Ныроб. Церковь Николая Чудотворца.

В первой половине XVIII века в Ныробе сформировался каменный архитектурный ансамбль, подобного которому нет во всем крае. Посреди села на возвышении стоят две каменные церкви. Между ними с южной стороны находилась колокольня — главная архитектурная доминанта ансамбля. Она состояла из низкого четверика, высокого восьмигранного столпа и двух восьмериков с главой. Несмотря на крупные пропорции, колокольня не делала тяжеловесным ансамбль, а значительно обогащала его художественный образ. К сожалению, колокольню разобрали в 1934 году.
Более ранней в ансамбле является пятиглавая Никольская церковь, построенная в 1704 году и освященная в 1705 году. Архитектура церкви решена в стиле «московского барокко». Церковь имеет традиционное построение — по одной оси расположены квадратный в плане куб, трапезная, пятигранная апсида. Чуть позднее с запада пристроили крыльцо с висячей гирькой. При реставрации памятника в середине 1950-х годов его убрали, посчитав за деталь, не соответствующую первоначальному облику. Церковь поставлена на бутовый фундамент и опоясана многопрофильным цоколем и поребриком. На южной стороне трапезной находится вход в подклет. Двусветный куб храма увенчан пятиглавием. Первоначально главами выделялись апсида и трапезная. Никольская церковь славилась обилием украшений барочного типа. Весь памятник убран каменной резьбой. Фасады храма украшены наличниками, многорядными карнизами с модульонами, ажурными полукружьями закомар.
Немалый интерес представлял интерьер Никольской церкви. В стенах храма, обращенных к алтарю и трапезной, сделаны трехарочные проемы. Пластичность интерьеру придают сомкнутые своды, высокие распалубки окон в алтарной апсиде, трапезной и откосы верхних окон в храме. В трапезной и храме стены были покрыты росписью по известковой затирке. В летописи церкви, на правой стене центральной арки (позже забеленной) при переходе из трапезной в храм, было указано, что «начато сие стенное письмо в 1722 году, а совершися в 1725 году. Писал второй степени живописец Михаил Казаринов». В Никольской церкви обнаружено и такое явление: на всех четырех сторонах свода имеются углубления в виде восьмиконечных крестов, заполненные деревянными крестами. В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Помимо архитектуры, храм интересен иконой Святого Христофора с собачьей головой.
Cо строительством церкви связана легенда о строителях, возводивших ее не на глазах у жителей, а глубокими ночами. Ставили ее без лесов и подъемов. На свет она явилась враз, как только поставили главы и кресты.
www.perm1.ru

Никольский храм Ныроба в старину называли «явленным», то есть — нерукотворным. На то были свои причины. До сих пор в Ныробе можно услышать легенды о чудесном строительстве прекрасной церкви. Время сооружения Никольской церкви обычно относят к 1704-1705 годам. Имена заказчика строительства и зодчих неизвестны. Закон неумолим — там, где есть недостаток достоверной информации, рождаются предания.
У местных жителей существовала легенда, объяснявшая отсутствие сведений о тех, благодаря кому в глуши пермских лесов возник красавец храм. Согласно этой легенде, церковь возводилась «мастерами неизвестно откуда пришедшими, неизвестно кем нанятыми». Никаких лесов или подъёмных устроиств загадочные строители не использовали, сооружали храм прямо на уровне земли, а за ночь всё сложенное накануне уходило под землю: «Утром смотришь, опять постройку от земли начинают. И так до последу». Когда же строительство было завершено, мастера внезапно скрылись. После их исчезновения Никольская церковь будто бы поднялась из недр — и до сих пор стоит на радость всем жителям Ныроба и его гостям. В другой интерпретации, здание храма строители вывели лишь на небольшую высоту, всё остальное чудесным образом само выросло из земли, явившись изумлённым ныробцам в готовом виде. Есть и третий вариант этой легенды: в нём фигурирует загадочный подрядчик-бессребреник, который не взяв денег за свою работу незаметно покинул Ныроб, когда Никольская церковь была готова.
Большим подспорьем для датировки церкви служит фресковая запись, сделанная на откосе арки среднего проёма, соединяющего четверик храма с трапезной. Сделана она в 1725 году. В ней называется не только год строительства (1704-й), но и месяц освящения (январь 1705 года). В настоящее время от этой записи остались лишь слабочитаемые следы, однако, к счастью, она была скопирована ещё до революции и вполне доступна исследователям. К сожалению, автор записи не упомянул в ней заказчика и строителей храма. Вряд ли за двадцать лет, прошедших со времени возведения церкви, их имена забылись. Видимо, объяснение надо искать в том, что заказчик был ещё жив и, по своему смирению, не считал нужным сообщать о себе. В краеведческой литературе можно встретить указание на точную дату освящения храма — 4 января 1705 года. Однако это — ошибка, вызванная, скорее всего, неправильным прочтением упомянутой выше записи.
Среди широко распространённых ошибок, связанных с появлением на ныробской земле Никольского храма, — и утверждение, что храм строился пленными шведами, присланными сибирским губернатором Матвеем Петровичем Гагариным. Одним из первых это предположение высказал историк А.А. Дмитриев, написавший и выпустивший в 1892 году в Перми книгу под названием «Ссылка окольничего Михаила Никитича Романова в Чердынский край и ныробские древности». Однако в 1704-1705 годах Гагарин ещё не был связан ни с Сибирским приказом, ни с Сибирской губернией, которая появилась на карте России только в 1708 году. И пленные шведы, насколько известно, отправились в Сибирь только после Полтавской баталии. Лингвисты полагают, что название села Ныроб могло быть образовано словами языка коми «ныр» — нос, и «ыб» — поле, и обозначать «Носово поле». Однако необходимо учитывать, что село стоит на берегу реки, имеющей название Ныробка. Как правило, именно гидроним даёт повод для названия населённого пункта, а не наоборот. Именно так понимали происхождение названия авторы «Летописи Николаевской церкви села Ныроба»: «Село Ныроб получило свое название от протекающей около него речки Нырпа. Соответственно по названию речки, называлась вначале Нырпой и деревня, из которой впоследствии образовалось село. Со временем название села и речки претерпело некоторое изменение».
Впервые населённый пункт, тогда носивший название Ныробка, упоминается в 1579 году в писцовой книге И.И. Яхонтова. Согласно этому источнику, в деревне насчитывалось шесть дворов. Особую известность Ныробу принесло заточение сюда боярина Михаила Никитича Романова, дяди первого царя из династии, правившей Россией с 1613 по 1917 год. Он был третьим сыном Никиты Романова-Юрьева и его второй жены Евдокии Александровны, урождённой княжны Горбатой. В крайне суровых условиях земляной тюрьмы он провёл несколько мучительных месяцев, а после смерти был похоронен неподалёку. На протяжении всего ХVII века Ныроб пользовался различными льготами московских царей.
О богатстве ныробского прихода красноречиво свидетельствует следующее обстоятельство. Когда в епархиальном центре Хлынове (Вятке-Кирове) в 1676 году начиналось «строение» первого каменного собора, архиепископ Вятский и Великопермский Иона взял на это «из казны (церкви) Николая Чудотворца Ныробского взаем денег сто рублев», весьма значительную для того времени сумму. Время появления в Ныробе православного прихода неизвестно. Исследователь ныробской старины священник Василий Попов относил пострйку первого храма здесь к 1613-1617 годам. Многие историки сужают датировку до 1613-1614 годов, основывая своё заключение на том, что в 1613 году в Ныробе объявился чудотворный образ святителя Николая и для него понадобилась церковь. Другие исследователи предполагают, что для явленной иконы сначала была построена часовня над родником, на месте явления, а затем уже церковь. Как бы то ни было, храм во имя святителя Николая появился в Ныробе не позднее 1617 года. О нём мы знаем из донесения чердынского воеводы Гаврилы Лодыгина царю Михаилу Фёдоровичу, датированного 1619 годом. В донесении государев чиновник сообщал, что ныробская Никольская церковь сгорела два года назад. В 1622 году Михаил Фёдорович интересовался состоянием церкви Николая Чудотворца в Ныробском погосте и просил воеводу Василия Бутурлина «досмотреть» её и сообщить об итогах осмотра в Москву. Количество прихожан первой церкви должно было быть небольшим. Известно, что в год заточения в Ныробе Михаила Никитича деревня насчитывала всего шесть дворов. Стремительно увеличиться за несколько лет население явно не могло. В 1624 году Ныроб составляли восемь дворов. Впрочем, любой сельский приход в России того времени состоял не только из жителей населённого пункта, в котором находилась церковь, но и включал крестьян «тянувших» к селу деревень. Жизнь в глухих пермских лесах едва теплилась, редкие малочисленные деревни были разбросаны друг от друга порой на значительные расстояния. Поэтому ныробский приход занимал громадную территорию, достигая на севере деревенек по берегам рек Печоры и Колвы.
Профессор Г.Н. Чагин указывает, что в Ныробе последовательно существовали четыре деревянные церкви во имя Николая Чудотворца. Несмотря на гибель деревянных церквей в пожарах, храмоименование их на протяжении ХVII века не менялось. По мнению г-на Чагина, это вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, появлением в Ныробе в 1613 году иконы святого Николая Чудотворца, ставшей местной святыней; во-вторых, большим почитанием в народе святителя Николая как спасителя и хранителя в пути, на водах, в жилище…
Каменная Никольская церковь строилась в Ныробе в 1704 году — в январе 1705 года её освятили. Она принадлежит к типу бесстолпных одноапсидных пятиглавых храмов, каких немало возводилось в Прикамье в конце ХVII — начале ХVIII веков. При этом церковь является древнейшим каменным зданием Чердынского уезда и до сих пор представляет собой монументальное сооружение Ныроба. Она сложена из большемерного кирпича, перекрыта сомкнутым сводом, на внутренних плоскостях которого в виде неглубоких ниш выложены крупные кресты с голгофами, и снабжена обширной сводчатой трапезной с распалубками над окнами. Храм изначально был холодным, то есть не отапливался. На месте сгоревшего в 1729 году деревянного Никольского храма в 1736 году построили тёплую Богоявленскую церковь. У её северной стены перед иконостасом была устроена ниша с гробницей М.Н. Романова. Согласно преданию, на этом месте и находилась могила боярина до тех пор, пока его останки не увезли в Москву. Примерно тогда же возвели и колокольню, занявшую пространство между каменными храмами, — но не по их оси, а со сдвигом к югу. Величественная ярусная колокольня сообщала определённую мощь всему архитектурному комплексу, но советской эпохи не пережила — её разобрали на кирпич. Во время Великого поста в Ныроб стекался народ для поклонения иконам Николая Чудотворца, цепям М.Н. Романова и его яме-темнице. В течение года бывало до 6 тысяч паломников.
В 1817 году на землях северной части прихода Никольского храма был образован новый приход. С тех пор и до революции ныробский приход образовывали, помимо Ныроба, двенадцать деревень и три выселка, в начале ХХ века все вместе насчитывавшие 417 дворов с населением 2263 человека обоего пола. В 1866 году по благословению архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита (Соснина) в храме Николая Чудотворца настелили чугунный пол. Между 1880 и 1833 годами в Никольской церкви проводился ремонт. Вероятно, изначально храм имел маленькие главки над алтарём и крыльцом, которые в ходе этого ремонта исчезли.
Никольский храм был закрыт в 1930-е годы. Тогда же комсомольцы из Союза вонствующих безбожников разрушили часовню над местом заточения Михаила Романова. Колокольня исчезла в 1932 году. Во время войны в церкви была кузница. С 1952 года церковь начали восстанавливать как памятник архитектуры, частично законсервировали, но в другой его части располагался узел связи. Чтобы было удобнее грузить корреспонденцию, сломали крыльцо.
Никольскую церковь в Ныробе вернули верующим в 1991 году. Через четыре года её настоятелем назначили отца Фёдора Плужникова. В 1998 году к 80-летию со дня гибели царской семьи засыпанная яма — место заточения Михаила Романова — была расчищена, рядом установили поклонный крест. В 2012 году восстановили каменную часовню во имя Архангела Михаила в первоначальном её виде. Изменился и вид Никольского храма. Вновь появилось крыльцо; заново покрыли кровлю — железными листами.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №114, 2014 г.

Современный историк А. Ю. Каптиков составил подробное описание Никольского храма, отнеся его, прежде всего за счёт ордерного характера декора, к «московскому барокко». Стройный двусветный четверик церкви разделён на «этажи» поставленными в два яруса тройными угловыми колонками и поясом с чередованием кирпичей и заглубленных ромбов. Постаменты одинарных колонок, расположенных в простенках верхних окон, врезаны своей консолью в особый выступ стены, а их капители поддерживают другой выступ, создающий раскреповку аналогичных постаменту «кубиков». Последние, снабжённые, как и сами верхние выступы, фигурной консолью, играют роль кронштейнов выведенного выше многопрофильного карниза, за которым, в завершении фасада, лежат кокошники. Западные углы трапезной также акцентированы тройными колонками, в то время как на стыках граней апсиды располагаются толстые трёхчетвертные колонны. Своего рода антаблемент той и другой частей здания содержит во фризе «фацетированные» элементы, перемежающиеся с чем-то вроде полуширинок.
Следует отметить определённые несовпадения разбивки южного и северного фасадов: на северном фасаде трапезная имеет только одно окно, а в нижней части четверика — тоже единственное окно, которое вместе с порталом образует ассиметричную группу. Между тем на южной стороне трапезной прорезано три окна, а в их простенки «спущено» по колонне. Обрамления всех окон здания, не считая ложных восьмиугольных, — тоже на колонках, но с различным заполнением антаблемента (квадратно-ромбическое, розетки, выпуклые брусочки-кирпичики). Хотя увенчанием могут служить два встречных завитка, преобладает мотив волют, только они в украшении алтарных окон более приплюснутые. Кроме того, здесь вставкой служит помещённая в специальное углубление балясинка, в то время как на южной стене трапезной и в нижней части четверика — пара завиточков.
В Никольской церкви мы обнаружим многие характерные черты зодчества ХVII века, особенно это касается убранства храма. В то же время многие формы приобрели новое художественное или конструктивное толкование. Так, вместо обычного алтаря с тремя восточными полукружиями устроена одна, притом пятигранная, апсида. Примыкает к храму с запада крыльцо. Построено на полвека позже самой церкви. Украшено висячей гирькой в двойной арке. Имеет окна на северной и южной стенах. Ныне существующее крыльцо восстановлено было в 2012 году. Пятиглавие храмов для начала ХVIII столетия считается частью современных исследователей консервативным приёмом. Главками также выделялась апсида, трапезная и крыльцо. Первоначальные главки более ста лет назад были уничтожены во время ремонта 1880-1883 годов.
Интересен и интерьер церкви. В стенах храмовой части, обращённых к алтарю и трапезной, сделаны трёхарочные проёмы. Пластичность интерьеру придают сомкнутые своды, высокие распалубки окон в алтарной апсиде, трапезной и откосы верхних окон в храме. На южной стороне окон больше, чем на северной. Верхний ярус храма и его купол освещались не только через боковые окна, но и через световой центральный барабан и небольшое окно в западной стене. До революции в храме стоял многоярусный иконостас; в углубления сводов были вмурованы массивные деревянные кресты, от которых остались ниши; в стенах имелись отверстия с глиняными сосудами для лучшей акустики. Стены четверика украшала роспись, исполненная в 1725 году живописцем Михаилом Казариновым по известковой затирке на желтке или сусле, а не на масле. Позднее, когда стены покрыли масляным слоем, прежняя роспись стала осыпаться. Сто лет назад клир храма так охарактеризовал местные фрески: «Стиль письма напоминает католическую живопись, так как лики некоторых святых написаны слишком полными, у некоторых на щеках играет даже румянец, на арках встречаются лики святых греческого письма… По причине небольшого количества узких окон, а также общего темного фона живописи, внутренность храма выглядит мрачно и производит впечатление глубокой старины».
К настоящему времени от живописи практически ничего не осталось. На стенах трапезной и алтаря в старину тоже имелись росписи, но, по некоторым данным, эти фрески были уничтожены по решению клира храма во время ремонтных работ 1860-1870-х годов. К настоящему времени в Ныробе не сохранилось ни одной из прежних его святынь. Цепи Михаила Романова ныне находятся в Чердынском музее, резной образ Парасевы Пятницы — в Пермской художественной галереи. Остальное сгинуло…
Николькая церковь вытянута по оси «восток-запад». Длина всей пострйки — около 31 м, ширина — более 10 м. Основной объём церкви — бесстолпный, увенчан куполами на высоких барабанах; центральный барабан — световой. Высота апсиды — 4,32 м. Толщина стен достигает полутора метров.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №114, 2014 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?