Новосибирск. Собор Александра Невского.

По приказу императора Александра Ш много храмов в Сибири сооружалось вдоль Транссибирского железнодорожного пути, основанного императором. Одним из них был храм Святого Александра Невского в Новониколаевске (так тогда назывался Новосибирск). Образцом зодчему Н. Соловьеву послужила центричная структура, известная по петербургским проектам многих храмостроителей. Но в отличии от известных прототипов. Архитектор увеличил диаметр центральной главы и приподнял ее над объемами окружавших с четырех сторон апсид несколько выше, чем было принято ранее в храмах этой типологической группы. Композиция церкви дополнялась звонницей над главным входом. В сибирском поселке появилось сооружение, построенное в «византийском стиле», гармоничное и пропорциональное, что выдавало принадлежность его автора к петербургской архитектурной школе.
Закладка храма состоялась 15 мая 1897 года. Строительство продолжалось около трех лет, и 29 декабря 1899 года храм был освящен. Согласно установившимся канонам «византийского стиля», сначала предполагалось облицевать фасады рядами светлого и темного кирпича, что привело бы к значительному удорожанию строительства, и от этого пришлось отказаться. Все три престола посвящались покровителям императорской семьи. Главный – святому благоверному великому князю Александру Невскому, святому Александа Ш. Боковые – святителю Николаю Чудотворцу в честь святого покровителя Николая П и великомученику Георгию Победоносцу – в память наследника российского престола великого князя Георгия Александровича (1871-1899). Храм посвящался памяти Александра Ш, основателя Транссибирского железнодорожного пути. На строительство использовались средства фонда имени Александра Ш. которые предназначались для возведения церквей и учебных заведений на Транссибирской магистрали. Внутри храм был расписан художниками Томской иконописной мастерской.
По книге: Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект 2003», «Лики России». 2005

Собор Александра Невского был построен в конце 19 века и является одним из первых каменных сооружений Новосибирска. Храм выполнен в популярном для того времени византийском стиле. Руководителем работ по сооружению собора был назначен инженер Н. Тихомиров, а внутренним оформлением храма занималась томская иконописная мастерская И. Панкрышева. В 1930-е гг. собор был закрыт, в нем разместилась Западно-Сибирская студия кинохроники, выпускавшая знаменитый киножурнал «Сибирь на экране». В 1988 г. храм Александра Невского был возвращен православной церкви.

В Новосибирске (Новониколаевске) есть несколько типов православных храмов. Наиболее старым из сохранившихся является кирпичная крестово-купольная церковь Александра Невского. Она была сооружена во имя святого покровителя императора Александра III и должна была стать памятником основателю Великого Сибирского пути. Исследователи склоняются к мнению, что автором проекта является К.К. Лыгин. Закладка храма состоялась 15 мая 1897 г., строительство проводилось под руководством инженера — путейца Н.Н. Тихомирова. 29 декабря 1899 г. состоялось освящение церкви. Удачно поставленная на возвышенном участке у Железнодорожного моста через реку Обь в начале главной магистрали — Николаевского (будущего Красного) проспекта, после появления в Новониколаевске нескольких церквей она стала наименоваться Собором. Собор Александра Невского отличает единая центрическая трактовка главного столпообразного восьмиугольного в плане объема храма на первом уровне. Второй уровень представляет трактовку греческого равностороннего креста с округленными концами. Перекрытия — купольные, полусферические. Цилиндрический световой барабан, венчающий основной объем, завершен куполом, с восьмиконечным православным крестом. Высота собора до верха купола — 24 м. Основные габариты в плане 23 на 32 м. Диаметр купольного барабана — 10,4 м. С запада, со стороны притвора к основному объему примыкает колокольня-звонница. Стены толщиной — 1,25 м, выполненные из красного кирпича, опираются на фундаменты из гранитных камней и завершены крышей из деревянных конструкций по кирпичному купольному своду. Кровля собрана из металлических листов.
В архитектуре собора использованы мотивы византийского храмового зодчества (весьма модного тогда в Российской Империи). Фасады обильно украшены узорными карнизами из профильного кирпича, места сочленения стен и кровли — зубчатыми поясами на нижнем уровне восьмиконечника и на барабане между окнами, арками над окнами и в звоннице. Средняя часть объема, в плане представляющего крест, обильно декорирована уступчатыми нишами также в форме креста. Большие окна светового барабана прорезают массивный объем, давая возможность осветить внутреннюю часть собора. Тема полукруглой арки, начатая на звоннице, повторяется на всех уровнях собора и завершается куполом — основной композиционной осью храма. Храм был закрыт в 30-е годы 20 века и только в конце 80-х годов он был вновь отдан верующим, поэтому сохранилась только внутренняя архитектура, роспись храма и иконостас выполнены по православным канонам в конце 20 века.
Над входом в храм расположена икона. Иконостас резной, его роспись канонична, царские врата декорированы позолотой. Кроме алтаря, иконы расположены и по стенам храма; среди них — две иконы, которые после закрытия храма хранились в Новосибирском государственном краеведческом музее и были переданы в Собор после его «второго рождения». Это икона в окладе «Иверская Богоматерь» и икона «Пантелеймон-целитель», сейчас они украшают стены храма. Иконы расположены и на аналоях — специальных подставках, рядом с ними стоят подсвечники, на которых верующие зажигают свечи. Посреди храма висит паникадило — большой подсвечник с множеством свечей, достаточная освещенность храма обусловлена еще и большими окнами в куполе. В главном куполе — образе неба — помещены изображение Пантократора (от греч. «Вседержитель») — Христа с благословляющим жестом правой руки, Евангелием в левой, в окружении архангелов. Купол опирается на барабан-цилиндр, прорезанный окнами. Свет, проникающий сквозь эти окна, высвечивает изображение Пантократора. Часть конструкции, находящейся между барабаном и стенами или столбами храма, называется «парусами». На «парусах» размещены изображения фигур четырех Евангелистов: Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Считается, что, подобно тому, как купол опирается на столбы посредством парусов, так и вся Вселенская церковь основывается на четырех Евангелиях. На столбах, поддерживающих купол, изображены христианские герои и мученики — те, кто проповедовал и утверждал христианство на Земле; церковь считает их «столпами мира». В центре возвышения перед иконостасом, называемого солеей, напротив царских врат расположен так называемый амвон; именно здесь диаконы произносят свои молитвы и читают Евангелие. У левого столба столпа расположен клирос для чтецов и певцов. У клиросов расположены хоругви — иконы на материи, которые выносятся для крестных ходов во время праздничных богослужений. За иконостасом расположен алтарь.
http://www.globus-tour.ru/countries/russia/novosibirsk/6.html

Собор Александра Невского — первое каменное общественное здание Новосибирска. Решение о строительстве храма было принято на собрании жителей поселка менее чем через два года после его появления – 10 ноября 1895 года. Дело в том, что недолгое время поселок назывался в честь царя Александра III Александровским. Для строительства храма осуществили сбор пожертвований. В 1896 году указом Николая II был выделен безвозмездно земельный участок под строительство и пожертвовано на строительство 5000 рублей (позднее император добавил еще 6500 рублей). 45000 рублей выдал фонд имени Александра III. По тем временам это были огромные деньги. Остальную часть расходов оплатили жители поселка. Самое большое вложение сделали купцы первой гильдии супруги Баевы. 15 мая 1896 года состоялся молебен, и 29 мая собор был заложен. Каменную кладку из красного кирпича вели итальянские каменщики. 29 декабря 1899 года собор освятили, и он стал самым крупным храмовым сооружением на протяжении всей Транссибирской железной дороги. Он имел три престола – центральный во имя святого Александра Невского два боковых: во имя святителя и чудотворца Николая и святого великомученика Георгия Победоносца. Первым настоятелем был священник Николай Иванович Завадовский. Строительство велось под руководством инженера-путейца Н.М. Тихомирова. В 1971 году при прокладке кабельных сетей рядом с собором рабочие натолкнулись на склеп с останками Тихомирова, которые впоследствии перезахоронили на Заельцовском кладбище.
Архитектура собора была выполнена в византийском стиле. Долгое время назывались разные авторы этого сооружения. Сначала это был архитектор Николай Соловьев, который якобы повторил пропорции храма Милующей Божьей Матери в Галерной гавани Санкт-Петербурга. Затем автором был назван известнейший томский архитектор К.К. Лыгин, положивший в основу вариант «новой церкви для Санкт-Петербурга» архитекторов В. Косякова и Д. Пруссака. В известной энциклопедии «Новосибирск», изданной в 2003 году, и вовсе приводятся две статьи о храме, где публикуются сразу два варианта авторства данного сооружения. Но более убедительные доводы были описаны в интернет-статье «К вопросу об авторстве и прототипах собора Св. Александра Невского в Новониколаевске (Новосибирске) кандидата архитектуры А.В. Радзюкевича. Опираясь на собственные исследования, автор статьи сообщает о прототипе новосибирского храма – тифлисском соборе Александра Невского Д.И. Грима, построенном в 1897 году. Если учесть, что Лыгин с 1890-го по 1895 год работал на Кавказе, то доводы становятся весьма основательными. В отличие от нашего здания, построенного всего за три года, собор в Тифлисе строился 25 лет и был почти в два раза больше. А.В. Радзюкевич, внимательно исследуя архитектуру двух зданий, пришел к выводу, что К. Лыгин выполнил не просто копию, а талантливо мастерски развил идею прототипа.
В 1937 году собор по решению местных властей был закрыт. Дважды его взрывали, разрушили колокольню, появились трещины, но здание устояло. При расчете нового заряда взрывчатки выяснилось, что соседние здания тоже пострадают при взрыве, а соседи у собора были очень даже ответственными постройками.
Из статьи архитектора И. Поповского «Площадь уважения разных взглядов» в газете «Недвижимость и деньги» от 19 октября 2007 г. http://bsk.nios.ru/content/kto-yavlyaetsya-arhitektorom-hrama-aleksandra-nevskogo

Собор, воздвигнутый в честь святого благоверного князя Александра Невского, находится на главной улице города Новосибирска — Красном проспекте (ранее Николаевский). Это первый каменный храм города и одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде Новониколаевска.
Город Новосибирск, вначале поселок Новониколаевский, возник как поселок строителей Транссибирской железной дороги. 10 октября 1895 года жители посёлка решили просить епископа Томского и Барнаульского Макария (Невского; †1926) благословения на строительство церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского. Был образован комитет во главе с начальником строительства Среднесибирского участка железной дороги инженером Н.Г. Межениновым. Комитет организовал сбор пожертвований на сооружение храма, выбрал для него площадку на возвышенном участке у железнодорожного моста, в начале лесной просеки — главной магистрали будущего города. Место для постройки выбрали с тем расчетом, чтобы храм был хорошо виден из проезжающих поездов и с подплывающих к пристани пароходов.
Временно, до постройки каменного храма, было разрешено выстроить деревянный молитвенный дом. В течение месяца он был построен на средства жителей и 24 ноября 1895 года открыт. В декабре 1895 года молитвенный дом освятил священник Константин Львов. Первым священником в поселке стал Василий Алексеевич Посельский.  Указом Томской Духовной консистории от 22 декабря 1895 года № 8947 временно устроенный молитвенный дом в Новониколаевском поселке был освобожден от установленных отчислений на содержание духовных учебных заведений. Весь доход от этих сборов должен был поступать в комитет по постройке храма. После окончания строительства кирпичного храма молитвенный дом был разобран и перенесен на новый участок по улице Будаговской (ныне — Большевистская).
В поселке указом Священного Синода от 10 февраля 1896 года № 780 был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика. Последующим указом от 18 марта 1898 года № 2877 штат церкви увеличился еще на одного священника, диакона и псаломщика. Таким образом, причту по штату было положено: два священника, диакон и два псаломщика. В мае 1896 года пришло известие об отводе бесплатно земли под церковь. Но начать строительство в 1896 году не удалось, вероятно, в связи с нехваткой средств.
Строительству этой церкви императорский двор придавал особое значение. Она строилась в память императору Александру III — основателю Великого сибирского пути. В 1890 году наследник российского престола великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II) совершил путешествие на Дальний Восток, направляясь через Вену, Грецию и Египет в Индию, Китай и Японию. Летом 1891 года цесаревич Николай возвращался из Владивостока в Санкт-Петербург через Сибирь, в которой он обратил внимание на малочисленность церквей. В 1894 году ставший императором Николай II учреждает Особый комитет по строительству церквей и учебных заведений вдоль Транссибирской магистрали. Создается фонд имени императора Александра III, который складывался из взносов благотворителей церкви. По линии Сибирской железной дороги было построено 27 церквей на средства этого фонда: в Новониколаевске, Омске, Каинске, Татарске, Тайге и других населенных пунктах. Из этого фонда было выделено 47 тысяч рублей на постройку церкви Александра Невского в Новониколаевске. Из выделенных денег 19 тысяч рублей приходилось на долю московских купцов первой гильдии Баевых.
В апреле 1896 года император Николай II жалует под строительство храма и домов причта участок земли в одну десятину (2 400 кв. саженей) земли, принадлежащей Кабинету Его Величества. На строительство храма он пожертвовал 5 000 рублей и на изготовление иконостаса 6 500 рублей. 7 декабря 1899 года государь пожертвовал священническое и диаконское облачения, сшитые из весьма ценной золотой парчи, которая служила покровом на гроб великого князя Георгия Александровича. Также он передал в дар храму иконы афонского письма: Иверская икона Божией Матери и икона св. вмч. Пантелеимона Целителя. В 1991 году эти иконы возвращены храму Новосибирским государственным краеведческим музеем.
15 мая 1897 года состоялся торжественный молебен по случаю закладки храма. Присутствовал губернатор г. Томска генералмайор Ассигкрит Ломачевский, начальник Среднесибирского участка Транссиба Николай Павлович Меженинов и инженер Владимир Александрович Линк, а также большое количество жителей. Стройку возглавил по приказу Министерства путей сообщения инженерпутеец Николай Михайлович Тихомиров.
К концу 1898 года кладка кирпичных стен церкви была закончена. В ней было три престола: главный придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и два боковых — во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Роспись церкви выполнила томская иконописная мастерская И. А. Панкрышева. Собор, по свидетельствам современников, имел богатое оснащение. Ризницу украшали парчовые облачения для священнослужителей, а также образ Георгия Победоносца, пожалованный императрицей Марией Фёдоровной. Клировая ведомость указывает, что церковь имела достаточную утварь: восемь священнических облачений, семь стихарей, в том числе один из золотой парчи, три серебряных потира с приборами весом от 1 до 5 фунтов, три напрестольных Евангелия, в том числе одно — в серебряном окладе, три серебряных напрестольных креста. Иконостас собора был застрахован в Синодальном страховом обществе на сумму 35 тысяч рублей. Для размещения штата церковнослужителей были построены три деревянных дома.
29 декабря 1899 года церковь была освящена епископом Томским и Барнаульским Макарием.В «Путеводителе по Великой Сибирской дороге», изданном в 1901 году, приводится описание поселка Новониколаевска: «В центре поселения, раскинувшегося почти на 10 верст вдоль берегов реки Оби и ее притока реки Каменки, сооружен на суммы, пожертвованные Его Императорским Величеством и на жертвы и приношения частных лиц. Красивый каменный храм, долженствующий служить памятником Царю-миротворцу на Великом Сибирском пути…»Первым настоятелем храма стал переведенный из причта Богоявленской церкви села Боготол 35-летний священник Николай Завадовский. В 1912 году в своем рапорте Высокопреосвященному Макарию, архиепископу Томскому и Алтайскому, благочинный града Новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский сообщает: «Александро-Невская церковь построена в 1899 году на средства из фонда имени Александра III и на пожертвования частных благотворителей, из коих главным жертвователем был государь император Николай Александрович, пожертвовавший 4 апреля 1896 года 5 000 рублей, в декабре 1899 г. — 6 500 рублей; и купцов супругов И.Д. и А.З. Баевых и других лиц при пособии из церковных сумм, разрешенных Епархиальным Начальством.
Храм каменный с тремя престолами: главный во имя Св. Благовернаго Князя Александра Невского и два боковых — во имя Св. Чудотворца Николая Мирликийскаго и святого великомученика Георгия Победоносца. Главный придел освящен Вашим Преосвященством 29 декабря 1899 года, а последние два — по благословению Вашего Преосвященства в 1904 году (1 и 29 декабря). Причт состоит из трех священников и одного диакона и трех псаломщиков…».
Окончание строительства Александро-Невской церкви и освящение ее можно считать одним из самых больших успехов церковного строительства в Сибири. Церковь была самой большой и красивой из всех церквей, построенных из средств фонда Александра III, и размещалась на высоком берегу Оби. За постройку храма инженер Тихомиров был удостоен ордена Святой Анны. Исполненный в византийском стиле, храм вознёсся своими куполами над двухэтажными купеческими домами и каменными торговыми рядами, идущими вверх по широкому Николаевскому проспекту. На территории прихода церкви размещались учебные заведения: реальное училище имени Дома Романовых, женская гимназия, учительская семинария, городское четырехклассное училище и 10 школ (одна из них церковно-приходская).
В феврале 1910 года храм во имя святого благоверного князя Александра Невского стал центром благочиния новониколаевских церквей. В городе Новониколаевске действовали на 1911 год следующие православные храмы: в Вокзальной части — Пророко-Данииловская церковь; в Центральной части — Александро-Невская церковь, Покровская церковь и Воскресенская церковь; в Закаменской части — Богородице-Казанская церковь. В военном городке в 1913 году была построена Преображенская церковь.
Увеличение жителей города вызвало необходимость постройки новых церквей. Поэтому в 1911 году местное общество возбудило ходатайство о строительстве в Вокзальной части города нового храма. 29 января 1912 года было освящено место строительства седьмого храма в городе на Турухановской площади. Строительство храма в честь Вознесения Господня закончилось в июне 1913 года (ныне — Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирска).
В приходе Александро-Невского храма существовало две приписных церкви: в честь Воскресения Господня и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1913 году они были выделены в самостоятельные приходы, а Александро-Невский храм в 1915 году получил статус собора.
http://ansobor.ru/articles.php?id=251

Важный период в истории Новосибирской епархии связан с церковно-общественной деятельностью митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона (Докукина; †2003). За годы управления им Новосибирской кафедрой (1972–1990) произошли важные перемены в церковно-государственных отношениях. В 1988 году весь православный мир отметил 1000-летие Крещения Руси, в городе Новосибирске развернулось движение за возвращение Русской Православной Церкви Александро-Невского собора.Один из старейший священник епархии митрофорный протоиерей Павел Патрин, в своей книге-воспоминаниях «Времен связующая нить» говорит: «В 1988 году по благословению Владыки была создана инициативная группа из 20-ти человек по возвращению собора Церкви, так называемая «двадцатка». В декабре 1988 года на проходившей научно-общественной конференции «Христианство в истории и культуре России» было принято решение добиться передачи храма в ведение Русской Православной Церкви. В том же году в Москву отправилась группа православных христиан, в состав которой входил журналист Валерий Григорьевич Мельников. Они посетили приёмную Верховного Совета РСФСР и Министерство культуры РСФСР, что дало положительные результаты. Распоряжением из Москвы работы по реконструкции собора, проводимые незаконно Новосибирской филармонией, были приостановлены.
8 февраля 1989 года в газете «Вечерний Новосибирск» была опубликована статья А. Плитченко «Дорога к храму», в которой поднимался вопрос о возвращении Александро-Невского собора Церкви. На протяжении длительного времени в средствах массовой информации она обсуждалась читателями. 9 июля 1989 года в Нарымском сквере инициативная группа организовала митинг, на котором было принято обращение к депутатам Новосибирского горсовета.
25 августа 1989 года Новосибирский облисполком решением № 473 передал здание собора в пользование Новосибирскому епархиальному управлению. Здание собора к моменту возвращения находилось в ужасном состоянии. Иконы, церковная утварь и колокола изъяты. Была взорвана колокольня, изменена внутренняя планировка (было оборудовано три этажа внутренних помещений). Настенные росписи и тябловый иконостас были полностью уничтожены. Также была уничтожена покрывавшая пол храма голландская кафельная плитка. Наружные стены храма находились в изношенном состоянии, так как долгое время не подвергались ремонту. Покрытие куполов пришло в негодность и во многих местах прогнило. Снаружи к зданию были пристроены различные хозяйственные и подсобные помещения.Сразу после возвращения храма Русской Православной Церкви началось его восстановление. Специализированным научнореставрационным малым государственным предприятием «Новосибирскреставрация» была подготовлена научно-проектная документация, проведены комплексные исследования состояния здания собора (осмотр технического состояния, фотофиксация, методика и очередность проведения реставрационных работ, физико-химические исследования строительных материалов, физические испытания образцов кладочного раствора, испытания на прочность кирпича из интерьера, штукатурных и кладочных растворов, архитектурные обмеры), составлен эскизный проект реставрации. В состав рабочей группы входили: Н.И. Тюкова — архитектор, автор проекта; архитекторы — С.Н. Богомазова, Е.А. Слепчук, Е.П. Сапрыгина, Л.Д. Коробейникова; Д.В. Чечков — инженер-конструктор. Научно-исследовательская лаборатория НИИЖТа (ныне — Сибирский государственный университет путей сообщения) сделала заключение о техническом состоянии купольного покрытия храма.
29–31 марта 1989 года научная группа Межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской «Росреставрация» под руководством В.М. Сорокатого провела обследование интерьера на предмет поиска первоначальной настенной живописи и определения состояния её сохранности. Были сделаны зондажи в алтаре, жертвеннике и в основном объеме храма. Под несколькими слоями побелок и масляных покрасок реставраторы обнаружили первоначальные покраски масляными красками. Из всех мест, доступных обследованию, живопись начала ХХ века имелась только в барабане, где были исполнены масляными красками стоящие в рост фигуры. Был обследован участок барабана вблизи северо-западного паруса и установлено, что остатки красочного слоя написанной здесь фигуры сплошь перекрыты масляной краской. В результате чего изображение осыпалось почти на 70 %, причём утрачены его наиболее важные части: сохранилась обводка нимба, внутри же утрата почти сплошная. В нижней части изображения был выбран участок с более прочным красочным слоем, где выполнен зондаж. Из-под масляной закраски раскрыта часть изображения одеяния бледно-голубого цвета с более тёмной голубой складкой.
Судя по ритму расстановки фигур, всего в барабане было написано 17 фигур. Одна из них, расположенная над алтарным пролётом, выделяется своей шириной. Можно предположить, что здесь был изображён крылатый архангел, остальные 16 фигур — пророки. Над юго-западным парусом в местах, где можно было предполагать наличие живописи, были сделаны ещё два зондажа. Здесь живопись не была обнаружена имелась только однотонная масляная покраска. Из чего можно было предположить, что отставания живописи имелись уже давно, до того, как барабан был перекрашен и шелушащийся красочный слой был удалён перед исполнением малярных работ. В центральном куполе позднейшая закраска и осыпи имели такой же характер, как в барабане. Зондажами в северо-западной и юго-западной частях основного объёма выявлено, что паруса закрашены масляной краской, карнизы и фризы покрашены охрой и масляной краской. Ниже парусов профильными тягами выделены ниши полукруглой формы. Здесь живописи нет, стена была окрашена охрой.
Над центральным окном в алтаре часть оконного проёма заложена досками и заштукатурена при позднейшей эксплуатации здания. Попытка найти здесь живопись была безрезультатна, в глубине ниши под окном — лишь сильно загрязнённая побелка. В других местах в алтаре и жертвеннике, на своде арки над проходом в храм обнаружены масляные покраски. Судя по фотографии интерьера, сделанной ещё в тот период, когда храм был действующим, на парусах живопись в то время имелась. При обследовании состояния красочных слоёв было установлено, что живопись на парусах не закрашена, а уничтожена. Ниши в основаниях парусов были заполнены объёмными изображениями херувимов, и на период обследования сохранилась лишь часть скоб, к которым они крепились.
По результатам обследования были сделаны некоторые рекомендации по приведению интерьера в эксплуатационный вид. Согласно заключению, сделанному Межобластной СНРПМ «Росреставрация», прежнюю роспись реставрировать практически невозможно. Новые росписи стен и купола собора произвел художник П.А. Милованов.
В 1989 году были проведены первоочередные работы по разборке привнесенных прежней эксплуатацией конструктивных элементов. В начале 1990-х годов в соборе были начаты ремонтно-восстановительные работы, которые включали:

Реставрацию кирпичных фасадов; инъектирование трещин в арочных перемычках окон 1-го и 2-го ярусов; реставрацию кирпичной кладки стен; реставрацию кирпичных архитектурных деталей на всех ярусах стен; разборку металлических поздних пожарных лестниц; воссоздание первоначальных оригинальных заполнений проемов; ремонт и воссоздание покрытий; замену сгнивших и ремонт поврежденных конструкций стропильной системы.
Восстановление колокольни: разборку позднего покрытия основания из кровельного железа; кирпичную кладку стен с отметкой 6,72 до 11,68 м; кирпичную кладку купольного свода; устройство новой стропильной конструкции; покрытие кровли купола «в шашку» кровельной сталью; закладку деревянных балок в кирпичные стены для подвески макетов-колоколов.
Специальные работы: воссоздание утраченных металлических крестов (изготовление остова, подкрестных шаров, декоративных деталей).
Реставрацию интерьеров: реставрацию и воссоздание керамической плитки пола; реставрацию декора стен; ремонт штукатурки стен.

Реставраторы восстановили храм в полном соответствии с его первоначальным видом. За счет средств прихода были выполнены работы по обустройству иконостаса.
Продолжателем дела митрополита Гедеона стал Владыка Тихон (Емельянов), назначенный на Новосибирскую кафедру в августе 1990 года. 6 мая 1991 года Преосвященный Тихон освятил шесть колоколов возрожденной звонницы. В 1995–2000 годах епархией управлял епископ Сергий (Соколов; †2000). В эти годы началось строительство каменного крестильного храма, надкладезной часовни, подсобных помещений. Александро-Невский собор начал разрастаться в большой храмовый комплекс.http://ansobor.ru/articles.php?id=256

За годы советского периода, после закрытия Александро-Невского храма, здание перестраивалось и разрушалось организациями, которые его занимали. В 1940-х гг. в соборе разместили сотрудников проектного института «Промстройпроект». В эти годы в интерьер было встроено перекрытие, лестничный марш, заменены оконные переплеты, частично нарушена кладка фасадов, полностью уничтожена роспись.
В 1957 году решением горисполкома здание передали Западно-Сибирской студии кинохроники, которая выпускала известный киножурнал «Сибирь на экране», документальные и другие фильмы. За время эксплуатации студией помещение собора неоднократно подвергалось перепланировке: на огромных швеллерах были устроены дополнительные перекрытия, на этажах — комнаты, из окон второго яруса сделаны пожарные выходы. Из купола сделали комнату. Клиросная лестница вела в зал для просмотра киноматериалов. На первом этаже разместились администрация и киноархив.
В 1971 году при прокладке кабельной линии рабочие около Александро-Невского собора обнаружили склеп с останками строителя храма Н.М. Тихомирова. Решением исполкома Новосибирского городского совета от 18 августа 1971 года останки выдающегося человека города были перенесены на Заельцовское кладбище. На могиле установлена надгробная плита «Н.М. Тихомиров — инженер-путеец (1857–1900)».
В 1985 году здание храма передали Новосибирской филармонии. Планировалось переоборудовать храм под концертный зал для камерного хора, и только после вмешательства общественности города строительные работы были остановлены.http://ansobor.ru/articles.php?id=255

Кто бывал в Новосибирске, не мог не заметить этот красивейший памятник архитектуры, особенно если прибываешь в столицу Сибири на поезде. Как только въезжаешь в город, сразу открывается вид на Александро-Невский собор. Когда-то это было самое первое каменное здание в поселке и, естественно, самое красивое. Но и сегодня, как говорят специалисты, «собор имеет важное градоформирующее значение, делает панораму города узнаваемой». Вот уже более ста он является визитной карточкой нашего города наряду с Оперным театром и железнодорожным вокзалом. Говорят, что за основу этого величественного сооружения был взят проект храма «Во имя Милующей Божией Матери» в Галерной гавани Санкт-Петербурга инженеров В. Косякова и Д. Пруссака.
До сих пор неясен вопрос, кто же был автором проекта собора Александра Невского. Одни считают, что это архитектор-художник К. Лыгин, занимавший должность архитектора при управлении Средне-Сибирской железной дороги. Другие автором проекта называют Николая Соловьева. Третьи уверяют, что это были архитекторы Косяков и Пруссак. Но все единогласны в одном — за основу этого здания был взят храм Божией Матери в Петербурге в формах «византийского стиля». В то время этот стиль был очень популярен при строительстве церквей на окраинах России.
Идея основать храм в поселке мостостроителей возникла на второй год постройки железнодорожного моста через Обь. Решение о его постройке было принято 10 октября 1895 года на собрании жителей поселка. Они решили обратиться с ходатайством к томскому епископу Макарию о том, чтобы закрыть «кабаки и притоны, а взамен построить церковь во имя святого Александра Невского». Сооружение храма задумывалось как возведение памятника императору Александру Ш — вдохновителю строительства Великого сибирского железнодорожного пути, «им же задуманного и основанного». Строить его решили возле железнодорожного моста, от границы, где начинался Средне-Сибирский участок железной дороги.
Вскоре на общем сходе населения постановили: «Поселок Кривощековский, ввиду постройки церкви во имя Святого благоверного князя Александра Невского, переименовать в Александровский». Правда, это название нигде в документах не было зафиксировано, лишь упоминалось в «Томском справочном листке». Позже, через много лет, Новониколаевская городская дума планировала к 50-летию освобождения крестьян от крепостной зависимости установить в Новониколаевске памятник Александру II и поставить его решили, как раз против собора Александра Невского, на стрелке, образуемой Кабинетской улицей и Николаевским проспектом. Для сбора средств на строительство храма организовали комиссию во главе с начальником строительства участка дороги Николаем Межениновым. В нее вошли инженеры Березин, Королев, Ливенцов, Линк, крестьянин Вагин, купец Жернаков, лесничий Имшенецкий, мещанин Можаров и другие.
Строительство храма было делом дорогостоящим. Большую часть средств (45 тысяч рублей) царствующий дом выделил из фонда имени императора Александра III, учрежденного императором Николаем II. Деньги этого фонда шли на постройку церквей в районах переселенческого движения, по линии Сибирской железной дороги. К 1904 году было построено 214 церквей на общую сумму около двух миллионов рублей. Сам Николай II пожертвовал из средств Кабинета Его Величества пять тысяч рублей и выделил под храм безвозмездно 2.400 квадратных сажен земли. Позже он добавил на постройку храма еще шесть с половиной тысяч рублей. Добровольные взносы вносили сами железнодорожные служащие, рабочие – строители дороги, купцы.
Все понимали, что храм на 500 человек строить придется несколько лет, поэтому решили открыть деревянный временный молитвенный дом. Его построили в течение месяца на благотворительные средства. Престол был освящен в честь святого Александра Невского. С открытием храма молитвенный дом был упразднен. Никто не знает, в каком месте он находился. Предполагается, что на его месте был сооружен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В ноябре 1898 года, еще не закончив строительство храма Александра Невского, в поселке Новониколаевском освятили новую деревянную церковь во имя Пророка Божия Даниила возле железнодорожной станции Обь. Она являлась старейшим храмом Новониколаевского поселка.
Руководить строительством собора во имя Александра Невского приказом Министерства путей сообщения назначили инженера Николая Тихомирова, до этого руководившего строительством последнего пролета моста. 31 марта 1897 года «правильное» движение через мост было открыто, и Тихомирова перебросили на другой участок работы. Человеком он был очень ответственным, справедливым, поэтому инженеру-путейцу доверили столь необычную для него работу. Его жена Мария Ананьевна вспоминала впоследствии: «На всякие ответственные моменты он брал меня с собой, бегал по всему зданию, говорил: «Ты долго будешь жить, вот посмотри – ни одной трещины не будет, а вот в Петербурге Исаакий всегда в лесах стоит…».
15 мая 1897 года — ровно 120 лет назад — состоялась закладка храма. На молебне присутствовали томский губернатор, начальник Алтайского горного округа, инженер Меженинов, сам руководитель строительства инженер Тихомиров и большое количество жителей поселка. И работа закипела. Ленточный фундамент храма был сделан из естественного бутового камня. Стены вначале хотели выложить поочередно рядами из светлого и темного кирпича, но эта идея оказалась слишком затратной, и от нее отказались. Остановились лишь на красном кирпиче. Сложную кладку осуществляли итальянские рабочие-каменщики. Полы по грунту мостились на металлических плитах. А плитку для пола привезли специально из Голландии. Внешние стены были побелены, а роспись внутри храма выполнили иконописцы первой в Сибири Томской мастерской Иосифа Панкрышева.
В конце 1898 года была закончена кладка стен, а 29 декабря 1899-го Преосвященный Макарий, епископ Томский и Барнаульский, совершил освящение главного престола собора Александра Невского. Позже – в 1904 году – освятили боковые приделы храма во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя святого великомученика и Победоносца Георгия. Храм стал не только красивейшим зданием поселка, но и самым крупным церковным сооружением на всем протяжении Великого сибирского железнодорожного пути.
Через год руководитель строительства Николай Тихомиров неожиданно умер от кровоизлияния в мозг. За его заслуги он был похоронен в ограде храма. На могиле установили гранитную плиту с надписью золотыми буквами: «Здесь покоится прах строителя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича (1857-1900)».
В 1971 году рабочие проводили строительные работы и обнаружили склеп с телом Тихомирова. 18 августа 1971 года исполком Новосибирского горсовета принял решение о перезахоронении праха на Заельцовском кладбище. Перезахоронили и… забыли. Именем Тихомирова не названы ни одна улица, ни один переулок, лишь разъезд недалеко от станции Чулымская.
Во времена советской власти храм ждала печальная участь, хорошо еще, что его не разрушили. В 1938 году по решению Новосибирского горсовета собор закрыли, снесли колокола, кресты, разрушили колокольню. В годы Великой Отечественной войны там размещался проектный институт «Промстройпроект». Здание было частично реконструировано: заменены оконные переплеты, встроено перекрытие, частично нарушена кладка фасадов. Самое обидное, что полностью была уничтожена роспись. В 1957-1958 годах в бывшем храме поселилась Западно-Сибирская студия кинохроники. Опять перепланировка и порча архитектурного памятника. И лишь в сентябре 1989 года по решению облисполкома здание вернули Новосибирскому Епархиальному управлению Русской Православной Церкви.
А в 1991 году собор Александра Невского был вторично освящен Святейшим Патриархом Алексием П. После реставрационных работ он вновь стал одним из красивейших зданий на радость верующих, всех жителей и гостей Новосибирска.
Автор Л. Кузменкина. С сайта «Библиотека сибирского краеведения».

Неудачи храма Александра Невского
В то время, когда было принято решение о строительстве храма Александра Невского, существовала традиция: закладывать освященный камень в основание здания. И, конечно, раз речь шла о строительстве храма, нужно было поступить так же. Большой тяжелый камень везли откуда-то на телеге. Телега эта сломалась совсем не далеко от того места, где собирались начать строительство. Камень упал на землю, его так и не смогли поднять. По преданию, именно на том месте, где упал камень, и надо было ставить храм – мол, Господь велел. Однако люди этого повеления не послушались, и построили здание там, где задумывали изначально. А камень по-прежнему лежит на том месте, где свалился с телеги. Сейчас это палисадник детской больницы.
Что касается храма Александра Невского, он стоит рядом, метров пятьсот от камня. Говорят, из-за того, что люди ослушались Господа, храм преследовали неудачи. Его отобрали у церкви в 1937 году, закрыли, сорвали кресты и колокола, снесли колокольню. Храм пытались взорвать, однако каменное сооружение оказалось крепким, а увеличить мощность заряда саперы боялись: на воздух могли взлететь соседние дома. В советское время в здании был институт, потом студия кинохроники, затем филармонии. Церкви его вернули только в 1989 году, а в 1991 храм повторно освятили.
Собор, шпага и фуражка
Собор Александра Невского стоит на Красном проспекте, а построен он был в самом конце 19 века. И вот в середине 1950-х годов, сразу после смерти Сталина, по Новосибирску поползли слухи, что на тротуаре, идущем вдоль собора, весной, когда сходит снег, проступает загадочный прямоугольный контур, а в нем надпись: «Здесь лежит строитель храма сего». Разговоры о таинственном контуре затихали, но следующей весной опять начинались. Так продолжалось несколько лет, до 1961 года, когда, по слухам, надпись видели в последний раз. Затем эта история перешла в область городских легенд, но… В 1971 году по Красному проспекту тянули кабель связи. Рабочие вскрыли асфальт и наткнулись на старинную кирпичную кладку, которой по всем документам не должно было быть. Вскрыли и её. Под кладкой обнаружился могильный склеп, а в склепе — гроб. На крышке гроба лежали шпага и фуражка железнодорожного ведомства. Так были обнаружены останки инженера-путейца и строителя собора Александра Невского — Николая Михайловича Тихомирова.
А дело было так. Николай Тихомиров, после того как строительство железнодорожного моста через Обь было удачно завершено, получил неожиданное поручение — построить храм. Человеком он был творческим и горячим, с энтузиазмом изучал архитектурный проект, читал книги и всё проверял самолично. Вплоть до того, как будет слышен хор певчих в каждой из точек будущего собора. Наверное, он чувствовал, что храм станет последним и главным делом в его жизни, и своей жене он тогда сказал:» Ты будешь долго жить и увидишь, что на нем не появится ни одной трещинки!»
Собор получился очень красивым: красно — кирпичным, в византийском стиле, с узорчатыми карнизами, оконными арками и уступчатыми нишами. В 1899 году его освятили, а Тихомиров за строительство получил орден Святой Анны. А через год у него родилась дочка. Казалось бы, судьба баловала его, как могла: храм, орден, рождение малышки. Но… ещё через год Николай Михайлович скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Похоронили его здесь же, в ограде собора, с почестями, при большом скоплении народа.
А через 30 лет ту часть, где стоял храм Александра Невского, решили реконструировать, и в процессе реконструкции надгробие снесли, а могила оказалась закатанной под асфальт. Его слова оказались пророческими: его жена Мария жила долго и умерла только в 1961 году. Том самом, когда горожане последний раз видели проступающий сквозь асфальт прямоугольный контур. Только через много лет жители города поняли, что причиной тому странному явлению была пожилая женщина, которая приходила каждый год на могилу мужа, закатанную в асфальт, и чистила единственное, что осталось, — надгробную табличку…
Вот такая история. А храм простоял все эти годы, и на нем, несмотря на годы советского лихолетья, действительно не появилось ни одной трещины!
Библиотека им. Н.Г. Гарина — Михайловского. Информационно-краеведческий центр. Загадки Новосибирска. http://garina-m.cbstolstoy.ru/zagadki

Александро-Невский собор города Новосибирска выстроен в псевдовизантийском стиле, получившем немалую популярность в России на рубеже ХIХ-ХХ веков. Псевдовизантийский стиль ориентировался на византийскую храмовую архитектуру VI-VIII столетий, повторяя основные её мотивы. Главные черты псевдовизантийского стиля легко обнаружить и в новосибирском храме. Это, прежде всего, «приземистый» центральный купол который опирается на широкий низкий барабан, снабжённый оконной аркадой. Малые купола теряют традиционную и привычную нам форму — они выступают из храма лишь наполовину, превращаясь в конхи.
Существенной особенностью византийского храмового зодчества было чередование тёмных и светлых полос в кладке стен. Именно такими замышлялись фасады Александро-Невского собора, однако нехватка средств заставила строителей отказаться от «византийского» решения. Ныне считается доказанным, что проект Александро-Невского собора подготовил архитектор К.К. Лыгин. В большинстве источников указывается, что он не вполне самостоятелен в своей работе, взяв за образец петербургский храм в честь иконы Божией Матери «Милующая» на Васильевском острове архитектора В.А. Косякова. Однако А. Радзюкевич, опираясь на архивные данные и проанализировав архитектурные формы, доказал, что «основным» образцом для Лыгина, вероятнее всего, был другой храм — тифлисский Александро-Невский собор (автор — Д.И. Гримм, тоже известный поклонник псевдовизантийского стиля), разрушенный в 1930-е годы по прямому указанию Л. Берии. Сближает их, сравнительно с петербургским храмом, отсутствие арок над местами примыкания конх к фасадам, «скошенность» боковых углов и иные пропорции зданий (они более «приземисты»). Вместе с тем новосибирский Александро-Невский собор нельзя назвать точной копией одноимённого грузинского храма.
Лыгин подошёл к решению стоявшей перед ним задачи творчески, модернизировав образец, на который он ориентировался. Ровно в два раза уменьшив размеры постройки, архитектор соответствующим образом изменил композицию храма. Так, сократилось до семи количество окон в боковых «полубарабанах»; упрощению подверглось основание последних — они поставлены на восьмерик, переходящий в четверик со скошенными углами; а это, в свою очередь, повлекло уменьшение высоты лежащего в плане креста. Удивительно: творческое переосмысление К. Лыгиным проекта Д. Гримма явно улучшило постройку; новосибирский собор выглядит гармоничнее своего ныне не существующего грузинского «собрата». С запада к основному объёму храм примыкает восстановленная в новейшее время колокольня, под которой находится главный вход в собор. В стилевом отношении колокольня играет важнейшую роль, как бы задавая одну из главных тем оформления экстерьера. Она — назовём её «арочной» — звучит в портале входной двери и форме проёмов звонницы. Низкий и широкий барабан центрального купола, прорезанный шестнадцатью большими окнами, — прямая отсылка к византийской архитектуре. На барабане покоится — тоже весьма характерный — «приземистый» купол. Декор фасадов при ближайшем рассмотрении поражает некоторой чрезмерностью, однако на расстоянии оказывается вполне уместным, претворяясь в некую торжественную мелодию. Его составляющие: узорные карнизы из профильного кирпича, зубчатые пояса, полуколонны, плоские ниши в форме креста и пр. Окон в соборе много, и эта особенность делает его необыкновенно светлым. Все окна, незначительно различающиеся лишь размерами, исполнены в одном стилистическом ключе: это сильно вытянутые проёмы с полукруглыми завершениями, которые «рифмуются» с венчающими их декоративными «полуарками» и волнистой линией оснований куполов. Всё та же арочная тема.
Внутреннее устройство Александро-Невского собора — довольно простое и одновременно удобное. Основное пространство храма приходится на «планировочный» равноконечный крест; восточный его отрезок занимает алтарь главного придела; в западном рукаве размещены хоры. Боковые восточные компартименты — алтари боковых приделов, в которые можно пройти из центральной, подкупольной, части собора, или из западных компартиментов — через мощные арочные проёмы. Вообще, экстерьерная тема арок повторяется и в интерьере — в арочных проёмах, в скруглённости внутренних форм. Центральный иконостас — резной, он был восстановлен в новейшее время, к середине 2000-х годов. Тогда же устроили новый плиточный пол — прежний был уничтожен советскими хозяевами здания. После передачи Александро-Невского собора Церкви реставраторы тщательно исследовали стены на предмет присутствия хотя бы фрагментов прежних фресок. Живопись начала ХХ столетия обнаружили только в барабане, да и то в очень плохой сохранности. Результаты оказались неутешительны. Исследователи вынесли вердикт — дореволюционную роспись собора реставрировать невозможно. После этого было принято решение о новой росписи. Её выполнил художник П.А. Милованов — и надо отметить, вполне удачно; она добавила праздничности и торжественности интерьеру Александро-Невского храма. Высота собора до верха купола — 24 м. Основные габариты в плане: ширина — 23 м; длина — 32 м. Диаметр купольного барабана — 10,4 м.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №121, 2015 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?