Стекольный завод под Оленином, в Новоселках, был построен в XIX веке. Его хозяином был «хрустальный король» Нечаев-Мальцов, владевший также знаменитыми заводами в Дядькове и в Гусь-Хрустальном. Выпускал Новоселковский завод бутыли, декоративные стеклянные колпаки и шары, пуговицы и трости, опять же стеклянные. Помимо стекла на заводе производили гончарную посуду и пилили лес. Сырье, песок и белый известняк завозили сюда из-под Ржева и Старицы. Правда, свой песчаный карьер имелся и в Новоселках. 200 рабочих завода были людьми разных национальностей и религиозных концессий. Помимо русских здесь работали поляки, французы, финны. Чтобы как-то их объединить, Нечаев-Мальцов построил при заводе в 1898 году на собственные средства по проекту архитектора Бенуа православный храм во имя святой Софии. Однако завод не давал хозяину существенной прибыли, и, как известно, Нечаев-Мальцов пытался закрыть предприятие еще до революции, однако не делал этого по просьбе местных крестьян, которые по окончании сельхозработ подрабатывали на заводе. Это был не единственный пример благотворительности Мальцова, который вложил в Пушкинский музей два миллиона рублей, когда сам царь — всего лишь триста рублей. Однако после революции иногородние рабочие разъехались, и завод остановился.
В 1926 году советская власть спохватилась и попыталась восстановить производство в Новоселках, но было уже поздно. Оказывается, охотники за металлом имелись и в то далекое время. Завод потихоньку растащили, он не подлежал восстановлению. Постепенно обезлюдели Новоселки. По заросшей дороге в эти места теперь можно добраться лишь в очень сухую погоду. Но совершенно иная судьба была у Софийской церкви. В то время, когда ее ровесницы ветшали и рассыпались в годы безбожья, Софийская церковь стояла и по сей день стоит, как новенькая, под целыми куполами и крестами. Из уст в уста передается легенда, что кресты эти пытались еще в годы коллективизации стащить тракторами, но тросы рвались, глохли двигатели, ломалась техника, а кресты оставались на прежнем месте. Позарились на позолоченные кресты и немецкие оккупанты в годы войны. Они тащили кресты уже танками. И опять нулевой результат. Так и сегодня стоит в глуши среди леса чудо оленинской земли — Софийская церковь, и словно ждет, когда люди вновь появятся в этих ныне диких местах.
Записал Борис ГУРОВ (Тверской областной еженедельник «Караван + Я») http://www.karavan.tver.ru/html/n538/article6.php3
Больше всего при взгляде на Софийский храм поражает внешняя свежесть и нетронутость кладки, прочность и основательность конструкции. Добавляет впечатление сияющий на солнце позолоченный крест, как влитой венчающий массивный прочный купол, и лишь слегка погнутый усилиями многочисленных механизированных вандалов. Если не обращать внимания на взрослые стволы деревьев на кровле и обступивший церковь со всех сторон бурьян и кустарник, объект выглядит как только что построенный, или по меньшей мере свежеотреставрированный. Секрет кроется в особых свойствах местного кирпича и цемента, совершенстве проекта и доброй совести строителей. Вот как говорит об этом один из крупных руководителей отечественной индустрии стройматериалов: «Софийская церковь, расположенная в одном из «медвежьих уголков» Тверской области, была построена из местного кирпича и освящена в 1897 году. В 1939 году здесь прошло последнее богослужение, после чего ее стали использовать в хозяйственных целях и как церковь она больше не открывалась никогда. За свою историю церковь перестояла и войну, и бесчинства колхозных хозяйственников, и все природные катаклизмы. В конце концов, она пережила и свое село, и все села и деревни в округе. Стоит церковь и сейчас. Стоит, открытая всем ветрам, благодаря мудрому проекту, качественной кирпичной кладке, надежному фундаменту. Сможет ли простоять столько лет здание, построенное в 2005 году по современным технологиям и из современных строительных материалов?»
Журнал «Строительство», №1-2, 2005 г. Москва. «По кирпичику» http://www.vniistrom.ru/reports.php?r=24
Храм из красного кирпича, с украшениями из белого камня по окнам и карнизам, устроен в старо-новгородском стиле и по наружному виду напоминает часовню с большим куполом и одною главою. Каменная звонница устроена отдельно от храма, над воротами в ограду. Церковь и звонница крыты оцинкованным железом. Внутри Храм гораздо больше, чем кажется по своему наружному виду. Резной, крытый дубовой фанерой иконостас, с иконами художественной работы, простирается во всю ширину храма. В храме три придела: два освящены во имя св. мученицы Софьи и св. великомученика Георгия, третий придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы устроен под ризницею.
Редков Н.Н. в кн. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии», вып. 1. Бельский уезд, Смоленск, 1915г. Глава «с. Софьино», л. 223-228.
Церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии расположена в густом лесу, в урочище Новоселки, что в Оленинском муниципальном районе Тверской области.В XIX веке в Новоселках, неподалеку от Оленина, Нечаев-Мальцов построил cтекольный завод. Это предприятие специализировалось на производстве стеклянных бутылей, шаров, колпаков, пуговиц и тростей. На нем работало около 200 человек разных религиозных концессий и национальностей. Чтобы каким-то образом объединить их, в 1898 году владелец предприятия соорудил неподалеку православную церковь во имя Веры, Надежды, Любви и матери их святой Софии. После революции предприятие прекратило свою работу.
Совершенно другая судьба ожидала Софийскую церковь. Благодаря особым свойствам местного кирпича, из которого сооружен храм, его конструкция и сегодня выглядит прочной, основательной, поражая нетронутостью кладки и внешней свежестью. Сама церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии построена из красного кирпича, а по окнам и карнизам ее украшают вставки из белого камня. Отдельно от церкви, над воротами в ограду, устроена каменная звонница.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/