Нучарово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы (престолы: главный – Рождества Пресвятой Богородицы, приделы: правый – Архангела Михаила, левый – великомученицы Варвары). Документ о принятии на госохрану № 1327.

Основное сооружение представляет собой кубический объем, завершенный барабаном, с круглыми окнами и куполом. Алтарь полукруглый. С запада невысокая трапезная и трехъярусная колокольня. В шестиколонных портиках, приставленных с южной и северной сторон к главному объему, угловые колонны придвинуты друг к другу. Четырехгранная колокольня имеет портики в первом ярусе и вытянутые арочные проемы в ярусе звона.

Нучарово впервые упоминается в Арзамасских поместных актах за 1585 год как деревня, подаренная царем свияжскому жильцу Петру Чуркину. Селом оно стало около 1690 года, когда здесь была построена деревянная церковь в честь Архистратига Михаила с приделом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. О том, что село мордовское говорит его название, которое происходит от языческого имени Нучар (в «Нижегородском топонимическом словаре Н.В.Морохина – Начар). Краевед Александр Базаев приводит ещё одну трактовку: «живущий на Нуче», предполагая, что основатель был родом из соседнего селения Нуча.

Известно, что в 1751 году Нучарово принадлежало надворному советнику Ивану Васильевичу Татищеву (в селе проживали 455 душ мужского пола и 258 душ женского пола). В 1784 году среди владельцев села – советник Петр Васильевич Татищев, коллежский асессор Афанасий Иванович Зиминский, Александр Степанович Соловцов, Михаил Павлович Жуков. С 1805 года селом владела дочь Зиминского – Наталья Афанасьевна Стремоухова, с 1828 года часть села – за князьями Гагариными (Стремоуховы и Гагарины владели землями в Нучарове до революции 1917 года). Получается, что строительство местного каменного храма (престолы: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, приделы: правый – в честь Архистратига Михаила, левый – великомученицы Варвары), законченное в 1820 году, связано с именем Зиминской-Стремоуховой.

Описывая Рождественскую церковь в Нучарове в справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области» в 1980 году, авторы раздела «Памятники архитектуры» С.Л.Агафонов и Ю.Г.Самойлов подчеркнули схожесть её структуры с некоторыми другими храмами Ардатовского района, построенными в те же годы. Среди них – Троицкая церковь (1822 год) в Автодееве, проект которой современные исследователи приписывают талантливому архитектору, уроженцу Арзамаса, ученику А.Н.Воронихина – Михаилу Петровичу Коринфскому. Учитывая эти сведения, а также тот факт, что каменный храм в Нучарове был построен на два года раньше автодеевского, можно предположить, что к проекту этого храма также имеет отношение Коринфский.что в приходе Рождественской церкви кроме села Нучарово была и деревня Миякуши – имение дяди известного писателя Павла Ивановича Мельникова-Печерского – Василия Ивановича Мельникова. В Миякушах жила и бабушка писателя Елизавета Ивановна Мельникова. Из автобиографии Мельникова-Печерского известно, что она была похоронена при церкви села Нучарова.

Никаких захоронений у Рождественской церкви в Нучарове экспедиция не обнаружила, а, согласно «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год, в селе с 1737 года была ещё и деревянная кладбищенская церковь (престолы: главный – в честь святого Николая Чудотворца и святого Дмитрия, митрополита Ростовского, левый придел – в честь мучеников Андриана и Наталии).

Весной 2014 года на связь с проектом «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» вышел родственник регента Рождественской церкви В.В.Михалёва. Он поделился ещё одной версией происхождения названия села (по большому рву проходила река Чара, а рядом – село Нуча), рассказал семейные предания о владелице села, её усадьбе и храме, а также сообщил, что в Нучарове было развито гончарное искусство. Глина добывалась из соседнего карьера, поэтому в постройках использовалось много кирпича. Село было знаменито производством паровых котлов, которые шли на экспорт в Европу, и деталей из латуни и меди, включая декоративное оформление различной утвари.

Из-за богатства внутреннего убранства церкви на её балансе была собственная пушка с ядрами. В советские годы, когда разрушали храм, огромный колокол сбросили в пруд, и он ушёл на дно (попытки найти его уже в наши дни ни к чему не привели). Саму же церковь разграбили местные жители, поверившие коммунистам. Последнего настоятеля храма увезли из села вместе с последней коровой (по слухам, его расстреляли).

В советские годы разграбили и разобрали на кирпич пятистенный дом усадьбы Стремоуховой, располагавшийся вместе с купальней около одного из прудов. Владелица села Наталья Афанасьевна Стремоухова имела славу азартной картёжницы: однажды она выиграла в карты целую деревню, вошедшую впоследствии в состав Нучарова. О том, что здесь когда-то была её усадьба, сегодня напоминают разве что названия прудов: Барский, Приказчика, Поиский.

Источник: сайт Галины Филимоновой

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?