Кирпичный пятиглавый двустолпный храм на подклете с обходными галереями. Сооружен в 1676-1682 при помощи патриарха Иоакима на основе недостроенного храма конца XVI в. В южной галерее устроен Успенский придел. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. В конце 1990-х отреставрирован, вновь освящен в 2003.
Собор Вознесения Господня построен в 1676-1682 гг. по указу Патриарха Иоакима. В его основе лежит каменный храм, начатый строительством в 1570-х гг. по указу Ивана Грозного (постройка завершена не была). Собор пятиглавый, на подклете, окруженный галереями (в южной имеется придел Успения Пресвятой Богородицы). Оригинальной особенностью интерьера храма является его двустолпие, не характерное для церквей подобного типа второй половины XVII в. В 1848 г. в храме поставлен новый иконостас, расписаны стены. В 1930-х гг. собор был закрыт, сломаны его венчания. В конце 1990-х гг. собор отреставрирован, освящен в 2003 г.
Собор Вознесенский в комплексе монастыря «Вознесенская Свято-Давидова пустынь» является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).
Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г.
Строительство Вознесенского собора началось еще в XVI веке, вероятно, при Иване Грозном. Но возведение храма не довели до конца. Лишь в 1676 году по непосредственному указу Патриарха Иоакима строительство продолжили, а после его окончания, в 1682 году, был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. От XVI столетия сохранились фундаменты и частично стены.
Здание собора представляет собой двухъярусный четверик, завершенный пятиглавием. Барабан центральной главы являлся световым. С востока к четверику примыкает трехчастная апсида, доходящая до середины четверика. В момент постройки с западной, южной и северной сторон собор был окружен крытой двухэтажной галереей, а с северо-восточного и юго-восточного торцов вплотную к нему примыкали приделы. К настоящему времени сохранились лишь придел на юго-востоке, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, а также южная и частично западная галереи. Центральную часть свода несут четыре подпружные арки, которые, в свою очередь, опираются на два несущих внутренних столпа. Южный и северный нефы перекрыты лотковыми сводами. Такая конструкция является необычной для русской храмовой архитектуры и во второй половине XVII века практически не встречается.
Считается, что существующая система сводов Вознесенского собора стала следствием смешения первоначального замысла завершения храма, относящегося к XVI столетию, и проекта окончательного строительства. Фасады собора прорезаны прямоугольными окнами, по два с каждой стороны, за исключением восточной, где окон нет вообще. Окна украшены традиционными для XVII века каменными наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. Углы четверика отмечены сдвоенными полуколонками. Стены завершаются фризом из поливных изразцов и поясом килевидных кокошников. Изразцы также украшают пространство между ярусами галереи. Барабаны глав установлены на квадратные постаменты, украшенные кокошниками; центральный барабан украшает аркатура.
В 1627-1628 гг. в обители по документам значится деревянный храм, который называется как «Церковь Вознесения Христова да придел Николы Чудотворца с трапезрю, древяна клетцки, строение монастырское и приходных людей». Этот храм, по-видимому, был перестроен и в 1657 г. описывается так: «Церковь Вознесения да в придел два престола Успения и Николая Чудотворца, с трапезою, древяна шатровая, о трех верхах, ветха, строение монастырское и приходских людей. А в церкви в олтаре: на престоле образ Пречистыя Богородицы Одигитрия, индитья выбойчатая, мелкотравная, евангелие печатное в десть, позолочено, бархат червчат, евангелисты серебряные, басебные, крест воздвизальный обложен серебром басебным, на жертвеннике двои сосуды белые оловянные, третьи деревянные; царские двери и столпцы и сень, царские двери писаны на празелени; деисусовъ в трех тяблах, в нижним поясу среди Спасов образ, по сторонам по пяти образов, а в верхних в двух тяблах праздники и пророки по 12 образов, да над царскими двеьми по тяблам и по стенам пядниц 16 образов, писаны на вохре. Да в церкви книг: 2 псалтыря со следованием, печатные в десть, 2 октоя – один печатной, другой письменной в десть; минея общая печатная в десть; маргарит печатной в десть; соборник письменной в полдесть; книга Ефрема Сирина с Саввою печатной в десть; книга о вере в десть; триодь письменная постная; триодь цветная печатная – обе в десть; два служебника: один строй, другой новаго выхода, потребник иноческой печатной в десть; часослов печатной в десть; книга Николино житие печатное в полдесть; житие Александра Свирскаго да Михаила Клопскаго да житие Сергия Чудотворца письменное – все в полдесть. Да местных образов: по праву сторону образ Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в киоте, оклад басемной, 6 венцов резных; образ Пречистой Богородицы Владимирския, оклад и венец басемной, а по сказке той пустыни казначея с братьею с тем образом пришел в ту Давыдову пустыню чудотворец Давыд; образ Успения Пречистые Богородицы писан на празелени в киоте, образ Николы Чудотворца в киоте, оклад и венец и цата басменые, да в прикладе гривна серебреная резная; 2 свечи больших писаны красками розными, 4 риз, 3 епитрахили, 2 стихаря, 2 поручей, 2 кадила медных, 2 паникадила медных, а в них по 12 шанганов, чаша медная луженая водосвятная».
Еще при царе Иоанне Васильевиче (Грозном) была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, «а строение было государево». Однако она долгое время оставалась не оконченною. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить каменную церковь в честь Вознесения Господня да по правую сторону против паперти придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, а по левую по имя Святителя Николая с теплою трапезою. Постройка церкви началась, как свидетельствует запись в синодик, 4 мая 1676 года. А в 1682 году по грамоте того же патриарха был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви.
В соборной церкви Вознесения Господня при игумене Иоанникие (1816-1832 гг) был устроен новый иконостас.
В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Филарету о том, что в соборной церкви вместо ветхого устроен новый вызолоченный иконостас, а святые иконы в нем возобновлены, и что престол пришел в ветхость и требует нового устройства. Митрополит 21 апреля приказал старый иконостас из описи исключить и если что в нем есть годное, то разрешил отдать в бедную церковь, где понадобится. Святой антиминс велено с престола снять и внести в другую церковь, престол снять с прилежным осмотром, не окажется ли в нем св. мощей и древних антиминсов, каковые, буде окажутся, надлежит представить ему в Москве; дерево ветхого престола сжечь в церковной печи и пепел всыпать под церковь в непопираемое место или в текущую реку, вместо ветхого устроить новый престол в правильную меру и когда готов будет к освящению, рапортовать с приложением чертежа положения престола и алтаря.
В 1885 году церковь расписана стенным живописным письмом с исправлением и перезолотою двух клиросов, откосы сделаны из накладного мрамора, а подоконники – из итальянского. В 1886 году сделан новый мозаический цветной пол с амвоном и одною ступенью итальянского мрамора. В 1891 году поставлены новые каркасы, и все пять глав вновь перекрыты, кресты и главы вновь вызолочены червонным трехчетвертным золотом на мардане по особому способу. На средней шейке с четырех сторон написаны на цинке на золотом поле четыре картины. Тогда же церковь росписана масляными красками.
К 1915 году старый соборный храм в честь Вознесения Господня имел пятиярусный иконостас, украшенный колонами с фронтонами, царские двери новые, иконы – конца XVIII в. Из икон должно отметить: а) Богоматери Владимирской, XVIII века, с надписью на ризе: «покойного надворного советника Василия Емельянова 1833 г августа 13», две местных: б) Спасителя и в) Богоматери, конца XVII в. над южной дверью: г) Нерукотвореннаго Образ, над северной – Знамение, начала XVIII . На южной двери: Архидиакон Стефан и на серединой – Ангел Хранитель, XVIII.
В алтаре у жертвенника: а) икона с изображением апостолов Петра и Иоанна Богослова, Знамения Богородицы, апостола Павла и Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и Александра Свирского, Богоявления, Кирилла Белозерского, Иоанна Дамаскина, конца XVII века и б) икона Нерукотвореннаго Спаса, конца XVII века.
Рядом с алтарем располагалось два отделения: в левом помешается ризница и библиотека обители, в правом – резное изображение Спасителя на кресте на каменной Голгофе. Над входом в правое отделение находится икона Знамения Пресвятой Богородицы с приписью на полях, Иакова Персянина, мученика Георгия и преподобных Макария и Онуфрия. На ризе имеется надпись: «Знамение Пресвятой Богородицы, моление Михаила Стефанова сына Балыматова 1716 году».
Своды храма поддерживаются двумя столбами, на которых помещены иконы: а) святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, б) Успения Пресвятой Богородицы первой половины XVIII века, в) св. Константина и Елены, г) Трех вселенских святителей, д). кн. Владимира и Ольги, е) Нерукотвореннаго Спаса первой половины XVIII века. Стены храма украшены изображениями преподобных, апостолов и последних дней Спасителя.
Храм имел пять глав и был построен на старом фундаменте, заложенном еще царем Иоанном Васильевичем Грозным. Подвал его представлял собой обширное помещение, частью оштукатуренное, с едва заметными следами росписи, что указывало на то, что здесь располагался нижний храм.
В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады.
В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена. В 1999 году был восстановлен купол Вознесенского собора. Собор Вознесения Христова был освящен 5 июня 2003 года архиепископом Можайским Григорием.