Новый Оскол. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Новом Осколе возведен русскими мастерами-умельцами в 1803 году. Строился он на средства прихожан. В 1823 году Успенский храм был перестроен – добавились два придела: в честь Архистратига Михаила и в честь Великомученицы Параскевы Пятницы, чудотворная икона которой была обретена на источнике близ Нового Оскола. На этом месте до 1950-х годов возвышалась часовня. В 1930-е годы, при советской власти, собор был закрыт. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В 1960-е годы была возведена колокольня и установлены колокола общим весом свыше тонны. А в честь 50-летия Великой Победы на колокольню был поднят еще один колокол – весом в 640 кг. Одна из святынь храма, известная за пределами города, чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы, явленная пастухам в прошлом веке близ этого города. В ней помещена частица мощей этой святой. В 2002 году на территории храма было начато строительство Духовно-просветительского центра. Его освящение состоялось 6 июня 2005 года

История Успенского собора неразрывно связана со всеми поворотами судьбы Нового Оскола. На протяжении веков новооскольцы здесь молились, делились самым главным, самым сокровенным — собор, ровесник города, стал ему не просто храмом — он стал свидетелем всей его жизни. В то время, когда Царёв-Алексеев только приступали ставить, без молитвы и без крестного знамения не начинали и не кончали никакое дело. Жизнь, полная опасностей и тяжкого труда, тогда не отделялась от вопросов веры. И потому всегда, когда закладывалась крепость, то вместе с нею начинали тут же строить храм. Так было и в начале в первые годы возведения городков-крепостей на Белгородской Засечной оборонительной черте. В 1647 году, с постройкой города-крепости Царёва-Алексеева, была построена и деревянная соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Алексия человека Божия — покровителя царя-основателя Алексея Михайловича. Сюда из Курска царь специальной грамотой за 23 июля перевёл безместного попа Ивана Алфимова, который стал первым священником нового города. Он вскоре обнаружил, что собор-то есть, а утвари и всего необходимого для службы — нет.
В соборе, кроме стен, не было буквально ничего — ни икон, ни книг, ни колоколов, ни облачений. И потому отец Иван написал царю Алексею Михайловичу челобитную, чтобы он, царь, велел всё нужное до новой церкви новой крепости послать. Царь внял всем доводам и из Москвы в новооскольский собор попу Ивану были посланы иконы, книги и вся нужная церковная утварь. После получения имущества для богослужений, батюшка отчитался воеводе князю Василию Петровичу Львову, после чего освятил собор Успения Пресвятой Богородицы 19 сентября, а придел Алексия человека Божия — 3 октября того же года. С тех пор служба в соборе совершалась «повсядневна» — каждый день. Вскоре у отца Ивана появился и помощник — диакон Ларион.
На следующий 1648-й год, в октябре, царь послал в соборную церковь Царёва-Алексеева серебряный позолоченный крест с частичками мощей апостолов, мучеников, святых и праведных отцов (через 2 года он поможет жителям соседних Валуек с Божией помощью от страшной засухи. После того, как были отслужены молебны и совершён крестный ход, пошли дожди и засуха отступила). К 1654 году кроме собора в самом Новом Осколе в окружающих его слободах были отстроены 9 приходских церквей и отдельный монастырь. После Алексея Михайловича, при его детях — царях Иване, Петре и царевне Софье — в 1690 году построили новое деревянное здание собора, а молодые цари пожаловали в него новый позолоченный крест с мощами святых (предыдущий царёв крест бесследно пропал к тому времени). На протяжении ХVIII века Новый Оскол утратил своё былое военное значение, стал административным и торговым центром обширной округи. Деревянный собор приходил в ветхость, и к началу ХIХ столетия стало ясно, что уездному Новому Осколу нужен новый храм.
Новое, более вместительное здание с колокольней, в классическом стиле было возведено в 1803 году по проекту архитектора, имя которого осталось неизвестным. Храм возводился «тщанием» благотворителей и прихожан. С ростом города становилось всё больше прихожан, и в 1876 году церковь была расширена к западу с северной и южной сторон. Устроены два придела: во имя Архистратига Михаила и в честь Великомученицы Параскевы Пятницы, чудотворная икона которой была обретена на источнике близ Нового Оскола. На протяжении всего ХIХ столетия приход рос и укреплялся. Была своя земля и хозпостройки. В 1887 году в церковном доме открылась церковно-приходская школа. В другом доме помещалась богадельня для вдов, сирот и престарелых лиц от духовенства — собор считался обеспеченным и брал на содержание нуждающихся.
По данным клировой ведомости 1915 года, церковь «зданием каменная, в одной связи с нею такая же колокольня, покрыта железом: в 1876 году расширена пристройкой к западу с северной и южной сторон». Храм владел 150 десятинами пахотной земли и 80 десятинами 1323 квадратных саженей сенокосной. Средний доход от земли составлял 2800 рублей. Недвижимое имущество собора состояло из каменных сторожки и сарая, крытых железом, в церковной ограде, каменного дома, сдаваемого в аренду в доход храма, церковно-приходской школы и свечной лавки, располагавшихся в одном каменном здании и деревянного дома на каменном фундаменте на одной усадьбе со школой, в котором помещалась богадельня общества пособия бедным. Храм временами имел хороший доход, который состоял, как и из наличных денег, так и из доходных 4% билетов, облигаций, закладных листов Земского банка. Так, за 1915 год храм имел доход 4251 рублей 49 копеек. В Успенском соборе хранились копии метрических книг с 1774 года и исповедальные росписи с 1816 года, имелся полный комплект богослужебных книг. По штату в Успенском храме было положено иметь настоятеля протоиерея, двух священников, диакона и трёх псаломщиков.
Приход храма состоял из 3120 прихожан из Нового Оскола и хуторов и слобод: Крутой, Медвенский, Завальский, Сумяной, Подольхой, Большой, Костиный, Нечаевский, Александровский и Проездной. 1 сентября 1914 года настоятелем собора был определён протоиерей Димитрий Васильевич Попов. Он также занимал должность законоучителя в уездном училище и в подготовительном классе женской гимназии. Батюшка заведовал Успенской и Нечаевской церковно-приходскими школами. В 1915 году число прихожан Успенского собора возросло до 6266 человек: 3206 мужчин и 3060 женщин. Это были жители Нового Оскола, пригородных слобод и деревень.
Революция 1917 года кардинально изменила жизнь народа, а вместе с ним и Церкви. У Успенского собора отобрали землю, вклады, метрические книги, церковно-приходскую школу, духовенство обложили дополнительными налогами. В 1921-22 гг. во всех церквях района прошло изъятие церковных ценностей — большевики искали золото, но нашли только серебряную богослужебную утварь, ризы с икон и оклады с Евангелией. В начале 1930-х годов государство перешло к масштабному наступлению на Церковь. Храмы стали закрываться повсеместно. Так, весной 1939 года Успенский собор в Новом Осколе был закрыт для богослужений. В доме Божием в разные годы были устроены то кузница, то склад, то зернохранилище.
Через два года грянула Великая Отечественная война. Война для многих стала временем переоценки ценностей. Как только Новый Оскол был освобождён, богослужение в Успенском храме возобновились вновь. Так, 1943-й год дал Новому Осколу его день города, а собору, как и всем новооскольцам — начало новой жизни. Распавшаяся в 1930-х годах религиозная община, вновь была зарегистрирована в установленном порядке в июне 1943 года. Определением архиепископа Питирима от 25 декабря 1945 года протоиерей Успенского собора Павел Андреев был назначен благочинным храмов Новооскольского округа с включением в него и церквей Великомихайловского района. 5 марта 1947 года настоятелем Успенского собора назначен священник этого же храма протоиерей Борис Воинов. Со временем приходская жизнь наладилась, на большие праздники на службу приходило до двух тысяч человек. В 1960 году община передала райбольнице купленный на церковные деньги автомобиль, который медики отправили на нужды скорой помощи. В 1960-м году из Ивановской области в Успенский собор приехал протоиерей Василий Ананьевич Герасимчук с семьёй. С этого времени он стал настоятелем храма, а потом вступил на это поприще его сын Николай.
В 1964 году был произведён полный ремонт здания. При о. Николае, в 1984-м году обновлён иконостас, а через 2 года восстановлена колокольня, разрушенная в годы Великой Отечественной войны. На ней были установлены колокола общим весом свыше тонны. А в честь 50-летия Великой Победы на колокольню был поднят ещё один колокол — весом в 640 кг. В 1994 году открылась воскресная школа для детей. В 1996 году выполнен капитальный ремонт здания. В 2005 году (6 июня) открылся Духовно-просветительский центр (строился с 2002 г.).
Главной святыней Успенского собора вот уже больше сотни лет остаётся глубоко почитаемая икона великомученицы Параскевы Пятницы. Она была найдена в ХIХ веке пастухом в поле, возле родника, где позже благодарные потомки возвели часовню (в 1950-е годы утраченную). На этом месте в последнюю пятницу каждого месяца служились с иконой молебны и проводились ярмарки. Сейчас здесь пашня, а икона нашла свой дом в соборе, пройдя вместе с храмом через сотни лет одной истории.
С сайта: www.vperedbel.ru/П. Субботин. Сердце Нового Оскола от 31 июля 2017 года

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?