Сельский каменный храм был построен сравнительно недавно (1914 год) на средства прихожан и представлял собой холодную церковь с теплой трапезной. Она имела три престола: главный – св. Николая чудотворца и придельные – св. Троицы и Серафима Саровского. В 1911 г. в ней служили священник, дьякон и псаломщик. В приход церкви входили шесть деревень: Старый Копыл, Бродово (Насоново), Смородиновка (Клишина), Мочилки, Николаевка и Пустынь. Как и десятки других церквей района, Николаевскую церковь в Новом Копыле после революции постигла та же печальная участь – она была закрыта и разрушена. Сейчас еще свежи в памяти местных старушек воспоминания об известном местном безбожнике Дениске, еще до войны сбрасывавшем колокола с церковной колокольни. Рассказывают, как разбивались колокола о тесаные каменные ступени, как кричали бабы и ребятишки. Разрушили же храм в Новом Копыле позднее.
По свидетельству старожилов, церковь разбирали в войну пленные немцы (их ежедневно гоняли на работу из д. Старый Копыл). В результате была сломана колокольня, алтарь и ограда вокруг церкви. Оставшаяся трапезная стала похожа на огромный сарай. Церковь превратили в склад, а из добытого кирпича построили школы в Агрономе и Слободке. Так пленные захватчики уничтожали по прихоти победителей святыни русского народа.
Использована статья: Валерий Акимов, Кирилл Надов. Старый и Новый Копылы // Лебедянские вести. 17 июля 2001 г. на портале www.lebedyan.com Полная версия статьи: http://www.lebedyan.com/php_foto/foto05/kopil/kopil.html
Дата постройки первой деревянной церкви в честь Николая Чудотворца не известна, однако уже в 1876 году она указана как приписная к церкви Сергия Радонежского в селе Сергиевское-Каменный Верх. В 1893 году упоминается деревянная Николаевская церковь. Каменная холодная церковь с тёплой трапезной была построена в 1904 году на средства прихожан. Храм имел три престола: кроме главного – Никольского, также существовали Троицкий и в честь Серафима Саровского.
Храм построен в псевдорусском стиле. От здания храма сохранилась только трапезная. Основной объем, примыкавшая к нему с востока алтарная апсида, а также колокольня не сохранились. В декоре храма использовались элементы древнерусской архитектуры. Фасады трапезной членятся пилястрами, между которыми помещены арочные окна, обрамленные наличниками с килевидным завершением. В верхней части устроен зубчатый карниз.
Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1876 году упоминается священник Иван Дмитриев. По данным 1893 года, священником служил Иоанн Петрович Димитриев, 50 лет, рукоположен 24 декабря 1869 года, награждён скуфьёй; диаконом – Григорий Стефанович Райский, 27 лет, из 1 класса семинарии, рукоположен 26 декабря 1886 года; псаломщиком – Матфей Алексеевич Лакедемонский, 48 лет, домашнее образование, определён в 1866 году. Известно, что 6 апреля 1883 года у священника Иоанна Димитриева родилась дочь Хиония, на которой 9 февраля 1900 года женился будущий священномученик Тихон Архангельский. Венчание прошло в церкви Николая Чудотворца. Можно предположить, что Тихон Иоаннович и Хиония Ивановна были знакомы с детства, ведь село Копыл находится в долине той же реки Красивой Мечи, на полпути между сёлами Слободкой и Троекуровым. В будущем Хиония Архангельская вместе с мужем будет канонизирована в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Оригинал статьи на сайте Липландия.
Церковь каменная, холодная, трапезная теплая, построена в 1904 году на средства прихожан. Престолов три: главный – св. Николая чудотворца и придельные – св. Троицы и Серафима Саровского.
Дворов 101, душ муж. пола 213, жен. пола 320, великороссы, земледельцы, имеют земли пол десятины на душу. В приходе шесть деревень: Старый Копыл – от церкви в 4 верстах, Бродово (Насоново) — при церкви, Смородиновка (Клишина) – при церкви, Мочилки – в 2 верстах, Николаевка — в 3 верстах и Пустынь – в 6 верстах. Мелкая экономия Ивановых в 5 верстах, река.
Школы: в селе церковно-приходская и в деревне Старом Копыле земская. Есть церковно-приходское попечительство, имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1780 года.
Штат: священник, диакон и псаломщик. У причта 34 десятины полевой земли, в одном месте.
А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Лебедянский уезд, стр. 490.