Новосёлки. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Расположена в центре села на берегу р.Судость, доминирует в окружающем ландшафте.Построена на средства помещика В.А.Небольсина. Высокий двусветный четверик храма (с тремя небольшими проемами внизу и одним широким вверху) несет крупный восьмерик с маленькой главкой на восьмигранной шее.Композицию разнообразят низкий прямоугольный алтарь с полукруглым выступом апсиды в центре и короткая трапезная в три окна с поперечно ориентированной папертью.
Главному массивному объему противопоставлена изящная трехъярусная колокольня, возвышающаяся над центром паперти. Её нижний четверик почти глухой, а ярус звона со срезанными углами служит как бы переходом к округлому в плане верхнему ярусу, увенчанному куполом со шпилем. Фасадный декор храма выдержан в барочных традициях. По краям объемов помещены плоские, не захватывающие углы пилястры, в завершении простые антаблементы. Наличники проемов четверика имеют лучковые и фигурные, восходящие к «нарышкинскому» стилю завершения из штукатурных тяг; наличники восьмерика рамочные, с концентрическими кругами над ними. Оформление колокольни носит классицистический характер, особенно в верхних ярусах с парными пилястрами по сторонам арочных проемов и фронтонами.
Свободно развитое вверх подкупольное пространство с восьмериком на четырехступенчатых тромпах перекрыто восьмигранным сомкнутым сводом. Этот обширный трехсветный объем связан с трапезной двумя, а с алтарем четырьмя арочными проемами, расположенными несколько необычно — несимметрично относительно продольной оси храма. В южной части трапезной стена с проемом отделяет небольшой придел, открытый с запада в небольшую палатку паперти. Из северной части паперти на колокольню ведет лестница во внутренней стене. У алтаря — вытянутый по оси север-юг лотковый свод с конхой над апсидой. Все помещения трапезной и паперти перекрыты коробовыми, полулотковыми и крестовыми сводами. Кроме основного престола в церкви было три придела: Николая Чудотворца, Владимирской иконы Богоматери и Кирилла и Афанасия Александрийских.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., Наука, 1998

Казанская церковь расположена в центре села Новосёлки Брянского района на возвышенном берегу реки Судость. Храм в селе Новосёлки упоминается с давних времен. Так, среди храмов Брянского уезда, разоренных в годы Смутного времени (1604-1613 г.г.), указывается и деревянный храм в Новосёлках. К 1760 г. храм пришел в ветхость, что побудило здешнего помещика Василия Александровича Небольсина возвести новый каменный храм, существующий и поныне.
Храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских. В документах XVIII в. храм упоминается как освященный во имя свт. Николая Чудотворца с приделом во имя мчч. Флора и Лавра, но с XIX в. храм неизменно именуется Казанским.
В XIX в. к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В 1885 г. была открыта церковно-приходская школа.
В 1930-е г.г. в храме служил священник Василий Голенков. В 1937 г. он был арестован и вскоре умер в заключении. После его ареста в 1937 г. храм был закрыт. В летней его части устроили склад зерна, а в зимней — конюшню.
В 1851 г. рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери на средства помещика Петра Павловича Небольсина был построен каменный храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в цоколе которого была устроена усыпальница Небольсиных. В 1920-е г.г. этот храм был полностью разрушен, на его месте построили клуб. Все надгробия погоста вокруг храма были уничтожены, а в 1990-е г.г., при устройстве дороги, могилы были разрыты экскаваторами. Старанием прихожан останки погребенных были перезахоронены в братской могиле в северо-восточной части двора храма.
Церковь во имя Казанской Божией Матери является памятником истории и культуры народов Российской Федерации. Код памятника № 3200187000, решение облисполкома № 406 от 10 июля 1979 г.
В 1998 г. была возрождена приходская община. Первоначально богослужения совершались в здании крещальни. К началу 2010-х г.г. был восстановлен зимний придел храма, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, в котором совершаются богослужения.
Информация с сайта храма, http://kazan-bm.cerkov.ru/

Ещё издали при приближении к селу возникает чудное виденье, «плывущее» над равниной Судости и господствующее над ней, и над застройкой села. Это изящнейший каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Не найдено документальных данных о дате построения храма. Язык его архитектурных форм дает основание считать временем создания последнюю треть XVIII в. Поклонник красоты и всего изящного, XVIII век оставил отпечаток своих вкусов и на Брянской земле. Мы знаем, хотя и не видим ныне, что ещё до 1920-х г.г. здесь существовал архитектурный ансамбль, состоявший из двух каменных храмов: поныне сохранившейся в израненном виде церкви Казанской Божией Матери и построенной в 1851 году Петром Павловичем Небольсиным — местным помещиком — Петропавловской церкви. Какой была архитектура этой последней, можно лишь догадываться…
По своему типу Казанский храм бесстолпный, одноапсидный, одноглавый «восьмерик на четверике», с четырехъярусной колокольней в одной связи с церковью. Пространственное построение памятника — это хорошо найденные соотношения его основных масс: объема церкви, грандиозной колокольни и низкихтрапезной и алтаря. Выразительность архитектуры церкви достигнута за счет простых, но изящных соотношений как в целом, так и в отдельных частях. Красивы пропорции колокольни и объема церкви, находящихся друг от друга на хорошо найденном расстоянии. Силуэты этих основных частей богаты разнообразием линий и форм.
Фасады храма отражают архитектуру переходного периода от стиля русское барокко к раннему классицизму. На смену живописным, игривым формам барокко пришли более строгие классицистические элементы членении и декора. Хотя формы наличников у проемов, укрепление углов пучками пилястр и лопаток, сложная форма главы над церковью и общая живописность объемных сочетаний — явные следы стиля барокко.
Путешествие по Брянску, http://www.puteshestvie32.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?