Новый Афон. Церковь Симона Кананита.

Белокаменный, крестовокупольный храм Симона Кананита.
Трехапсидный храм, композиция которого характерна для раннесредневековой (IX — Х вв.) Абхазии. Стены храма, как и утраченных теперь притворов, были когда-то покрыты изнутри штукатуркой с фресковыми росписями. С легкой руки новоафонских монахов этот храм обычно связывали с именем апостола Симона, уроженца Каны Галилейской, спутника апостола Андрея, который, согласно церковной традиции, проповедовал на обширной территории вокруг Черного моря и на Кавказе. В 55 году н. э. они достигли пределов Абхазии, где апостол Андрей оставил Симона для распространения христианства среди абхазов. Благодаря этим проповедям, согласно преданию, был уничтожен жестокий кровавый обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. Симон Кананит вскоре умер и был похоронен на берегах Псырцхи. Впоследствии на его могиле был возведен белокаменный храм в память первых контактов абхазов с христианством.
Согласно же другой, имеющей большую древность легенде, этот проповедник был похоронен в Никопсии, расположенной западнее современного города Туапсе.
Пещера Симона Кананита расположена недалеко от храма и монастыря.

Симон Кананит, просвещая абхазов, в 55 г. принял мученическую смерть на берегу р. Псырдзха, у Нов. Афона, где и был погребен, а впоследствии на том месте построена церковь его имени. Андрей же пошел дальше и распространял Евангельское учение на земле джигетов.

Православная церковь празднует 23 мая память одного из 12 апостолов Христа — Святого апостола Симона Кананита.

Вероятно, не все знают, что святой Симон Кананит был из числа 12 апостолов. Чтение Евангелия на литургии в день его памяти, 10 мая, благовествует о братьях Господа по плоти, между ними упоминается и о Симоне (Мф. 13, 54–58). Здесь необходимо заметить, что праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы, до 80-летнего возраста жил как простой труженик и имел от супруги Соломии четверых сыновей и двоих дочерей. По кончине жены жил вдовцом, и в этом положении его застало избрание Божиего Промысла. Апостол Симон — третий мнимый брат Господа по плоти, или, проще сказать, по родству.
Есть предание, что на браке у апостола Симона в Кане Галилейской Господь сотворил Свое первое чудо, претворив воду в вино (Ин. 2, 1–9). Презрев все мирское, он пошел за Христом, уневестив душу свою Жениху бессмертному. Вместе с Андреем Первозванным проповедовал веру в Иудее, также в Эдессе, Сванетии, в Абхазии. А кроме того, апостол Симон странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию, Ливию и Британию.
Из жития апостола Андрея Первозванного видно, что, отправившись из Иерусалима в третий раз на проповедь евангельскую, он со спутниками, среди которых был Симон Кананит, дошел до земли Иверской, а затем и гористой Сванетии в княжение некой жены, принявшей их. Здесь остался Матфей, а великий Андрей с Симоном Кананитом проникли глубже в горы, в пределы осетин. Оттуда спустились в Абхазию и остановились в городе Севасте, ныне Сухум, жители которого приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе Симона, а сам отправился далее.
Проповедовал апостол Симон в Абхазии, по словам летописи, в 55 году по Рождестве Христовом. Святой апостол подвизался в пещере в ущелье реки Псыртсхи.
Как долго он проповедовал в Абхазии, летописи не говорят. Известно лишь, что прославлял Христа Спасителя многими чудесными знамениями и божественное учение стало приносить обильный плод веры в народе. Апостол подвергся за это бесчисленным огорчениям и бедствиям. А во время гонения, воздвигнутого грузинским царем Адеркием, увенчан был мученическим венцем и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу Псыртсхи.
Брошенное святыми апостолами семя слова Божия успешно произросло и благотворно распространилось, в 1089–1130 годах весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквями. По завоеванию страны турками абхазы приняли магометанство, и многие христианские храмы, в том числе и святого апостола Симона Кананита, были разрушены. Но место его погребения всегда особо почиталось местными обитателями, необъяснимо для них самих. Видимо, что Господу не угодно было, чтобы святыня пребывала в запустении, и по воле свыше храм апостола возобновили иноки.
Светлана Рыбакова.

Симон Канонит (Зилот)апостол из числа 12 и его не следует путать с «братом Господним»Симеоном, апостолом из числа 70. Прозвание апостола означает его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством. Именно в то время произошло очередное восстание в Самарии, жестоко подавленное римлянами. Выжившие бежали на окраину империи на реку Чорох. В то время там правила царица Рахель и она принимала у себя всех борцов с римским владычеством, в т.ч и братьев Багратионов, потомков наместника Самарии от Великой Армении. Местность в разные времена называлась по разному отсюда и неразбериха. По грузинской традиции это область Спери, провинции Кларджети, по армянской — это бдшехство Гугарк, по римской — провинция Полемонов Понт, по византийской — провинция ИВерия. Не путать с исторической ИБерией (финикийское название) — горной Сванетии-Эгриси и Испанской ИБерией. Именно из Спери начали христианско-просветительское движение по побережью Симон, Андрей и их спутники. Как видно Симона римляне настигли в Абхазии и казнили руками лазо-эгриского царя Адерки. Проповеди апостолов принесли им духовные царства: Симону в Абхазии, Андрею в России. Мечи Багратионов завоевали материальные царства в Грузии и Армении.
Давид Робиташвили

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?