Новозыбков. Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь была полностью перестроена в 1818 г. в стиле классицизма. В 1960-х годах сгорело и было полностью заменено завершение главного объема.

Церковь срублена из дерева, но, следуя тенденциям своего времени, формами и окраской имитирует каменную архитектуру.

Здесь можно прочитать об истории храма, увидеть фото, включая снимок пожара.

Расположена в центральной части города, у р. Зыбкая, в глубине участка на углу с Первомайской ул. Построена в 1782 г. на средства злынковского купца Осипова; в 1818 г. полностью перестроена; в кон. 1960-х гг. изменено завершение. Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры. Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами: меньшие по углам на четвериках-тумбах и большая над центром купола на глухом восьмерике. Первоначально главы были более крупными, с пологими кровлями и круглыми шеями и размещались на широких четвериках. Верхние суженные ярусы алтаря и трапезной с двускатными кровлями имитируют базиликальную структуру, хотя они не раскрыты в интерьер и имеют лишь ложные окна. В кровлю верхнего яруса алтаря врезан четверик с маленьким куполом и главкой.
В общей композиции доминирует примыкающая с запада к трапезной высокая и стройная колокольня: три ее четверика, последовательно сокращающиеся в размерах, несут восьмерик, завершенный яйцевидным куполом с люкарнами, над которым поставлена маленькая главка. Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордера с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие нишки между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтончиками над ними на восточной стене алтаря. Проемы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала — необычные граненые . столбики. Широким проемом он связан с алтарем, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделен на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в нач. 20 в. и стилизованы в духе иконописи 17 в.; поновлены в сер. 20 в.
В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном — Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. 19 в.; ряд икон 17-18 вв. С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в кон. 19 в. в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Шатер, прежде увенчанный главкой, окружали четыре главки, от которых сохранились лишь украшенные кокошниками постаменты. Убранство фасадов также стилизовано под архитектурные формы 17 в.: пучки из трех полуколонок на углах, наличники арочных окон с полуколонками и архивольтами, килевидные кокошники разного рисунка. Внутри каплица разделена на основное помещение и притвор.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. — М., Наука, 1997

Деревянная Никольская церковь построена в 1774-82 г. на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 г. была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Храм полностью перестроен в 1817-18 гг. В 1846 г. приход принял единоверие: из Москвы сюда был определен бывший старообрядческий священник Рогожского кладбища Александр Арсеньев. Престолы: свт. Николы – холодный и Рождества Пресвятыя Богородицы — теплый. В 1896 г. открыта церк.-прих. школа.
Источник: Дурнов А.Г. Единоверческие монастыри, иноческие общины и приходы Российской империи. На правах рукописи.

В начале ХХ века Новозыбковский уезд был крупнейшим в Российской империи производителем спичек. Но ещё раньше там начали строить уникальные деревянные храмы. Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является Никольско-Рождественская церковь, считающаяся одним из крупнейших деревянных храмов в Центральной России, жемчужиной русского деревянного зодчества. ХVIII век был временем быстрого развития старообрядческой слободы Зыбкой, ставшей с 1809 года городом Новозыбковом. Местные жители занимались хлебопашеством, строительными работами, доставкой купеческих товаров в Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Варшаву, Кёнигсберг, торговали пенькой и конопляным маслом. Всё это способствовало росту капитала отдельных купцов, который они вкладывали не только в торговлю и производство, но и в материальное воплощение своей веры: иконы, книги, храмы. Закладка дервянного храма состоялась в 1774 году, а освящение — в 1782 году. Церковь строилась на средства злынковского купца Осипова для беглопоповской общины. В 1791 году была совершена попытка отобрать её у старообрядцев с помощью подразделения Изюмского гусарского полка.
В 1817-18 годах храм полностью перестроен в стиле классицизма. В 1846 году приход принял единоверие: из Москвы сюда был определён бывший старообрядческий священник Александр Арсеньев. В храме было два престола: Св. Николая Мирликийского — холодный и Рождества Пресвятой Богородицы — тёплый. В 1896 году при храме открыта церковно-приходская школа. Перед Великой Отечественной войной храм был закрыт и использовался для хранения растений люпина. В 1941 году церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы снова открыли. Завершения главного объёма перестраивалось после пожара 1959 года: в конце 1960-х годов заменено на новое упрощённое (восстановлено в прежних формах в начале 2000-х гг.).
В советское время храм принадлежал Русской Православной Старообрядческой Церкви. Никольско-Рождественская церковь срублена из дерева и обшита тёсом, но во многом следует формам каменной архитектуры. Основу оригинальной двухъярусной объёмной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала размещены необычные гранёные столбики. Оригинальны также шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в подражание иконописи ХVII века. В главном куполе помещено изображение Саваофа, в шестнадцатигранном — Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых ХХ веком, сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к концу ХIХ века. В иконостасах имеются древние иконы местной стародубской школы иконописи. Изощрённая резьба по дереву, богатство рисунка многослойных цветных карнизов, наличников, дверных проёмов, порталов и других частей здания неизменно вызывают чувство восхищения у всех, кто видит это творение. С северо-восточной стороны храма находится каплица (небольшая часовня с алтарём) с пятью главками, построенная в конце ХIХ века в псевдорусском стиле.
Работы по восстановлению Никольско-Рождественской церкви начались в 2001 году. Купола восстанавливали по старинным открыткам. Вялотекущие работы ещё продолжаются, но с уверенностью можно сказать, что Никольско-Рождественская церковь была, есть и будет жемчужиной Новозыбкова, одним из лучших украшений города.
Из книги «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014.

С 1735 года, то есть со времени разгрома по приказу императрицы Анны Иоанновны известного центра старообрядчества слободы Ветки (ныне Гомельской области) и переселения ее жителей в стародубские слободы, началось развитие некоторых из них и особенно Клинцов и Новозыбкова. Затем, с 1764 года, после второй «Ветковской выгонки», осуществлённой генералом Масловым, идеологический центр «старой веры» переместился в Клинцы и Новозыбков.
В 1782 году слобода переименована в посад Клинцы с открытием посадской ратуши. К этому времени расцвета относятся построения наиболее крупных единоверческих церквей в Клинцах и Новозыбкове.
В «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, Г. Павлуцкий в статье «Украинское барокко» отмечает влияние своеобразия архитектуры старообрядческих церквей на развитие архитектуры украинского барокко в левобережной Украине. При этом он ссылается на пример церкви Вознесения в Клинцах. Он указывает, что типичность этих церквей, главным образом, в их внешнем многоярусном виде. По мнению Г. Павлуцкого, этот тип деревянных церквей XVIII века встречается на севере России, однако он усматривает в нём элементы влияния украинского деревянного зодчества, которое «вернулось» на юг в виде архитектурных элементов, уже переработанных по северо-русским художественным вкусам, в церковное зодчество старообрядцев.
На массивном четырехугольном срубе установлены один над другим, всё уменьшаясь, несколько восьмериков, заканчивающихся небольшим куполом. Особенно характерно эта объемно-пространственная композиция проявилась в Клинцовских церквах, получив здесь впечатляющее, сильно развитое по вертикали построение: в церкви Вознесения, построенной в 1780 году (не сохранилась), и в Троицкой церкви 1782 года (сгорела в 1972 году).
Эти церкви и одновременно с ними построенная в 1782 году Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове являются как бы вариантами художественного поиска зодчими решения самобытного облика главных старообрядческих храмов. Они и отличны друг от друга, они же имеют и много общего.
Клинцовскйе церкви поверх четверика — основания (собственно церковь) имеют по три ряда уменьшающихся восьмериков. Диагональные грани нижнего из них продолжаются врезанными в купол трехъярусными башнями угловых глав. Форма куполов Вознесенской церкви, как считает Павлуцкий, послужила прообразом куполов церквей Левобережной Украины конца XVI!) века.
В Новозыбковской Рождество-Никольской церкви более развит по вертикали двухъярусный четверик, а вместо трех восьмериков над ним установлены три цилиндрических барабана, с сильно сокращённой высотой нижнего и верхнего. Куполам придана полусферическая форма, отличная от куполов Вознесенской церкви. Таким образом, решительно подчёркнут вертикальный массив четверика основания.
Хотя образная трактовка и родство архитектурных элементов (округлые крыши, ступенчатые, двухъярусные объемы, соединяющие собственно церковь с колокольней, профили и детали карнизов) придают общность характеру архитектуры Клинцовскихи Новозыбковского храмов, но отмеченное различие завершающих пятиглавии вносит черты своеобразия в архитектурные облики этих памятников.
В отличие от Клинцовских храмов в Рождество-Никольской церкви более законченной и выразительной предстаёт колокольня. Если в Троицкой церкви архитектура четырехъярусной колокольни выглядит схематизированной с робким применением элементов классицизма, как, например, не очень умело трансформированные декоративные портики третьего яруса, то в Новозыбковском храме классицистические элементы применены с вполне зрелым мастерством критической переработки их на согласный общему решению архитектуры лад.
Самая большая из сохранявшихся деревянных церквей области, Рождество-Никольская церковь осталась единственным образцом самобытной ветви культового строительства старообрядцев.
Церковь Рождество-Никольская построена на средства злынковского купца Осипова. Это выполнено с большим размахом и с желанием сделать церковь доминирующим элементом в застройке города. Раньше, когда город был в основном одно-, двухэтажным, Рождество-Никольская церковь властно подчинила себе городское пространство.Теперь, с появлением крупных зданий, ее градостроительное значение несколько сократилось, но не утрачено полностью. Высокая ярусная колокольня и вознесённое вверх пятиглавие церкви видны издалека и служат композиционным ориентиром центра города.
Внушительны размеры церкви: по поперечнику — 13 и по длиннику 42 метра. План церкви имеет оригинальную композицию: вместо трапезной здесь расположен второй зал церкви, которому предшествует со стороны главного входа небольшое помещение и паперть с внутренней лестницей. По сторонам паперти расположены слева служебное помещение, справа — лестница на колокольню. Алтарь почти во всю ширину открыт в главный подкупольный зал. По поперечной оси последнего расположены боковые входы — северный и южный. На фасадах они выделена портиками. Все помещения церкви вписаны в прямоугольник, сторона квадратного плана колокольни несколько уже ширины церкви.
Стены церкви и колокольни рубленные, обшитые тесом снаружи и внутри. Колонны наружных портиков выполнены из цельных стволов дерева. Перекрытия основных помещений различные: над папертью полого-цилиндрический свод, над вторым церковным залом — сомкнутый шестнадцатилопастный свод, над главным залом — купол. Кровли — железные.
В объемно-пространственной композиции при высотном превосходстве пятиярусной колокольни достигнуто равновесие основных масс. Высокий лаконичный четверик главного храмового зала с куполом и изящным пятиглавием, соединённый с двухсветным вторым залом и алтарём, с сильно выступающими боковыми портиками представляет собой пластически богатый основной объём композиции.
Две темы, два ведущих архитектурных мотива сочетаются во внешнем облике храма: мотив купольных завершений и мотив четырёхколонных портиков. Если первый придаёт объёмную завершенность всей композиции, то второй определяет расчленённость основных элементов, их организацию в единое целое, обогащает образное содержание архитектуры здания.
Стройным аккордом воспринимается завершение главного четверика. Его купол на очень низком барабане не имеет самодовлеющего значения — его роль в объединении пятиглавия. Он виден лишь частями между глухих барабанов на двухступенчатых прямоугольных пьедесталах угловых глав. Сам он подчинён несомому им центральному барабану, возвышенному им и завершающему пятиглавие. Все пять барабанов покрыты полусферическими куполами с цилиндрическими трибунками, увенчанными некрупными луковичными главками и крестами.
Какое замечательное единство в композиции главного объема! Двухъярусный параллелепипед главного зала повторяется в двухступенчатых параллелепипедах оснований угловых глав, цилиндрические барабаны их и центральной главы повторяют низкий барабан купола, а его маленькие «братья» служат основаниями пяти глав. Полусферы пяти куполов повторяют в уменьшенном виде форму основного купола. Форма всех пяти глав одинакова. Композиция завершения основана на гармоническом подобии и геометрическом родстве форм.
Иначе, но «по-родственному» решено завершение колокольни. Оно сделано в ключе, составляющем основное содержание колокольни — ее устремленности вверх. Поэтому купол здесь не полусферический, а возвышенный. Его силуэт плавно переходит в декоративный восьмерик и через малый куполокего крыши «растворяется» в ажурном кресте. В ответ четырём главам церкви в основании купола колокольни сделаны четыре световых люкарни. Таким образом, завершения двух основных объёмов композиции и многообразны и едины. Известно, что красота произведения деревянного зодчества зависит от красоты их покрытия, завершения. Справедливость такого мнения легко подтверждается в данном случае.
Второй ведущий мотив архитектуры памятника — мотив четырех-колонных портиков. Эти портики выполнены в переосмысленном классическом тосканском ордере: сохранён рисунок деталей, но сильно облегчён весь пропорциональный строй — придана лёгкость и изящество колоннам и антаблементам, широкий средний портик более соответствует конструктивному материалу — дереву, чем камню. Весьма логичная переработка классических канонов для дерева. Всего на фасадах памятника четырнадцать портиков. Они объединяют композицию и по горизонтали и по вертикали. Портики выделяют главный и боковой входы, они украшают алтарную апсиду и нижний ярус колокольни. Их антаблемент, продлённый на боковые фасады, членит по высоте второй храмовый зал, завершает уступ его стены, опоясывает весь нижний ярус сложной композиции церкви, соединяет все объемы в одно целое.
По вертикали портики являются основным элементом членений и декора колокольни. По ширине и высоте в соответствии с уступчатой формой колокольни они усиливают эффект перспективных сокращений, зрительно увеличивают её высоту.
Ритм карнизов и треугольных фронтонов портиков динамично направляет взор зрителя вверх, где он после небольшой паузы — глухого восьмерика пятого яруса — переносится на купол и его завершение. Так же как и в купольных завершениях ритм портиков — подобных собою архитектурных форм — создаёт многообразие и единство композиции. Портики придают большое богатство облику памятника, своими размерами связывают большое сооружение с масштабом окружающей застройки. Цельный художественный строй логически расчленённых портиками фасадов в полном созвучии с логически построенными купольными завершениями создаёт архитектурное произведение впечатляющей художественной силы.
Внутреннее пространство памятника организовано в нарастающем по продольной оси ритме изменений размеров его помещений: от узкой паперти с лестницей, через небольшое скромное по отделке помещение и более богатый двухсветный сводчатый зал к развитому по вертикали подкупольному залу- композиционному центру всего интерьера. Купол внутри оклеен холстом с изображением Спасителя. Интерьер насыщен иконами. Многие из них «от старых людей» — надо думать это произведения весьма древнего письма. Иконостас подкупольного, главного зала современен построению церкви. Иконостас второго зала привезён из Злынки, где он находился в одной из церквей. В церкви хранится большая библиотека с книгами на русском, латинском и других языках, есть книги с крюковым шрифтом записей молитв. Среди утвари старинные предметы большой художественной и исторической ценности.
Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове — оригинальный памятник деревянной архитекторы XVIII века. Он имеет непреходящую художественную и историческую ценность, как единственный великолепный образец почти исчезнувшей и малоисследованной самобытной ветви русской архитектуры, связанной со строительством старообрядцев на Брянской земле.
На храмовом здании установлена доска с надписью: «Памятник архитектуры. Никольская старообрядческая церковь, построена в 1774 г. Охраняется государством. Повреждение здания карается законом».
В настоящее время Николаевский храм нуждается в помощи.
Путешествие по Брянску

Годы постройки деревянной Никольско-Рождественской церкви: 1774-1782 г.г., возводилась на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 г. была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Заново перестроена в 1817-1818 г.г., в конце 60-х годов XX в. в результате пожара завершение изменено. Церковь двухпрестольная: Николая-Чудотворца — холодный и Рождества Пресвятой Богородицы — теплый, принадлежит к Белокриницкому согласию. Рядом с храмом — каменная часовня-каплица, где до 1941 г. находилась икона Одигитрия.
Деревянное зодчество, прекрасные образцы которого так или иначе уцелели до наших дней, вызывают чувство изумления и восхищения. Эти постройки надо всячески оберегать, невзирая на то, что порою они не такие уж и древние — XIX, а то и начала XX века. Если народные традиции в каменном зодчестве по ходу времени претерпевали большие изменения, то в деревянном — эта эволюция совершалась гораздо медленнее. Порою деревянные постройки XIX века были такими же, как и лет триста назад.
Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 г. и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах, однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обильного применения элементов ордера. Как и Троицкая церковь в Клинцах, это здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, не хотели создавать храм, который ничем бы не отливался от утвердившихся канонов церковного строительства. Они хотели создать свой тип храма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»).
В то же время старообрядцы были людьми практическими и не зря преуспевали в торговле и промышленности. И поэтому дух времени — а это была эпоха классицизма — им также порою был не чужд. Огромная четырехъярусная деревянная колокольня, сооруженная, по-видимому, одновременно с основным объемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры — те же пучки колонн по углам, те же фронтоны на каждом ярусе, та же соразмерность.
Кроме главного входа в храм с запада подкулольный объем с севера и юга оформлен упрощенными портиками со спаренными колоннами. Точно такими же деревянными колоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь нет. Таким образом, приемы ордерной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этом здании в изобилии и весьма последовательно, памятник облицован более поздней вертикальной дощатой обшивкой.
В общем силуэте и композиции доминирует мощный куб главного объема, увенчанный столь же внушительным куполом. По углам его построены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значение главного купола.
Путешествие по Брянску

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?