На месте Успенского собора в городе Новосиле сменилось несколько поколений деревянных храмов. Древнейший городской собор (его посвящение неизвестно) был возведен, вероятно, еще в XII в. в Новосильском детинце и неоднократно перестраивался и горел, например, в 1375 г. при нашествии татар Мамая. При восстановлении Новосиля в XVI в. (около 1563 г.) возобновили и Успенский собор, но в годы Смутного времени город сильно пострадал (1611 г.) и кремль с собором пришлось отстраивать заново. В одной из своих челобитных новосильцы писали, что литовцы «город Новосиль сожгли, оброзы, и книги, и ризы, и всякая церковная устроенья пожгли и попов побили». После Смуты собор срубили заново.
В Писцовой книге 1625–1626 гг. Константина Михайловича Пущина и подьячего Бориса Иванова дается следующее описание нового Успенского собора: «Внутри городе (в кремле. – В.Н.) церковь соборная Успение Пречистые Богородицы деревяна, а в церкви Божия милосердия образ Успения Пречистая Богородицы месной, да на престоле Пречистая Богородица, двери царские, над дверьми деисус на празелени, строенья распопа Олофея, да книг в церкви на престоле: Евангелие письменное, треодь цветная полууставная, апостол письменые ветхий, да государева жалованья у тое церкви два колокола, а кладбища церковного около церкви десить сажень, поперек восемь сажень». Позднее в соборе устроили придел Св. Петра и Павла и Св. Николая Чудотворца. Храм был весьма мал, соборные попы в своей челобитной (1640 г.) жаловались: «После, государь, тово разорения (1611–1612 гг. – В.Н. ) поставлен храм невелик – клетка и та ныне ветха, развалился, образов и книг и риз нет ничаво».
Новый собор, опять же деревянный, построили между 1691 и 1702 гг. Не позднее 1702 г. к нему пристроили колокольню. Рисованный чертеж Новосильской крепости конца XVII в. дает представление о том, как выглядел Успенский собор в это время. Судя по чертежу, храм действитель но был небольшим и по размерам и по конструкции походил на крепостную башню. Он представлял собой высокий четырехугольный сруб, по видимому, на подклете, увенчанный шатровой крышей с полицей, завершавшейся главкой, покрытой деревянной чешуей лемехом. В южной стене, а возможно и в северной, было по три окна. Из них особенно выделялось размерами центральное – «красное». Маленькие боковые окошки являлись, скорее всего, волоковыми. К храму с востока примыкал алтарь, но на основании рисунка трудно судить, был ли он прямоугольным или «круглым», т.е. пятигранным. С запада к собору была прирублена небольшая трапезная, в которой помещался единственный вход в церковь.
В середине XVIII в. Успенский собор был заново отстроен «приходскими людьми», но простоял он недолго: случившийся 29 марта 1756 г. «великий пожар» уничтожил большую часть города и его ветхий кремль, надо полагать, вместе с собором. После пожара соборную церковь – в который уже раз! – срубили заново. Согласно регулярному плану 1799 г., предполагалось отстроить Успенскую соборную церковь из кирпича, но жизнь внесла в проект свои коррективы. Обветшавший собор находился на окраине города, к тому же из-за старых крепостных валов и рвов доступ прихожан к нему был затруднен, поэтому его закрыли и в 1803 г. разобрали.
Функции соборной с этого времени стала исполнять Успенская церковь, стоявшая на торговой площади и переосвященная из Казанской закрытого в 1764 г. Ильинского женского монастыря. Но и она оказалась мала и тесна, к тому же обветшала, поэтому вскоре началась цепь перестроек, приведшая в итоге к полной утрате храмом прежнего внешнего облика. В 1829 г. с левой стороны трапезной устроили придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной разместили еще два придела: Св. Николая (справа) и Казанской Божией Матери (слева). В 1871 г. трапезную снесли и отстроили новую, более обширную, «на кошельковые средства и жертвы частных благотворителей», с двумя приделами: Казанской Божией Матери и Св. Митрофана Воронежского. В 1882 г. разобрали центральную часть храма и приступили к постройке новой соборной церкви в «неоклассическом» стиле, оконченной в 1893 г. Главный иконостас, во имя Успения Бо жиейМатери, освятили 10 октября того же года, левый – Св. Николая – 12 октября и правый – Св. пророка Ильи – 14 октября. Собор возвели главным образом старанием и на средства цер ковного старосты купца Н.И. Воргушина, хотя были «принесены… значительные пожертвования и со стороны других лиц».
Особо почитаемыми иконами храма являлись: образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви (надо полагать, после пожара 1756 г. – В.Н. ), и икона Смоленской Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона.
Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали.
Источник: В. Неделин «Архитектурные древности Орловщины (ушедшее)». Стр. 115.
Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д.
Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-го ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей.
В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.
В пользу причта получаются % с 2592 р. 34 к. Церковной земли: усад. 3300 кв. с., полевой 337 д. 344 с. С 1869 г. при церкви существует церковно-приходское попечительство. В пределах соборного прихода существуют училища: уездное мужское, женское и училище III-го разряда. В дер. Михалевой, вместо земской школы, с 1892 г. открыта школа грамоты.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». — Тула, 1895 г. Новосильский уезд, стр. 528