Новый Быт. Вознесенская Давидова Пустынь.

Давидова Вознесенская пустынь, заштатная, общежительная, в 25 верстах от города Серпухова, при реке Лопасне. Основана в 1515 году учеником преподобного Пафнутия Боровского Давидом (18 октября 1520 года), который и покоится здесь в Знаменском приделе Вознесенского собора. Здесь же хранится гроб преподобного Моисея Угрина (см. 26 июля), взятый из Киева и отданный пустыни митрополитом Московским Платоном. Пустыни принадлежит древний чудотворный образ Всемилостивого Спаса, находящийся в часовне у Москворецкого моста в Москве.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Основателем Вознесенской Давидовой пустыни был преподобный Давид Серпуховской. Основана она была в начале XVI века. Во многих источниках приводится точная дата — 1515 год. Преподобный Давид со товарищи ставит деревянные кельи, возводит деревянный храм в честь Вознесения Господня на берегу речки Лопасни. После кончины преп. Давида над его мощами поставили деревянную часовню.
Первая каменная постройка начала возводиться к концу XVI века – каменный храм в честь Вознесения Господня. Но со смертью Ивана IV началось Смутное время, которое также затронуло и пустынь. В 1619 году она была разорена литовцами.
Наконец дошло дело и до Вознесенского собора. Он так и простоял до второй половины XVII века незаконченным. В XVIII веке строятся и другие постройки. Но из-за бедности пустынь начинают приписывать то к одному московскому монастырю, то к другому. Братии становится всё меньше и меньше. Так продолжалось до начала XIX века. Начинается расцвет Давидовой пустыни. Возводятся новые храмы, ремонтируются и украшаются старые. Появляются новые вспомогательные постройки.
С 1917 года пустынь вступает в новый период своей истории. Уничтожен, разграблен, разрушен… Больше добавить об этом периоде мне нечего. Возрождение пустыни начинается в 1992 году. Сначала был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 году было принято решение о возобновлении монашеской жизни. С 1997 по 1999 годы происходили восстановительные работы на территории пустыни. И, наконец, в 2003 году освятили Вознесенский собор.

Вознесенская Давидова заштатная общежительная мужская пустынь въ 8 верстах отъ станціи „Шарапова Охота» Моск.-Курской жел. дор., близъ дер. Баранцевой, въ 18 верстах отъ уездного города Серпухова. Основана въ 1515 г. местночтимымъ Давидомъ, ученикомъ св. Пафнутія Боровскаго. Давидовой пустыни принадлежитъ въ Москве часовня у Москворецкаго моста, где находится древняя святыня — чудотворный образъ Всемилостиваго Спаса.
Храмовъ въ пустыни два: 1) соборный во имя Вознесенія Господня, съ двумя приделами: въ честь Знаменія Пр. Богородицы, что подъ колокольнею, и во имя Николая Чудотворца; 2) надъ воротами, въ честь Успенія Божіей Матери. Въ соборномъ храме, въ приделе Знаменія Пр. Богородицы, подъ спудомъ почиваютъ мощи местночтимаго Давида. Тамъ же хранится гробъ, въ которомъ лежало прежде тело преп. Моисея Угрина, взятый изъ Кіева, где почиваютъ его мощи въ другомъ гробе, и данный Давидовой пустыни митрополитомъ Московскимъ Платономъ.
Изъ замечательныхъ вещей въ пустыни хранятся: сосуды, употребляемые при священнослуженіи, сделанныя въ 1598 г. повеленіемъ царевича Феодора Борисовича. Пустынь владеетъ 83 дес. земли. Игуменъ. Монаховъ 33, послушниковъ 17.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908 г., стр.489-490

Пустынь была приписана к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю в 1657 г., в 1667 г. исключена из его ведения по указу царя Алексея Михайловича. В 1712 г. она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 г. по определению Святейшего Синода от 28 апреля — к Московскому Златоустовскому, в казну которого поступали все земли и скот пустыни, а также доходы от часовни у Арбатских ворот. В 1724 г. по определению Духовной дикастерии (Синодальная контора в Москве) была взята в монастырь ризница пустыни.
Источник: протоиерей Олег Пенэжко. «г.Чехов. Храмы Чеховского района Московской области». 2001 г.
Основные реставрационные работы в обители проводились под руководством архитектора О.В. Гаевой.
Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г.

В 1515 г. прп. Давид, из рода кн. Вяземских, более 40 лет подвизавшийся в Боровском монастыре, в пустынной местности на берегу Лопасни, бывшей во владении кн. Василия Семеновича Стародубского, основал мужской монастырь. По указу Ивана Грозного здесь начали строить каменный Вознесенский собор, но строительство завершено не было. В 1619 г. обитель была разорена литовцами и черкесами. В то время монастырь был беднейшим. В 1657 г. он был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, затем к Чудову, в 1721 г. — к Златоустовскому. В 1727 г. Давидова пустынь получила самостоятельность. В 1760-1778 гг. в обители размещалось Хатунское Духовное правление. В 1792 г. в монастыре введено общежитие и он восстановлен по указу митрополита Платона иеромонахом Макарием.
С XIX в. начался расцвет обители, появилось множество каменных зданий; сложился существующий архитектурный облик. В 1915 г. обитель получила статус второклассного мужского монастыря. Рост благосостояния обители прервали события 1917 г. В 1930-х гг. монастырь покинули последние монахи. На территории монастыря и в его постройках разместился сельхозтехникум. Уничтожено монастырское кладбище, на котором покоился прах героя Отечественной войны 1812 г. генерала Дохтурова. В 1992 г. жители поселка образовали общину, которой был передан собор Всемилостивого Спаса. С 1995 вновь учрежден мужской монастырь и началось его возрождение. В 1997 г. были обретены мощи прп.Давида Серпуховского. В монастыре собрано более 150 частиц мощей святых угодников Божиих.
Источник: Справочник-путеводитель «Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники». М., УКИНО «Духовное преображение», 2008 г., с.28-30.
Монастырь «Вознесенская Свято-Давидова пустынь» по адресу: Чеховский район, пос.Новый Быт, Молодежная ул., является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176). В его составе отмечены лишь Вознесенский собор и Успенская надвратная церковь. Остальные строения в составе монастырского ансамбля являются выявленными объектами культурного наследия (Распоряжение Министерства Культуры МО от 12.07.2005 г. № 237-р). В его составе: богадельня; гостиница; каретный сарай; колокольня с северной сторожкой; конный двор; больничный корпус; корпус жилой «А»; флигель жилой юго-восточный; корпус жилой «Б»; корпус настоятельский; корпус старцев; просфорня; собор Спасский; ограда; флигель гостиницы; церковь Всех Святых, с новой трапезной и братским корпусом; часовня надкладезная; башня северо-восточная; башня северо-западная; башня юго-восточная; башня юго-западная; ограда южной части монастыря.
Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г.

Уже вскоре после праведной кончины игумен Давид назван в синодике преподобным (запись 1602г.), а через несколько десятилетий – чудотворцем (запись 1657 г.). Это говорит о его местном почитании. Над гробом преподобного игумена была сооружена деревянная часовня образа Божьей Матери «Знамение». Там же и поместили икону, с которой Давид пришёл из Боровской обители: его келейный молитвенный образ. На нём изображена Матерь Божия так же, как и на иконе «Знамение» — простирающей руки в молитве, младенец Иисус писан во чреве: Пресвятой Владычице предстоят святые пророки Аввакум и Даниил и преподобные Пётр и Онуфрий Афонские. Позднее часовня была разобрана, а на этом месте построена колокольня (1740 г.), на первом этаже которой находилась Знаменский храм (позднее колокольня была разобрана, а вместо неё построена новая, служащая сейчас вратами в обитель). В XIX в. почитание преподобного Давида расширилось. Велись записи его чудотворений.
В советское время, когда монастырь был окончательно закрыт, настоятельный корпус власти забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся. В храмах монастыря, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб – новый «очаг культуры» с обязательными антирелигиозными диспутами, кинофильмами и танцами. В Успенском храме устроили спортивный зал, в храме Всех Святых – столовую, на колокольне же водрузили красный флаг.
В середине 1950-х гг. большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов и мирян (например, князей Оболенских, героя войны 1812 г. генерала Дохтурова и др.), было уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на строительство нового общежития техникума. Тогда же почти полностью была разрушена монастырская ограда, уничтожены купола Вознесенского собора, Никольского, Знаменского и Всехсвятского храмов – монастырскому комплексу власти всеми силами старались придать «некультовый» вид. Даже посёлок, который в своё время вырос рядом с монастырём, был символично назван «Новый Быт». Более 250 частиц святых мощей собрали настоятели обители в её стенах.
Знаменская церковь
Как посещение Троице-Сергиевой Лавры принято начинать с молитвы у мощей преподобного Сергия в Троицком соборе, так и в Давидовой пустыни хорошо бы поклониться мощам Давида в Знаменском храме. К входу в него ведёт прямая дорожка от врат обители. Знаменский храм стоит именно там, где когда-то находилась деревянная часовня над местом погребения преподобного Давида. В середине XVIII в. здесь была небольшая каменная Знаменская церковь, а в 1867-1870 гг. на её месте построили новый храм. В этом храме стоит рака с мощами преподобного Давида, и все идут к ней приклонить колено, помолиться и попросить преподобного Давида о помощи.
Никольская церковь
Храм во имя святителя Николая Чудотворца, выстроенный в стиле классицизма, примыкает к Вознесенскому собору с севера. Датируется 1804 г. Здание в плане прямоугольное, увенчано фронтонами и куполом на барабане с главкой над ним. С восточной стороны к зданию прилегает полукруглая апсида, равная по ширине и высоте основному объёму храма. Два ряда окон прорезывают пространство церкви, включая апсиду. Церковь имеет богатый декор, представленный лепными фризами, с растительными орнаментами, гирляндами и масками.
Вознесенский собор
Постройка церкви началась, как свидетельствует запись в синодике, 4 мая 1682 г. Собор был построен на старом фундаменте, заложенном ещё царём Иоанном Васильевичем Грозным. Подвал его представлял собой обширное помещение, частью оштукатуренное, с едва заметными следами росписи, что указывало на то, что здесь располагался нижний храм. От XVI в. сохранились частично и стены. Здание собора представляет собой двухъярусный четверик, завершённый пятиглавием. С востока к четверику примыкает трёхчастная апсида, доходящая до середины четверика. В момент постройки с западной, южной и северной сторон собор был окружён крытой двухэтажной галереей, а с северо-восточного и юго-восточного торцов вплотную к нему примыкали приделы.
Собор Всемилостивого Спаса
Наряду с монастырской колокольней этот храм является одной из архитектурных доминант Даниловой пустыни. Здание его в плане представляет прямоугольник, центральная часть которого с массивным световым барабаном и куполом над ним. К подкупольному пространству примыкает с востока апсида, с запада – трапезная. С северного и южного фасадов подкупольное пространство выделено ризалитами, завершёнными четырьмя декоративными главками. Стены собора богато декорированы в соответствии с требованиями псевдорусского стиля: декоративные элементы стилизованы под килевидные арки, поребрики, кокошники. Здание прорезано продолговатыми высокими окнами. Собор Всемилостивого Спаса построен на месте трапезной церкви на исходе XIX в. С этого собора началось возрождение обители после её поругания в советское время. В 1992 г. жители посёлка Новый Быт образовали православную общину, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 г., вскоре после назначения настоятелем иеромонаха Германа, в первую субботу Великого поста здесь была совершена первая Божественная литургия.
Храм Всех Святых
Одноглавый Всехсвятский храм построен незадолго до начала Первой мировой войны – последний из храмов Даниловой пустыни. В нём находилась копия с чудотворной иконы Всемилостивого Спаса из приписной часовни у Москворецкого моста.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Второй по времени возведения сохранившейся постройкой Даниловой пустыни является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1740 г. над северными вратами обители. Храм принадлежит к распространённому в то время типу «восьмерик на четверике». С востока к его основному объёму примыкает гранёная апсида, с запада – трапезная с воротами под ней. Над восьмериком возвышается купол, увенчанный небольшой главкой на гранёном барабане. Четверик храма прорезан с севера и юга двумя рядами полуциркульных окон, украшенных прямоугольными наличниками. Каждая грань восьмерика имеет по одному окну, обведённому наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. Углы объемов храма отмечены пилястрами.
Колокольня
Колокольня является доминантой монастырского архитектурного ансамбля. Расположена в середине западной части стены, окружающей пустынь. Колокольня сооружена под влиянием русско-византийского стиля. На четверике, в котором расположены главные ворота монастыря, поставлен восьмерик; на нём – цилиндрический ярус звона; ещё выше – увенчанный массивной главой небольшой барабан с часами на четыре стороны света. Фасады украшены декоративными наличниками, нитками с филенками, кокошниками. Историками подмечено, что второй – восьмигранный – ярус колокольни имитирует ярус звона, характерный для древних колоколен, однако остаётся неясным, выполняет ли он исключительно декоративные функции или предназначен для размещения в нём колоколов по проекту. Ныне существующая колокольня построена в XIX в.
Источник: «Вознесенская Давидова пустынь. История. Храмы. Святыни. Житие преподобного Давида». Путеводитель.

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.
Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп. Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды и нестроения, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться. Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия.
В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.
Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области, находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. На территории подворья действует храм во имя прп. Давида, устроены купальни.
Храмы обители
Прп. Давид, полагая основание обители, создал храмы в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою. Долгие столетия храмы на Руси были в основном деревянными. Это касалось как приходских церквей, так и монастырских. Лишь самые богатые обители могли возводить каменные храмы. Не являлась исключением из общего правила и Давидова пустынь.
В первые десятилетия существования Давидовой пустыни все ее церкви были выстроены из дерева. Уже при преподобном Давиде их было две, причем соборный Вознесенский храм имел придел. Как свидетельствует монастырский синодик 1602 г., основатель монастыря «постави церковь во имя боголепнаго Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго Ея Успение, а с трапезой постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца». Эти древнейшие храмы, как и все позднейшие деревянные постройки, не сохранились. В 1600 г. на средства игумена Леонида была возведена новая деревянная Вознесенская церковь, которая, надо полагать, заменила обветшавшую и разобранную церковь времени преподобного Давида, впоследствии перенесенную в село Легчищево. По описи 1627-1628 гг. в монастыре существовал деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделом в честь святителя Николая Чудотворца с трапезной. В 1657 г. на территории монастыря находились деревянная шатровая церковь Вознесения Господня «о трех верхах» с двумя престолами в приделах во имя Успения Божией Матери и Святителя Николая, Знаменская часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида, деревянные колокольня с пятью колоколами, хозяйственные постройки и ограда, а также недостроенный каменный Вознесенский собор.
История зданий
В 1627-1628 гг. Давидова пустынь помимо храмов имела келию игуменскую, да три келии братских, хлебню, поварню, конюшенный двор, а около него липовую рощу, а под монастырем пашню.
В 1657 г. монастырь имел следующий вид: он был огорожен забором, около монастыря липовая роща, а между рощей и оградой сад с яблонями. За монастырем скотный двор, на котором жил дворник.
По описи 1745 г. кругом монастыря ограда каменная, во многих местах ветха и обвалилась, двое ворот – одни святые, другие по правую сторону проезжие. Игуменские келии передние и задние каменные с каменными сенями. Против них на правой стороне – каменная казенная келия, а в ней государственных грамот и указов печатных и письменных, крепостей и выписок дворовых и земляных и платежных описей на листах и на столбцах и всяких писем ящик и две коробки, а также медная и оловянная посуда. Под игуменскою и казенною келиями – келии пустые. У святых ворот, идучи в монастырь на правой стороне, две келии братские каменные с каменными сенями о двух жильях. Под церковью и под алтарем – погреба зимние. Под трапезою и под церковью Николая Чудотворца – хлебня с сенями, под алтарем – палатка для муки. На углу башня каменная сделана вместо квасоварни. Погреб каменный и деревянный. Сушило деревянное с запасом круп овсяный и ячменных, семени конопляного и гороху. Четыре житницы. За монастырем – конюшенный двор, на нем хоромное строение деревянное. Двор скотный, на нем пять изб, в которых живут монастырские служители различных служб.
По описи 1764 г. каменное строение пустыни: келии, о двух апартаментах, в верхнем – келия игуменская и келия братская, в нижнем – келии братские, две солодовни и кладовая палата; другие келии находились подле ограды. Деревянное строение: кухня, погреб, пять житниц. В монастыре пруд вокруг 80 сажен и сад, а в нем 15 яблонь и 78 ульев. Вокруг монастыря каменная ветхая ограда. Подле монастыря конюшенный и скотный дворы, при них две избы; роща липовая, подле рощи монастырский огуменник и сенной сарай. На реке Лопасни мельница о трех поставах, на берегу реки Лопасни озерко Круглое, а в нем рыба для монастырского обихода, на речке Родинке два пруда монастырские.
В это время «Давидова пустынь – по словам ее настоятеля, игумена Гедеона – пришли в немалую ветхость: как на святых церквах и келиях кровли и монастырские оградные стены все обветшало и во многих местах обвалилось». Монастырские описи дают основание думать, что храмы и другие здания были обновлены около 1788 г.
В конце XVIII века в Давидовой пустыни находилось Хатунское духовное Правление, присутствующими которого были строитель и два священника по выбору местных священно-церковнослужителей. Оно помещалось в 1762 г. в двух игуменских зимних келиях с сенями, покрытых тесом, со сводами каменными, «взошед в монастырь прямо от святых врат». Оно существовало ранее 1760 г. и упоминается до 1788 г.
В XIX веке вместе с благоукрашением святых храмов поддерживались различные монастырские постройки: одни из них ремонтировались, другие уничтожались, а вместо них воздвигались новые. Так, при игумене Геннадии (1833-1836 гг.) настоятельская келия покрыта железом. Игумен Паисий (1843-1854 гг.) в 1845 г. «отнес ограду углом на 50 с., а на угле построил башню. Старую же ограду к западу разобрали. Вид монастыря к западу совсем переменился». Он же устроил два пруда. Отделал новую ризницу меж двух церквей («а делается затейливо»). По другую сторону колокольни построены сторожка и ворота к конному двору, старая же ограда с воротами, бывшая примкнутою к старой башенке, разобрана.
В 1848 г. выстроен братский двухэтажный каменный корпус на 20 келий и ограда около разведенного внутри монастыря сада к юго-западному углу, где в прежнее время находился пруд. Выстроена деревянная гостиница против юго-западной башни на 10 комнат. Построена северо-западная угловая трехэтажная башня и каменный скотный двор вместо сгоревшего первого старого в 1846 г., бывшего против северо-западного угла башни, и второго, вновь построенного на месте нынешнего скотного двора, сгоревшего в 1848 г., вырыт пруд близ скотного двора.
В 1851 г. восточная часть монастыря распространена на 15 саженей далее к востоку; ров, на том месте бывший, засыпан, впоследствии все занято садом. Обстроена северо-восточная сторона монастыря, начиная от Успенского храма, где возведены каменные просфорня, хлебопекарня, квасоварня, погреба с кладовыми над ними, подвалы, амбары хлебные в угловой северо-восточной башне с пристройками.
В 1852 г. окончены вся восточная сторона с угловой полубашнею, в коей помещено семь келий, и часть ограды около сада. В 1853 г. между Вознесенскою и Никольскою церквами устроена ризница с библиотекою, где прибылых книг помещено до 500 томов, а бывшая ризница возле алтаря соборной церкви на юго-восточном углу соединена алтарем южным притвором. При игумене Варлааме (1854-1865 гг.) на старом двухэтажном корпусе был наложен третий этаж и выстроена каменная братская баня на реке Лопасне с нижним подземным ходом в оную из монастыря. В 1885 г. выкрашены все крыши монастыря зеленою медянкою и сделаны разные другие починки и исправления зданий. В 1886 г. покрыт и устроен скотный двор, сделаны разные помещения сараев для склада дров, ограда монастырская очищена от ветхой тесовой крыши и покрыта железом, в самом монастыре канавы и ямы засыпаны и место выровнено, сделана каменная стена для сада с каменными столбами, около скотного двора вычищен заросший пруд. Вновь устроена прачечная с двором, теплица и произведены разные исправления.
В 1888 г. устроен кирпичный завод. Поставлен вновь двухэтажный каменный дом с мезонином для служителей скотного двора и покрыт железом. В 1889 г. выстроен вновь на каменном фундаменте деревянный флигель о шести комнатах с мезонином и покрыт железом для посетителей монастыря и сделаны другие исправления по двору гостиницы. Построен вновь каменный погреб с кладовою для экономии скотного двора. Начата вчерне и сделана вновь каменная двухэтажная гостиница с устройством в ней 16 комнат для богомольцев, приводились в порядок другие ветхости.
В 1890 г. произведены следующие постройки: двухэтажная каменная гостиница отделана внутри, лицевая сторона оштукатурена, полы, потолки, переборки, рамы поставлены на место. Подъезд поставлен на каменную лестницу, чугунный с приличным зонтом и недоконченные каменные работы вчерне закончены в этом году. Выстроен вновь каменный странноприимный корпус с отделением кухни для посетителей пустыни с мезонином и покрыт железом.
В 1891 г. с юго-западной стороны наложена монастырская ограда и к ней устроен каменный одноэтажный флигель для престарелых заслуженных старцев, который покрыт железом и внутри и снаружи оштукатурен. Каменный дом для посетителей пустыни внутри отделан и оштукатурен, обнесен каменною оградою с устройством конюшни и двумя сараями, которые покрыты железом.
Наконец, должно отметить, что с середины XIX века на монастыре был заведен пчельник с такой системой ульев, которая на выставках пчеловодов заслужила награждение в 1867 г. большой серебряной медалью, в 1868 г. – золотой.
В октябре 1929 г. монастырь был закрыт. Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 1950-х гг. уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами предавался «некультовый вид». Стиралось воспоминание о славном прошлом. Новые власти пытались наладить новую «культуру», новую «духовность», заставить людей забыть веру отцов, свои корни. Даже поселок, выросший рядом с монастырем, был переименован в «Новый Быт». 
В 1992 г. собор во имя Всемилостивого Спаса был передан образованной в поселке Новый Быт православной общине. Так было положено начало возрождению монастыря. 11 января 1995 г. настоятелем Вознесенской церкви на территории бывшей Давидовой пустыни стал иеромонах Герман (Хапутин), а 1 июня 1995 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил решение о возобновлении монашеской жизни в Давидовой пустыни. Тогда же иеромонах Герман был возведен в сан игумена с вручением ему игуменского жезла.
Давидова пустынь находилась в плачевном состоянии. Монастырский комплекс использовался совсем в иных целях, нежели ему было предназначено: на территории пустыни проживало 13 семей, здесь же располагались сельскохозяйственный техникум и общепитовская столовая. Отец Герман поселился в угловой монастырский башне. Время шло, и древняя обитель постепенно оживала. Зимой 1997 г. начались работы по восстановлению Знаменского храма. Радостное событие для братии и прихожан произошло в апреле 1998 г.: обители был пожертвован колокол весом в 1 тонну. 5 июня того же года, в празднование Вознесения Господня, его подняли на колокольню.
К концу 1999 г. в Давидовой пустыни частично была восстановлена монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.
В настоящее время обитель продолжает активно восстанавливаться. Многое уже сделано, отреставрирован игуменский корпус, приведено в порядок монастырское кладбище. Благоукрашается и расширяется территория обители. Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. Необходимо построить гостиничный комплекс для паломников, а также богадельню для духовенства, почисленного на покой. В ремонте и реконструкции нуждаются здания под гостиницу и воскресную школу. Кроме того, планируется восстановить подземный ход к реке Лопасне, проложенном в середине XIX века.
На восточной и южных сторонах от старого собора находилось довольно обширное монастырское кладбище, на котором кроме братии обители погребены посторонние лица. Здесь находились могилы генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова (1759-1816), участника войн 1805-1815 гг., князей Оболенских, подполковницы П. И. Зыбиной, капитана И. И.Соколова, родного брата архимандрита Паисия, Чуфаровских, Кочетовых и др. К сожалению, кладбище было уничтожено в середине 50-х гг. ХХ века, могилы раскопаны, а надгробия пошли на фундамент нового общежития сельхозтехникума, который разместился на территории обители после ее закрытия в 1929 г. После возобновления монашеской жизни обители монастырское кладбище начали восстанавливать, и 26 октября 1999 г. были перезахоронены останки некогда погребенного на монастырском кладбище генерала от инфантерии Д. С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.
По материалам: http://www.davidova-pustyn.ru

По писцовым книгам Московского уезда 1627 – 28 гг. в Хатунской волости: «монастырь особняк Давыдова (Давидова) пустыня, а на монастыре церковь Вознесения Христова, да в приделе Николы Чудотворца с трапезою, древянна, клетцки, строение монастырское и приходных людей, да на монастыре же церковь каменная Воскресения Христова да Пречистой Богородицы Успения, почата была делать блаженной памяти при царе Иване Васильевиче, да не свершена, а строение было государево; да на монастыре келья игуменская да 3 кельи братских; да на монастыре же хлебня да поварня братская, на монастыре же двор конюшенный, а около конюшенного двора роща липовая кругом; а под монастырем монастырская пашня наездом напахано 50 четвертей… сена на реке Лопасне 300 копен, лесу роща липовая около монастыря 15 десятин… на реке Лопасне мельница… Всего Давыдовы пустыни в Хатунской волости село да 8 деревень, да 11 пустошей, в них 55 дворов крестьянских да 11 дворов бобыльских… пашни паханые с наезжею пашнею перелогом и лесом земли 1220 чети с полуосминою в поле, сена 770 копен, лесу непашенного 33 десятины да лесу ж рощи 18 десятин».
Лета 1657 г. 7 августа, «по указу великого государя святейшего Никона, патриарха Московского и всея великая и малая России, и по наказной памяти из его государева патриарша разряду, за приписью дьяка Ивана Калитина, подьячий Яков Яковлев ездил в Московский уезд, в Хатунскую волость, в Давидову пустынь, а приехав, в той пустыне переписал церкви и в церквах Боже милосердие – местные образы, деисусы, пророки, праотца, кадила, паникадила, книги, ризы, на колокольнице колокола и всякую церковную утварь, и в монастыре государевы жалованные грамоты и крепости, посуду всякую и в монастыре братью, слуги и служебников по имяном, в сушилках и в житницах хлеб и всякие столовые запасы и поваренные сосуды, на конюшенном и на воловьем дворах лошади, волы, коровы и всякую мелкую животину, и под монастырем в слободах и в монастырских вотчинах крестьян и бобылей и их братью, племянников и соседей по имяном с прозвищи, в житницах хлеб молоченый и на полях в скирдах не молоченый, пашню и всякие угодья, а переписав тот монастырь Давыдову пустыню, отказал нового государева патриарша строенья к Воскресенскому монастырю, что на реке Истре. На монастыре часовня древянна, а в ней образ Пречистой Богородицы Одигитрии да деисусы на одной цке писаны на празелени. Да в той часовне опочивает преп. отец Давид под спудом, на гробнице покров сукно черное, среди крест серебряный. На монастыре 4 кельи, а в них казначей старец Иосиф, 2 черных попа Харлапей и Ефрем; рядовых старцев 4 чел., слуг 4 чел., конюх, хлебник и церковный дьячок. На монастыре колокольня, рубленная в брус, вверх шатром, на ней 5 колокол, благовестник весом 47 пуд., другой 7 пуд. 16 гривенок, третий – 5 пуд., 2 малых зазвонных, один в пуд, другой в полпуда. К монастырю Давидове пустыне в вотчине в Хатунской волости село Левчищево, а в нем церковь Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да в приделе великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницей».
Января 1728 года запечатан указ о строении престола, Вознесенского монастыря Давидовой пустыни игумену Иакову, по челобитью его ж, игумена, велено «в той пустыни в Николаевской теплой церкви на престол, вместо ветхого одеяния, положить вновь одеяние, а в холодной Вознесенской церкви, вместо ветхого престола, построить вновь престол во имя Вознесения Господня и посвящение учинить по чину; пошлин 3 алтына 2 деньги, нужнейших ¼ взяты».
Игумен Давидовой пустыни Иаков с братьею в прошении, поданном в Синодальный казенный приказ 7 марта 1732 г., писал: «в Вознесенском нашем монастыре, что слывет Давыдова пустыня, в Московском уезде, в Хатунской десятине, имеется церковь Успения Пресвятой Богородицы, и на оной церкви глава развалилась и в ней своды рушатся, и в церкви Божией и в алтаре полы все опали и огнили и божественную службу в ней служить невозможно, а святые врата каменные развалились. И чтоб повелено было оную церковь по ветхости разобрать и построить вновь над святыми вратами и о том строении дать им указ».
Вследствие сего прошения в Синодальном казенном приказе выписано: «в писцовых и переписных книгах Московского уезда в Хатунской десятине Вознесенского монастыря Давыдовой пустыни не написано». Резолюция: «1732 года апреля во 2 день, по указу Ее Императорского Величества и по благословению святейшего правительствующего Синода, о разобрании старой церкви и о построении вновь на вратах дать указ». Того же года в апреле за № 216 выдан указ из Синодального казенного приказа игумену Иакову о построении церкви.
1764 г. опись Вознесенского монастыря, называемой Давидовой пустыни, составленная поручиком Андреем Писаревым, в которой говорится: «Оная пустынь, состоящая при реке Лопасне, расстоянием от Москвы в 75, а от гор. Серпухова в 20 верстах; по каким указам оный монастырь, в котором году и при каком государе сооружен – о том известия в монастыре не имеется. Жалованная грамота на оный монастырь и оного монастыря на вотчины дана была первая блаженной памяти от государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, которая в 1619 г. в королевичев приход, как литовские люди и черкасы в оном монастыре стояли, пропала, вместо которой, по прошению оного монастыря игумена Антония с братьею, дана вторая в 1625 г. апреля в 1 день, за подписанием блаженной памяти государя царя и великого князя Михаила Федоровича собственной рукой. В оной пустыне церквей каменных две, в них 4 престола: — соборная церковь во имя Вознесения Господня о 5 главах, при ней 2 придела: Знамения Пресвятой Богородицы, что под колокольнею, и Николая Чудотворца, в нем печь изразщатая весьма ветха; окошек в соборной 18, в приделах Николая Чудотворца 6 и в Знаменском 2, все оные с окончинами стеклянными… Соборная церковь и приделы покрыты тесом и выкрашены краскою, а главы обиты деревянною чешуею. При оной церкви колокольня каменная об одной главе, на ней 8 колоколов, а по скольку в них весом пудов подписей не имеется; да на ней русские часы. Под оною церковью хлебная палата и два погреба. Вокруг церкви с приделы и под колокольнею мерою земли длиннику и поперешнику по 11 сажень. — Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на святых воротах, с трапезою, об 1 главе, покрыта тесом, выкрашена краскою, а глава обита черепицею; в церкви иконостас столярного дела посеребрен, о 3 ярусах… В оной же пустыни каменные строения: кельи длиною на 15 и шириною на 5 сажень, о 2 апартаментах, в верхнем – келья игуменская и келья братская, в нижнем – кельи братские, 2 солодовни и кладовая палата; подле ограды кельи о 2 апартаментах. Деревянного строения: кухня, погреб, 5 житниц. В оном монастыре пруд вокруг 80 сажень, сад, в нем 15 яблонь и пчел 78 ульев. Вокруг монастыря каменная ограда ветха, мерою 221 сажень. Подле монастыря конюшенный и скотный дворы, при них 2 избы; роща липовая на 7 десятинах; подле рощи монастырский огуменник и сенной сарай. На реке Лопасне мельница о 3-х поставах; на берегу реки Лопасни озерко Круглое, в нем рыба для монастырского обихода. В Москве у Арбатских ворот часовня каменная, которая пожалована в оную пустынь в 1681 г. для исправления в монастыре свеч, ладону и церковного вина; из оной часовни бывает в год доходу до 10 руб.».
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.

Вознесенская Давидова пустынь расположена на берегу реки Лопасни, на высоком холме, изобилующем белым камнем. Об основании Пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись: «в лета 7023 при державе царства Российского Государя и Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея Руси при священном архиепископе Варлааме митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустынь старец преподобный отец наш игумен Давид со двумя старцами и двумя простыми мужи мая в 31 день. А Хатунь была всеми волостями и со уездом за князем Василием Семеновичем Стародубским. И яко же пришед и вселися на святое место се и постави церковь во имя боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашее Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и созда обитель, и постави келии, и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лета 7037 сентября в 19 день на память святаго великомученика Евстафия и иже с ним». Преподобный Давид по преданию происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Имея, чуть более 20-ти лет от роду, он оставил суету мира сего и удалился в Пафнутьев Боровский монастырь. В братии Пафнутьева монастыря, в одно время с преподобным Давидом, подвизался преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, свидетелем подвигов и праведного жития которого был преподобный Давид. Оба подвижника были близкими друзьями.
В 1515 году прп. Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришёл с иконой Знамения Богоматери с двумя послушниками. Кроме построения храмов и келий прп. Давид посадил около своей пустыни липовую рощу. 15 августа 1515 года обитель посетил — незадолго до своей кончины — прп. Иосиф Волоцкий. Он трапезовал с прп. Давидом и братией и наставлял их в слове Божием. Более полустолетия подвизался прп. Давид в монашестве и был кормильцем-отцом всего окрестного населения. 19 сентября 1529 года он предал Богу праведную душу, а честное тело его, изнурённое трудами и подвигами, было погребено в основанной им пустыни. Над могилой преподобного была поставлена часовня. В синодике 1602 года, через 75 лет после своей кончины, он именуется преподобным, а в документах 1657-го года кроме того и чудотворцем. Преподобный Давид, полагая основание обители, создал храм в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою. После праведной кончины прп. Давида над его могилой была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение». Ещё при царе Иоанне Васильевиче Грозном была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, а «строение было государево». Однако она долгое время оставалась неоконченной. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том месте построить новую каменную церковь Вознесения Господня с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца с тёплою трапезою. В 1682 году был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. В 1732-1740 гг. над гробом прп. Давида была поставлена каменная колокольня вместо существовавшей ранее деревянной часовни. В 1740 году усердием жены статского советника Михаила Бобрищева-Пушкина, Анастасии Васильевны под колокольнею была устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предали его пожару и разорению.
До конца ХVIII века Давыдова пустынь не отличалась своею материальной обеспеченностью: она имела небольшое количество вотчин, приносивших ей незначительный доход, и всегда нуждалась в средствах для содержания братии и поддержания в порядке своих храмов и прочих зданий. По этой причине обитель имела мало братии и даже приписывалась к другим монастырям. Давидова пустынь в 1657 году по указу Святейшего патриарха Никона, была приписана к новопостроенному Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, из ведения которого была исключена в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича. В 1712 году она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 году по определению Св. Синода от 28 апреля — к Московскому Златоустовскому. Все земли и скот пустыни, а также доход от часовни у Арбатских ворот поступили в пользу Златоустовского монастыря. В 1724 году по определению Духовной Дикастерии была взята в монастырь ризница пустыни. Всё это принесло пустыни, конечно, лишь напрасное разорение, на что и было обращено внимание Священного Синода. В 1727 году Синод рассматривая положение Давидовой пустыни, усмотрел, что ей, «ввиду ее строений и немалого числа крестьянских дворов можно особенно быть, а не в приписке», почему 13 января постановил: «Давидова пустынь от Златоустовского монастыря отрешить и быть ей особо по-прежнему и монахов перевесть пока в тое пустыню, также взять из оной церковную утварь, хлеб, скот, и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного Регламента, чтобы было не менее 30 человек собрать и держать, как св. правила повелевают неотменно».
Из документов ХVII-ХVIII веков видно, что в Давидовой пустыне всегда было мало братии. При игумене Савватии (1653-1657) было предписано указом о сохранении липовой рощи, саженой самим прп. Давидом. По преданию прп. Давид выкапывал липы в лесу и принося их в монастырь, сажал вверх корнями, дабы показать темному местному населению силу молитвы к Богу и Пречистой Его Матери. И по молитвам прп. Давида деревья произрастали. Иноки обители, при производстве новых посадок, сохраняли эту традицию вплоть до закрытия монастыря в 30-е годы нашего столетия. В Москве, с половины ХVII века пустынь имела подворье на 23-х саженях на Ордынке в приходе св. Георгия на Всполье. В конце ХVII века была построена часовня у Арбатских ворот (7 июня 1689 года по указу царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича). Часовня существовала до 1841 года. Позже здесь находился двор монастырского подворья. По штатам 1764 года Давидова пустынь лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своём содержании. Однако уже в следующий год её положение значительно улучшилось. По указу консистории от 17 марта 1765 года к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упразднённой Марчуговской пустыни. Произошло это при архимандрите Паисии. В часовне находилась древнейшая в России чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Тогда же была приписана к пустыни часовня находившаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упразднённому Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельности монастыря и обеспечению его в средствах содержания на будущее время. При игумене Филарете в 1732-40-х годах над каменными святыми вратами была выстроена Успенская церковь. Тогда же построена Знаменская церковь со звонницею во втором этаже. В конце ХVIII века (1760-1778 гг.) в Давидовой пустыни находилось Хатунское духовное правление.
В 1764 году все монастыри были разделены на 3 класса, при чём маловотчинные обители, а в том числе и Давидова пустынь, были оставлены за штатом, т. е. на своём содержании. К концу ХVIII века пустынь стала приходить к упадку. Некоторые из её настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря или же исполняли различные поручения Епархиального начальства, не проживали в вверенной их попечению обители, почему и не могли должным образом заботиться о её благосостоянии. В 1792 году решено было ввести в пустыне общежитие. Дело это было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря, иеромонаху Макарию, известного своей строгоподвижнической жизнью. Митрополит Платон питал к о. Макарию любовь и доверие, поручая ему другие обители. Он восстановил 8 обителей, в том числе и Давидову. 26 сентября 1798 года Платон, митрополит Московский сделал следующее распоряжение: «От Консистории предписать Пешношскому строителю Макарию, чтобы он в Давидовой пустыни завёл такое же общежитие, какое в Оптином монастыре, а на каком основании, о том бы нам представил». Старец Макарий представил митрополиту для этой цели бывшего строителя Оптиной пустыни иеромонаха Иосифа и в помощь ему иеромонаха Серафима и ещё семь человек из братии. Указом от 17 октября иеромонах Иосиф был определён в строители Давидовой пустыни. С введением общежития число братии увеличилось. К 1915 году налицо: настоятель архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов и около 50 послушников. Среди братии всегда были люди украшенные высшими христианскими добродетелями. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости. Он предсказал конец обороны Севастополя в Крымскую войну.
В ХIХ столетии Давидова пустынь особенно благоукрашалась. Воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Так в соборном храме Вознесения Господня при игумене Иоаникии (1816-1832 г.) был устроен новый иконостас. В 1804 году при игумене Арсении обветшавшую церковь святителя Николая, смежную с Вознесенским собором, разобрали и построили вновь, отступя от собора с братскою трапезою и кухнею внизу. В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Филарету о том, что в соборной церкви вместо ветхого устроен новый вызолоченный иконостас. В 1885 году церковь расписывается стенным живописным письмом с исправлением и перезолотою двух клиросов, откосы сделаны из накладного мрамора, а подоконники — из итальянского. В 1888 году сделан новый мозаический пол с амвоном и одной мраморной ступенью итальянского мрамора. В 1891 году вновь перекрыты пять глав и вызолочены червонным золотом. Тогда же церковь расписана масляными красками. Знаменский храм при архимандрите Иосифе (1865-1884) был разобран до основания и на его месте построен — большого размера. В нём поставлен иконостас ясеневого дерева с иконами художественного письма. Над местом погребения прп. Давида усердием Петроградского купца Николая Ивановича Котова — сооружена новая металлическая высеребреная рака с изображением прп. Давида в серебряной ризе сверху. Рака стоила 3000 рублей. Сооружалась она с 1867 по 1870 год. Сооружена копия иконы Всемилоситивого Спаса в серебряной вызолоченной ризе ценою в 2000 рублей. Освящение вновь сооружённого храма совершалось 17 сентября 1870 года митрополитом Московским Иннокентием с архимандритами Пименом Николо-Угрешским и Никодимом Перервинским. В 1886 году на храме вызолочена новая медная глава.
В 1891 году церковь расписана масляными красками. При архимандрите Иосифе церковь оштукатурена внутри и снаружи, расписана стенною живописью и поставлены иконы писанные на холстах. В Никольском храме при игумене Иоанникии на четырёх местных иконах были сооружены серебряные ризы по 20 фунтов серебра каждая, усердием крестьянина Иоанна Добрякова. В 1848 году вся церковь была расписана живописью. В 1885 году на горном месте поставлен золочёный киот. От неизвестных благотворителей устроены два золочёных киота по 500 рублей и два — по 1000 рублей. В 1892 году был сооружён новый иконостас. При игумене Афанасии (1838-1843) старая колокольня была разобрана. Тогда же было начато заготовление материала для построения новой колокольни. Было заготовлено 90 000 штук кирпича. Строение колокольни было совершено заботами настоятеля иеромонаха Паисия. В 1844 году был заложен фундамент основания, отступя 15 саженей за монастырскую ограду. К 1 августа 1845 года кладка колокольни была окончена. В 1848 году был отлит и установлен в звоннице колокол в 205 пудов и устроены новые часы с боем. Створки ворот колокольни представляли из себя огромную икону Вознесения Господня. Открывались они раз в году на главный праздник обители и назывались в народе Вознесенскими вратами. От колокольни до Вознесенского собора вела дорожка выложенная мозайкой. Эта дорожка была цела до 50-х годов ХХ столетия.
В 1892 году, 29 марта, на заводе Самгина был отлит колокол в 700 пудов. Перед отливкой был отслужен молебен настоятелем пустыни перед иконой Всемилостивого Спаса. 23 апреля колокол был доставлен на возах местными крестьянами в пустынь со станции Шарапова Охота Московско-Курской железной дороги. По случаю такого события собралось много паломников и ещё больше крестьянского люда из близлежащих деревень и сёл. После освящения огромный колокол 3 мая был поднят на колокольню. Он был украшен изображениями Спасителя, Богоматери, Вознесения Господня, Успения Божией Матери, Святителя Николая, прп. Иоанникия, муч. Валентина (местных подвижников). Вместе с благоукрашением святых храмов, поддерживались различные монастырские постройки. Так, при игумене Паисии была перенесена западная ограда на 50 саженей и построена угловая башня. В 1848 году был выстроен 2-х этажный братский корпус на 20 келий, построена 3-х этажная угловая башня. В 1853 году между Вознесенской и Никольской церквами устроены ризница с библиотекой, куда было помещено порядка 500 томов книг.
В 1888 году рядом с обителью был устроен кирпичный завод. В 1889 году из этого кирпича была выстроена 2-х этажная гостиница с 16-ю комнатами для богомольцев. В 1890 году построен 2-х этажный каменный странноприимный дом с отделением для кухни. В 1891 году с юго-западной стороны сооружена монастырская ограда и к ней пристроен каменный одноэтажный флигель для престарелых заслуженных старцев. Кроме того в монастыре в середине ХIХ века заведён пчельник, мёд из ульев которого заслуживал на выставках пчеловодства в 1867 году серебряную, а в 1868 году большую золотую медали. В 1894 году попечением архимандрита Валентина открыта двухклассная церковно-приходская школа, а в 1905 году — смешанная одноклассная. 1900-й год был отмечен построением собора Всемилостивого Спаса. 7 октября храм освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский) вместе с епископом Серпуховским Анастасием. В 1913 году, 16 июня был освящён храм Всех Святых митрополитом Макарием (Невским). В 1915 году в обители отмечалось 400 летие со дня основания. Указом Святейшего Синода от 10 июня 1915 года за № 7892, Давидова пустынь возведена на степень второклассного монастыря.
Таким был монастырь на пороге кардинальных перемен в отношении религии, предпринятых пришедшими к власти большевиками в результате октябрьской революции 1917 года.
Из книги-путеводителя: «Вознесенская Давидова пустынь». — Москва. Издательство: «Троица», 2006

Вознесенская Давидова пустынь — монастырь древний. Она была основана монахом Пафнутьев-Боровского монастыря Давидом в 1515 году, учеником самого Пафнутия и последователем одного из крупнейших деятелей русской православной церкви Иосифа Волоцкого. Вместе с Иосифом Давид покинул Боровский монастырь вскоре после смерти Пафнутия и отправился с ним в дальнее путешествие по русским монастырям. В этом путешествии сложились окончательно взгляды Иосифа на роль и значение монастырей в жизни Руси, положенные в основу иосифлянства, одного из двух (наряду с нестяжательством) основных церковно-политических течений XVI столетия на Руси. Иосифляне утверждали идею крепких и богатых монастырей, активных и сильных союзников государственной власти. Несомненно, одним из самых правоверных иосифлян должен был стать и Давид, хотя он и не принадлежал к числу значительных церковных деятелей начала XVI века. В 1515 году Давид основал Вознесенский монастырь, который впоследствии чаще стал называться его именем — Давидовой пустынью. Историки, изучавшие историю монастыря утверждают, что монастырь Давида посетил незадолго до смерти сам Иосиф Волоцкий, одобривший распорядок внутренней монастырской жизни. Из этого можно сделать вывод, что в начале своего существования монастырь как истинно иосифлянский должен был отличаться суровым уставом, широкой благотворительной деятельностью и немалым состоянием.
Каменное строительство в пустыни началось рано, еще в XVI веке. По преданию, покровительствовавший монастырю Иван Грозный выделил средства на строительство собора Вознесения. Но строительные работы в то время не были завершены и продолжены лишь в 1676—1682 годах — с использованием фрагментов XVI века. От времен Грозного сохранились фундамент и стены четверика до уровня порталов второго яруса, а также портал и проем южного фасада. Все остальное относится уже к XVII столетию. Вознесенский собор имеет два яруса и прежде был с трех сторон окружен двухъярусной же галереей, теперь сохранившейся лишь со стороны южного и частично западного фасадов. Сохранился также южный Успенский придел, примыкающий к алтарной части собора. Вместе с другим таким же, северным, приделом он замыкал восточные торцы галереи. Открытая некогда аркада этой галереи теперь заложена, галерея оштукатурена, но декор ее, состоящий из небольших квадратных нишек- филенок, местами виден очень хорошо. Прежде в этих филенках помещались муравленые изразцы. Своды собора опираются на два внутренних столба. С двустолпной конструкцией связан здесь и необычный характер перекрытий. У столь небольшого по размерам храма естественно предположить обычный сомкнутый свод. Однако собор имеет очень сложное по конструкции перекрытие, так как два внутренних столба являются опорой для четырех подпружных арок, несущих центральную часть свода. Южный и северный нефы храма перекрыты лотковыми сводами. Вероятно, эта своеобразная конструкция восходит к замыслу еще XVI века (первоначально не осуществленному). Центральная глава утраченного ныне пятиглавия собора возвышалась над световым барабаном, который частично сохранился. В верхней части четверика, подобно многим современным ему церквам, собор имеет пояс декоративных кокошников. Под кокошниками — фриз поливных зеленых изразцов, почти незаметных из-за малой величины. Кроме того, стены собора декорированы характерными для московской архитектуры XVII века наличниками с килевидными очельями.
Прежде храм выглядел намного живописнее. Особое сожаление вызывает утрата многих изразцов, обильно украшавших когда-то стены собора. Размерами и внешним обликом Вознесенский собор напоминает приходские московские храмы XVII века. Лишенный пятиглавия, он теряется ныне среди обступивших его более поздних сооружений. До середины XIX века ансамбль монастыря представлял собой традиционное замкнутое пространство, ограниченное четырехугольником стен монастырской ограды (поскольку обитель никогда не имела самостоятельного стратегического значения, то и мощных крепостных стен у нее никогда не было, но лишь невысокое декоративное ограждение с башенками по углам). Вознесенский собор являлся композиционным центром в панораме пустыни, рассчитанной на восприятие со стороны реки. Каждый входивший в монастырь через северные Святые ворота (XVII в.) с Успенской надвратной церковью (1740) видел прежде всего центральное композиционное ядро ансамбля — собор со стоящей рядом колокольней (не сохранилась). В 1804 году этот комплекс был дополнен Никольской церковью, выстроенной в классицистическом стиле. Она примыкает к собору с северной его стороны (именно в связи с ее возведением была частично разобрана соборная галерея с северным приделом). Церковь декорирована пилястрами, лепными фризами с растительным орнаментом, гирляндами и масками. По характеру декоративного убранства сооружение особенно близко творчеству Р. Казакова. Интересно, что церковь имеет сомкнутый свод, не характерный для сооружений подобного типа; венчающая храм купольная ротонда как бы маскирует это архаичное перекрытие. В середине XIX века между собором и церковью было встроено здание ризницы и библиотеки.
В связи с предпринятыми во второй половине прошлого века обширными строительными работами монастырский ансамбль получает совершенно иное композиционно-пространственное решение. Прежде всего, в панораме монастыря появляется новая организующая доминанта — высокая колокольня (1845) над новым главным входом в монастырь (старый в связи с этим был заложен), устроенным теперь в западной стене. После этого произошла переориентация всего ансамбля. Местоположение всех возникающих построек стало определяться необходимостью зрительно подкрепить новую высотную доминанту комплекса, перенесенную из прежнего центра на его периферию. Создатели ансамбля (к сожалению, их имена не известны нам) проявили истинное понимание архитектурной гармонии, дополнив ансамбль рядом разместившихся вблизи колокольни новых зданий (гостиница, богадельня и др.), которые хотя и находятся за пределами монастырской ограды, но активно включены во всю объемно-пространственную композицию Давыдовой пустыни. В то же время рядом со старыми Святыми воротами и Вознесенским собором были выстроены Знаменская церковь, массивный Спасский собор и Всехсвятская церковь с трапезной, которые создали более значительное по масштабу композиционное ядро расширенного ансамбля. При этом внутреннее пространство монастыря оказалось лишенным традиционного парадного двора. Таким образом, Вознесенский собор утратил прежнее главенствующее положение в панораме монастыря, — лишь липовая аллея, специально высаженная между новой колокольней и собором, подчеркивает его особое положение в монастырском ансамбле.
История ансамбля Давыдовой пустыни являет собой Редкий пример удачного, органичного соединения разновременных и разнохарактерных по стилю сооружений. Архитектурное единство ансамбля усиливается преобладанием так называемого псевдорусского стиля в оформлении большинства сооружений нового времени, который, по замыслу строителей, как бы вторит древней архитектуре и является своего рода развитием ранних мотивов комплекса. Своеобразным камертоном, определившим стилевое решение новых зданий, стала опять-таки колокольня, доминирующая в силуэте ансамбля. Это наглядный образец «тоновской архитектуры» — она повторяет композицию классицистических, но при этом воспроизводит декор древнерусских сооружений подобного типа. Важно отметить, что если у мастеров прошлого декор всегда был обусловлен функциональными и конструктивными особенностями архитектуры, то здесь его роль сводилась лишь к внешнему украшательству. Любопытный пример: второй, восьмигранный ярус пустынской колокольни имитирует ярус звона древних колоколен, хотя для звона он как раз никогда и не использовался. Сооружения монастыря, появившиеся вслед за колокольней, в большей или меньшей степени получили декоративное оформление, заимствованное прежде всего у русской архитектуры XVII столетия: фигурные наличники, пояски нишек-ширинок, городчатые карнизы — все это можно увидеть на зданиях настоятельского корпуса (западнее старых Святых ворот), Всехсвятской церкви с трапезной (восточнее Спасского собора), гостиницы и богадельни, просфорни и сторожки (вблизи колокольни), конного и скотного дворов (в северо-западной части комплекса) и некоторых других.
Особого внимания заслуживает массивный собор Всемилостивого Спаса (1900). Ныне он занимает одно из важнейших мест в панораме Давыдовой пустыни. Архитектура собора — пример эклектических построек. Древнерусские элементы (килевидные арки, кокошники, поребрик) не воспроизведены здесь буквально (как в псевдорусских постройках), но в сочетании с иными стилевыми мотивами лишь символично включены в облик храма. В интерьере Спасского собора сохранилась клеевая роспись в духе древнерусской монументальной живописи. В ансамбль монастыря включены также эклектическая Знаменская церковь, пристроенная к Вознесенскому собору с западной стороны, и два жилых корпуса, вытянутых вдоль южной границы комплекса. Связующим элементом ансамбля стала сооруженная в середине XIX века ограда с четырьмя угловыми башнями. Не все из перечисленных сооружений Давыдовой пустыни обладают высокой художественной ценностью, но все они без исключения важны как необходимые составные части сложной живописной композиции монастырского ансамбля. Комплекс пустыни возвышается на крутом холме над Лопасней, в том месте, где река образует плавную излучину. Архитектура монастыря органично вписана в ландшафт, и единство их, единство созданного человеком и природой, представляет несомненную эстетическую и художественную ценность. В Давыдовой пустыни в ноябре 1816 года был похоронен один из героев Отечественной войны 1812 года — генерал Дмитрий Сергеевич Дохтуров. Не раз приезжал в монастырь Антон Павлович Чехов: пустынь входила в его карантинный холерный участок.
Из книги-путеводителя: Серия «Дороги к прекрасному». М.М. Дунаев. К югу от Москвы. — М.:«Искусство», 1986 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?