Информация о соборе собрана на официальном сайте Священной Митрополии Абхазии — ссылка
В годы расцвета Ново-Афонская обитель разделялась на две части: верхнюю (нагорную) и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Монастырские корпуса с церквями обители строились в 1883-1896 годах. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеимоновский собор. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами — даром царя Александра III. Их мелодичный бой слышен далеко в округе. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными «волжскими богомазами» — братьями Оловянниковыми.
Пантелеимоновский собор. Каменный пятикупольный храм был построен в 1888-1900 годах в неовизантийском стиле. План храма отличается от обыкновенных в России пятиглавых церквей — если там главы расположены по диагонали, то в Пантелеимоновском соборе они стоят по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик собора с традициями греческого зодчества. На протяжении своего существования собор оставался крупнейшим культовым сооружением Абхазии: высота центрального купола — 40 м, длина собора — 53,3 м, ширина – 33,7 м. В храме четыре придела. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии. Стены изнутри были богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из Палеха и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, особенно в изображении Марии Магдалины, выполненного рукой М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного Суда у центрального входа. Эти стенные росписи являются одним из последних предреволюционных памятников русской церковной иконописной школы.
https://drevo-info.ru/articles/22262.html
Обитель в Абхазии была основана выходцами из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне в 1875 году. В 1888 году архитектору Н.Н. Никонову, который ранее участвовал в проектировании и строительстве подворий монастыря в Петербурге, был заказан проект не только главного храма св. Пантелеймона, но и всего монастырского ансамбля, включающего кельи монахов, другие храмы, колокольню и хозяйственные помещения. Работе над проектом монастыря и его осуществлением зодчий посвятил более пятнадцати лет.
По своим архитектурным достоинствам монастырский ансамбль выделялся среди других возводимых обителей и был одним из самых грандиозных произведений византийского стиля. Основным сооружением, по замыслу автора проекта, стал храм св. великомученика Пантелеймона. Главным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, было расположение четырех боковых глав: они были установлены не по диагонали, как было принято в русской архитектуре, а по осям пространственного креста. Этот прием еще больше сближал архитектурный облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор предусмотрел в проекте много новшеств для удобства монастырской братии. Пространство интерьера значительно увеличилось за счет создания хоров. Расширен был объем центральной апсиды, предусмотрены боковые входы в жертвенник и дьяконник. Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и высокой колокольней над входом в монастырь. Были заложены еще три храма – в честь Вознесения Господня, в память св. апостола Андрея Первозванного и во имя Всех Святых Афонских. Особенно удачно был найден силуэт архитектурного комплекса, великолепно воспринимавшийся как с большого расстояния, по мере приближения к берегу, так и при подходе к монастырю, на фоне горного пейзажа. Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра III, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 г. Роспись интерьера осуществлялась позднее: в 1911–1914 годах по проету Н.Н. Никонова и живописцев А.В. Серебрякова и М.В. Молова.
По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина ХIХ – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005.
Грандиозный Пантелеимонов собор, который в длину имеет 53,3 метра, а в ширину – 33,7, венчают пять сияющих куполов. Его архитектуру относят к так называемому ново-византийскому стилю, который был широко популярен в русском церковном зодчестве на рубеже XIX и XX веков. До начала периода лихолетья внутренние стены собора украшала богатая роспись палехских мастеров и известных московских художников Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Интересно, что фрески были выполнены в голубых, коричневых и золотистых тонах, что не очень характерно для того времени. Также специалисты отмечают, что при фрески собора были сознательно допущены отходы от канонов иконописи, что особенно заметно в изображении Марии Магдалины, которое, по легенде, выполнил известный русский художник М.В. Нестеров, а также в сцене Страшного суда неизвестного мастера. Таким образом, настенные росписи Пантелеимонова монастыря являются практически последним памятником русской церковной иконописной школы, аналогов которому нет нигде в мире.
https://www.liveinternet.ru/users/avira-8523/post229630932