцо и глава храма и главка, апсиды, частично утрачено покрытие кровли храма и трапезной, оторвана обшивка на трапезной и притворе до начала оконных проёмов, частично разрушена глава колокольни, сама звонница покосилась. В интерьере разрушена центральная часть нижних ярусов иконостаса, утрачены иконы, в храме прогнили и частично провалились полы, сломана лестница на звонницу и перегородки в притворе.
Реставрационные работы не проводились.
По материалам архива ГАУ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры»; http://arhispovedniki.ru/gallery/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?