В 1860 г. в Черниговской епархии был создан комитет по сбору пожертвований на строительство православного храма в Новозыбкове. Основным благотворителем стал новозыбковский купец Михаил Уманец. Храм Чуда Архитратига Михаила в Хонех строился с 1867 по 1898 г. Он стал первым православным храмом в старообрядческом поселении. До этого в Новозыбкове был лишь домовой православный храм для учащихся при реальном училище. Освящение храма состоялось ещё до окончания строительства в 1896 г., с этого времени стали проводиться богослужения. В 1930-е гг. настоятелем храма был священник Дмитрий Фёдорович Норонович. В 1937 г. его арестовали и расстреляли. Вскоре после ареста настоятеля храм закрыли и в его здании было устроено зернохранилище.
Во время оккупации в 1941 г. храм был открыт и более не закрывался. Со времени строительства сохранился иконостас, большинство икон с киотами, паникадила, Голгофа, часть подсвечников и лампад. В 1982-1983 гг. храм был заново расписан, позолочены кресты и покрыта железом кровля. Рядом с храмом находится канцелярия благочинного Новозыбковского округа.
Расположен на возвышенности в центральной части города, посреди обнесенного оградой и сильно заросшего деревьями участка. Сооружен по заказу местного купечества в 1867-98 гг. из кирпича и оштукатурен. Характерный для провинциальной архитектуры периода эклектики бесстолпный купольный храм в русско-византийском стиле. Крестообразный объем с короткими прямоугольными рукавами (восточный, алтарный дополнен полукруглой апсидой) увенчан в центре восьмериком с граненым куполом и главкой. Короткий переход соединяет храм с высокой трехъярусной шатровой колокольней, доминирующей в композиции. Ее растянутый в ширину нижний ярус несет четверик, над которым поставлен восьмерик звона с арками, завершенный шатром с главкой.
В декоре фасадов стилизованные древнерусские архитектурные формы (аркатура в завершении стен, боковые порталы, щипцовые завершения нижнего яруса колокольни, проемы арок звона и шатер с кокошниками у основания, гуртами и слухами) эклектически соединены с отдельными барочными и классицистическими деталями (парные пилястры с кругами вместо капителей на углах объемов, высокий цоколь с прямоугольными нишами-филенками, профилированные антаблементы и обрамления арочных окон с уширенными архивольтами). С запада над главным входом, где выложена дата окончания строительства, устроен навес с ажурными металлическими консолями; по сторонам площадок с лестницами у боковых входов поставлены фонари на тумбах (сохранились частично).
В интерьере выделяется основная часть с восьмериком на плоских парусах, перекрытая сомкнутым сводом. Широкими проемами она связана с рукавами, имеющими в своих центральных частях крестовые своды; такие же своды у перехода и средней части нижнего яруса колокольни, по сторонам которой устроены два помещения с лестницей к звону в левом из них. Внутреннее убранство храма и утварь относятся к кон. 19 — 20 в. Восьмиугольный участок обнесен низкой оградой с металлической решеткой на кирпичных столбиках и таком же основании. Ограда имеет трехпролетные ворота с западной стороны, украшенные филенками и фронтоном.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. — М., Наука, 1997