В селе Николо-Замошье две церкви: летняя Успенская и зимняя Богоявленская, обе церкви каменные, с такими же колокольнями, прочны. Престолов в летней церкви три: средний — Успения Божией Матери, по правую сторону его — во имя св. чуд. Николая и по левую сторону — во имя св. Алексия Митрополита Московского. В зимней церкви престолов тоже три: средний — во имя Богоявления Господня, справа от него — Покрова Пресвятой Богородицы и слева от него — Владимирской Божией Матери. Построена церковь тщанием прихожан: летняя в 1807 г., а зимняя в 1873 г.
При церкви 36 десятин 1021 кв. саж. церковной земли. Две ограды: каменная вокруг летней церкви и железная вокруг зимней. Пять деревянных домов для жительства причта, сторожей и школы. Церковного капитала 15 080 руб. 61 коп. Часовня в дер. Холопове.
Прихожан 1350 муж. пола и 1711 жен. В селе двухклассная церковно-приходская школа. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик, причтового капитала 9020 руб. 93 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». — Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Церковь Богоявления Господня — один из четырех храмов района, не закрывавшихся в советское время. Современное село Новый Некоуз вобрало в себя некоторые окрестные деревни и село Николо-Замошье, в центре которого стояла летняя церковь Успения Божией Матери, рядом — зимняя, Богоявления Господня. Построенный в 1807 году Успенский храм не сохранился.
Богоявленскую церковь возвели в 1873 году. В ней три престола: во имя Богоявления Господня, Покрова Божией Матери и Владимирской иконы Божией Матери. В книге «Обозрение епископом Ионафаном Ярославской епархии 1881 года» поведана интересная история строительства и содержания этой церкви. О благоустройстве и чистоте храма заботилась община незамужних девушек во главе с уже пожилой в то время Иулианией Львовой из деревни Сусловки. Ее отец, временный городской купец, был богат и оставил ей большое состояние, но она не пожелала выйти замуж, а посвятила свою жизнь служению добродетили и спасению души. Когда в начале 1870-х годов неожиданно умер строитель Николо-Замошской теплой каменной церкви, прихожане единогласно выбрали на эту должность И. Львову. Она отстроила храм с подобающим благолепием, истратив на него более 10 тысяч рублей собственных средств.
По сведениям из того же «Обозрения», в храме находились иконостасы, искусно отделанные под золото, с иконами в серебряных ризах; стены и своды церкви были покрыты изящной живописью.
До наших дней в полном объёме сохранился в своеобразный внешний облик храма. Это небольшое одноглавое строение, к которому примыкает стройная трехъярусная колокольня из красного кирпича. Вокруг храма — кладбище, обнесённое чугунной оградой с каменными вратами. В нем покоятся подвижники благочестия, настоятели храма.
Помимо престольного праздника Крещения Господня в Богоявленской церкви торжественно отмечают день памяти святого благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (17 февраля), великого князя Владимирского, погибшего в 1238 году в сражении с татаро-монгольскими войсками на реке Сить.
До 1932 года в нескольких десятках метров располагался летний Успенский храм, который разобрали по распоряжению властей на кирпич для нужд строящегося районного центра Новый Некоуз. Престольные праздники Успенского храма также особо почитаются в Богоявленском — Успения Божией Матери, святителя и чудотворца Николая и святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца.
Хочется отметить подвиг женщин-подвижниц, в советское время приносивших ежедневно дрова для отопления храма. Для этого им приходилось идти в горку полчаса, неся с собой дрова. Позже в храм был проведен газ для отопления.
В 90-е годы XX века молнией была разрушена часть колокольни и сломан крест. По сей день колокольня восстанавливается. В 1990-е годы фрески храма были обновлены.
В 2013 году после проведенной реконструкции пола в храме епископ Рыбинский и Угличский Вениамин совершил чин великого освящения храма.
Храм Богоявления никогда не закрывался. В Богоявленском храме находятся чтимые иконы благоверных князей Георгия Владимирского и Василия (Василька) Ростовского, икона святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами их святых мощей. Икона «Неопалимая купина» в киоте подарена храму в XIX веке в память о болезнях и пожарах. Чтимая икона священномученика Димитрия Вознесенского подарена храму внуками о. Димитрия, проживающими в Грузии.
Славится церковь и своими подвижниками. Особо почитаем здесь священномученик Дмитрий Вознесенский. Он родился и вырос в селе Николо-Замошье. В 1910 году стал священником в храме родного села. В ночь с 17 на 18 октября 1918 года, во время подавления крестьянского восстания против советской власти, отца Дмитрия расстреляли и сбросили в яму вблизи железнодорожной станции Шестихино, в 12 километрах от церкви. В 2000 году Дмитрий был прославлен в лике святых. Рядом с храмом в Некоузе сохранился дом священномученика, откуда его уводили на расстрел, а рядом со станцией Шестихино с недавних пор стоит поклонный крест в память о священномученике Димитрии Вознесенском.
Настоятелем Богоявленского храма с 1964 года был архимандрит Таврион (Батозский) — почитаемый в народе старец, духовник. К нему приезжали за советом и молитвенной поддержкой верующие из Ярославля, Москвы, Ленинграда, Перми, Уфы и других мест. После о. Тавриона настоятелем был назначен архимандрит Севастиан (схиархимандрит Иринарх) (Макалкин). Он прослужил в Богоявленском храме 40 лет и ныне погребен у стен храма.
В середине XX века прихожанкой храма была монахиня (в миру) Серафима — почитаемая в народе старица, которую еще при жизни называли святой. И сейчас на ее могилку у Богоявленского храма приходят многие, молятся о ее упокоении и получают благодатную помощь. В ее доме в то неспокойное советское время служили о. Севастиан и о. Павел Груздев.
Источник: сайт храма