В 1913 году на пересечении улиц Туруханской и Кабинетной (ныне ул.Советская) состоялась закладка церкви Вознесения Господня, которой позднее суждено было стать главным храмом Новосибирской епархии — кафедральным собором. В быту встречается второе наименование церкви — Туруханская, по названию улицы (ныне полностью ликвидирована). Первоначально Вознесенская церковь была однопрестольная, деревянная, с колокольней в одной связке, крытая железом. Строилась церковь с разрешения епархиального начальства тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новосооруженный храм. Согласно указу Святейшего Синода, штат Вознесенской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. Первым настоятелем храма с 1913 года был священник Гавриил Лебедев. При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения. Располагавшийся на северной окраине города, храм являлся одним из приходов с многочисленными прихожанами на ряду с собором во имя святого Александра Невского и Никольской церковью в селе Новолуговое (ныне действующие), Никольской церковью в селе Кривощеково (приход с 1746 года) и еще несколькими приходами (ныне не существующих), сооруженными в связи со строительством железнодорожного моста через реку Обь и города. Прихожане Вознесенской церкви по классовому сословию состояли из разночинцев, в основном являлись переселенцами с Поволжья и из российского нечерноземья, а так же Новороссы и казачьи поселенцы, бежавшие от революции и гражданской войны в относительно спокойную сибирь. Приход Вознесенской церкви объединял разных людей под Правосланым вероисповедыванием, начинавших новую жизнь на сибирской земле. Вознесенская церковь за время своей бытности часто обростала различными слухами абсолютно не обоснованными, которые также и исчезали, не причиняя ни кому особого вреда.
С 1924 года, когда указом Святейшего Синода была образована Новониколаевская (а позднее — Новосибирская) епархия, в истории Вознесенской церкви начинается новый период. 15(28) сентября 1924 года архимандрит Никифор(Асташевский) возведен в сан епископа Новониколаевского. В это время сибирь сотрясают обновленческие и григорианские расколы, с которыми велась усиленная борьба. В 1927 году он удостаивается сана архиепископа, 18 мая 1932 года митрополита. Преемник митрополита Никифора, архиепископ Сергий(Васильков) прослужил недолго. В 1937 году он вместе с группой мирян и священников был арестован и растрелян, а храм власти закрыли и приспособили под зернохранилище. В 1943 году на Новосибирскую кафедру получил назначение архиепископ Можайский Варфоломей(Городцев). Прибыв в город, владыка стал хлопотать о возвращении церкви Вознесенского храма. И в 1944 году на Страстной Седмице состоялось освящение вновь открывшегося храма. В годы Великой Отечественной войны духовенство Новосибирской епархии и, в частности, Вознесенского собора не осталось равнодушным к горю, постигшему все отечество. По инициативе и с благославления архиепископа Варфоломея среди клириков и мирян организован сбор пожертвований. В 1947 году медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были награждены Управляющий Новосибирской епархией архиепископ Варфоломей и благочинный церквей города Новосибирска и секретарь Новосибирской епархии архимандрит Никандр(Вольяников). В числе священнослужителей епархии было много фронтовиков.
В советское время жизнь собора продолжалась, не смотря на усилившуюся атеистическую пропаганду и закрытие в городе многих приходов. К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришел в ветхость. Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году Преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин) (ныне митрополит Ставропольский и Владикавказский), сразу же озаботился состоянием храма. По благославлению митрополита Гедеона была проведена частичная реконструкция здания, а затем и полная. К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. В 1990-е годы продолжалось благоустройство собора и прилегающей территории: выстроена часовня во имя Всех Святых в земле Сибирской просиявших (1996 г.), административный корпус (1998 г.). В 1999 году к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас собора.
Использованы материалы исторического путеводителя «Храмы Новосибирска», составленного Е.А. Шабуниным
Местом для строительства новой церкви была избрана Турухановская площадь, образованная улицами: Турухановской (Ленской) Переселенческой (1905 года), Кабинетской (Советской). 9 марта 1912 года Городская Дума единогласно высказалась за безвозмездный отвод земли размером 1138,37 кв. саж. под постройку храма на Турухановской площади. Как видно из публикаций в новониколаевских газетах, горожане собирались строить кирпичный храм, а временно до окончания его постройки деревянный молитвенный дом. 8 января 1912 года в помещении городской управы должны были состояться торги на постройку молитвенного дома в Вокзальной части города. Об этом сообщила газета «Обская жизнь». 29 января 1912 года был отслужен молебен и освящено место под постройку молитвенного дома, а с государственного лесного склада на льготных условиях в кредит с поручительством городской управы было отпущено леса на 3180 рублей. Вместе с тем еще в 1911 году Комитет по постройке и городская управа возбудили ходатайство перед Синодом о выдаче ссуды в размере 20-25 тыс. рублей для постройки кирпичного храма. В начале 1913 года из Петербурга пришло известие о том, что в настоящее время из специального фонда могут отпустить лишь 5000 руб. В апреле 1912 года Комитет вновь обратился в городскую управу с просьбой о возбуждении нового ходатайства перед Синодом о выдаче беспроцентной ссуды в размере 25 тыс. рублей. 17 мая 1912 года Городская Дума рассмотрела заявление Комитета. Гласные Думы заявили, что 25 тыс. рублей на постройку кирпичной церкви не хватит и надо еще затем делать заем тысяч на 30, а так как денег у Комитета нет, то платить кредит будет город. Выяснилось также, что процедура прохождения ходатайства по различным инстанциям довольна длительна и поэтому рассчитывать на своевременное получение ссуды нельзя. Исходя из этих соображений Дума постановила снять вопрос о займе с обсуждения. Таким образом, в мае 1912 года стало окончательно ясно, что построить кирпичный храм в Вокзальной части города из-за нехватки денег не удастся. В связи с этим отпала надобность в строительстве молитвенного дома. Средства на постройку храма собирались среди населения. Так Общество Взаимного кредита ассигновало 300 руб., а генерал-лейтенант Аркадии Выкуловский-Донзинский пожертвовал 3000 рублей, кроме того городская управа безвозмездно предоставила часть необходимого строительного материала.
В декабре 1912 года в губернское строительное отделение на рассмотрение и утверждение поступил проект деревянной церкви во имя Вознесения Господня, которую предполагалось строить на Турухановскои площади города Новониколаевска. Проектом предполагалось строительство храма центрической крестово-купольной системы, характерной для каменных церквей. В данном случае налицо попытка приспособить проект кирпичной церкви для деревянной. Проект церкви после его рассмотрения был отклонен как неудовлетворительный в техническом отношении и выслан обратно в Новониколаевск. Основные замечания касались, прежде всего, инженерно-конструкторской части проекта. Давление главного восьмигранного барабана вместе с куполом приходилось на 4 опорных столба, что при разной осадке здания и столбов могло вызвать деформацию здания в целом. Кроме того, давление от купола-луковицы передавалось на потолок, а не на стены здания, как нужно было бы запроектировать для надежности. Были высказаны замечания по решению отопления здания и его архитектурного облика. Пока не установлено, кто был автором проекта церкви. Известно лишь, что технический надзор за ее постройкой осуществлял городской архитектор Федор Рамман. В своем прошении на имя начальника губернии от 9 марта 1913 года Александр Смычков доводил до его сведения, что вознесенская деревянная церковь постройкой окончена и просил назначить комиссию для осмотра храма, 30 марта 1913 года комиссия, состоящая из членов городской управы Ивана Стойлова, городского архитектора Ф. Раммана, старшего городского техника Губина, пристава Вокзальной части и председателя комитета по постройке храма Александра Смычкова, осмотрела храм. Комиссия отметила, что вновь выстроенное здание имеет ряд недостатков, которые препятствуют открытию в нем богослужения. Наиболее существенными были следующие: решетка на хорах была жидка, стропила, служащие для усиления потолочной балки, к которой подвешивались хоры, не уничтожали горизонтального распора. Поэтому необходимо было исправить их таким обраяом, чтобы они гасили горизонтальный распор. Основная причина этих недостатков, вероятно, кроется в том, что церковь строилась не имея утвержденного проекта. Исправленный проект был отправлен в строительное отделение лишь в конце апреля 1913 года. Однако, губернский инженер Хомич отказался его утверждать, потребовав высылки акта об освидетельствовании храма от 30 марта 1913 года, вторично комиссия собралась 27 июня 1913 года. 15 июля 1913 г. строительное отделение уведомило духовную консисторию, что с её стороны препятствий к открытию храма нет.
Строительство деревянного храма во имя Вознесения Господня вместо кирпичного, началось в декабре 1912 года и закончилось в июне 1913 года. Вознесенская церковь стала седьмым храмом города. В декабре 1912 года через город проезжал томский архиепископ Макарий, назначенный митрополитом московским и коломенским. В поданном ему адресе говорилось о том, что 6 православных храмов украшают город. Конкретно это были: Александро-Невская, Покровская, Воскресенская, Казанская, Пророко-Данииловская церкви и церковь 41 Сибирского стрелкового полка в военном городке, построенная в 1910 г. В числе градо-николаевских церквей она не упоминалась. Но уже в сибирском торгово-промышленном ежегоднике, вышедшим в Красноярске в 1915 году говорится о том, что в настоящее время в городе насчитывается семь православных храмов. В январе газета «Алтайское дело» опубликовало сообщение о последнем заседании строительного комитета. В нем сообщалось о ликвидации комитета в связи с окончанием всех работ и выражалась благодарность всем жертвователям и лицам, принявшим посильное участие в строительстве храма. Всего постройка храма обошлась в 9654 рубля 35 коп., не считая пожертвованного материала: кирпича, камня и извести. Из них 3000 рублей было пожертвовано генерал-лейтенантом Аркадием Выкуловским-Донзинским. В годы гонений на Церковь Вознесенский храм был закрыт (1938-1939 гг.). Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна.
С августа 1943 года Новосибирской епархией управляет архиепископ (впоследствии митрополит) Варфоломей. В марте 1944 года по благословению Владыки Варфоломея его секретарь о. Никандр съездил в Москву с прошением об открытии в городе второй церкви – Вознесенской. В конце 6 недели Великого Поста было получено решение Совета по делам Русской Православной Церкви об отдаче верующим Вознесенского храма. Иконостас, престолы, подсвечники и пр. – всё оказалось в порядке. В Великую Среду вечером Владыка Варфоломей совершил малое освящение храма. С Великого Четверга начались в нём службы. В 1946 году началось строительство нового придела. 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. В чин собора церковь произведена в 1947 году, когда уже была организована кафедра митрополита и построены два новых придела. Кроме главного храма (придела) существует ещё три: правый – во имя Преподобного Серафима Саровского, левый – во имя Святителя и чудотворца Николая и нижний храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского и Святого праведного Гедеона праотца. Перестройка деревянного храма в кирпичный началась в 1988 году. После реконструкции храма в 1989 году на VII Всероссийском смотре лучших архитектурных произведений работа Новосибирских зодчих, создавших новый облик Вознесенского собора, была удостоена высшей награды – диплома 1-й степени и медали Союза архитекторов России.
http://diamondsteel.ru/cultarchitecture/novosibirsk/2/
Жизнь собора, пусть даже на бумаге, началась 9 марта 1912 г. Тогда на очередном заседании Городская Дума Новониколаевска приняла решение безвозмездно выделить участок земли площадью 1138 кв. саженей на постройку нового храма в районе Турухановской площади.
Турухановскую площадь образовывали улицы Турухановская (современная улица Ленская), Переселенческая (1905 г.) и Кабинетская (Советская). Был образован комитет по постройке храма под председательством новониколаевского священника Александра Смычкова. В народе бытует второе название Вознесенской церкви — Турухановская, по названию улицы. Некоторые упоминают купца Туруханова, якобы построившего на свои средства церковь; но на самом деле такого купца никогда не было. В газетах того времени печаталось о намерении горожан строить кирпичный храм, а до окончания строительства временно поставить деревянный молитвенный дом, как это было при постройке собора Александра Невского. С этой целью Комитет по строительству и Городская Управа возбудили ходатайство перед Святейшим Синодом о выдаче ссуды в размере 2025 тыс. рублей для каменного храма. Но надеждам горожан, к сожалению, не удалось сбыться. Из Петербурга пришла резолюция о том, что из специального фонда могут выделить лишь 5000 рублей. Комитет и Городская Управа не располагали необходимой суммой, поэтому решено было строить деревянный храм и отказаться от постройки молитвенного дома.
Строительство храма непосредственно велось с декабря 1912 года до весны 1913 года. 6 апреля 1913 года Новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новый храм в честь Вознесения Господня. Храм располагался на тогдашней окраине города.
В 1924 году указом Священного Синода была образована Новониколаевская (а позднее — Новосибирская) Епархия. По благословению первого архиерея новообразованной епархии митрополита Никифора (Асташевского) в 1925 году началась реконструкция Вознесенской церкви — был сооружен придел во имя святителя Николая Чудотворца, который освятил сам владыка Никифор.
1937 год ознаменовался массовыми арестами духовенства и мирян, закрытием и уничтожением храмов. В Новосибирске был арестован и расстрелян преемник умершего в том же году митрополита Никифора архиепископ Новосибирский Сергий (Васильков), многие священнослужители и верующие миряне. Практически все городские храмы были закрыты. Был закрыт и Вознесенский собор. Точная дата закрытия храма не установлена. Известно лишь, что периодически храм использовался как зернохранилище.
В 1943 г. на Новосибирскую кафедру был назначен архиепископ Можайский Варфоломей (Городцов), который по прибытии в город стал хлопотать о возвращении Вознесенского храма верующим. Просьбу владыки удовлетворили, и в 1944 году, на Страстной Седмице состоялось освящение вновь открытого храма. Об этом радостном событии владыка Варфоломей вспоминал в своем дневнике так: «В марте же месяце Господь помог нам получить для Новосибирска вторую церковь: Вознесенскую (Туруханскую); о ней хлопоты верующие давно начали, уже более двух лет; но в этом году мой секретарь о. Никандр съездил в Москву, где нужно изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь. В конце 6 недели Великого поста получено было решение Совета по делам Православной Русской Церкви об отдаче верующим этого храма. Храм этот сравнительно большой, ремонта настоятельного не требовавший, — иконостас, престолы, подсвечники и пр. — все оказалось в порядке; поэтому я, после того как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером совершил малое освящение храма, и с Великого Четверга начались в нем службы — к великой радости всего народа.
Церковь за всеми службами была переполнена народом, а в Пасхальную ночь стоял в церкви такой гул от множества народа, что и служить было трудно; а когда мы вышли с крестным ходом из церкви, то увидели, что и вся обширная ограда была переполнена народом, ночь была теплая, тихая, свечи у всех горели, — картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению и новооткрытому храму». Именно чаяниями митрополита Варфоломея в Вознесенском кафедральном соборе был построен третий придел — во имя преподобного Серафима Саровского, освященный 28 декабря 1947 г., где в 1956 г. Владыка обрел вечный покой.
С 1956 года отношения между Церковью и государством стали весьма сложными. Усилившаяся атеистическая пропаганда, закрытие многих храмов, регламентация всех действий священнослужителей, и подавление всякой инициативы характеризуют это многотрудное время. В этот период на территории собора трудами архиепископа Павла (Голышева) сооружается каменный крестильный храм взамен обветшавшего деревянного.
К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришел в ветхость. 12 февраля 1971 г. рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине. Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году Преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин) (позднее митрополит Ставропольский и Владикавказский), принял решение о реставрации собора. По инициативе владыки Гедеона в 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор и заменены внутренние колонны. Новые кирпичные стены после строительства были скрыты деревянной обшивкой, с целью сохранения общего вида деревянного храма. На этом реконструкция Вознесенского кафедрального собора не закончилась. В 1976 г. стены всех трех алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 г. был устроен нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца, освященного архиепископом Гедеоном.
Далее по благословению владыки Гедеона была проведена полная реконструкция Вознесенского кафедрального собора. Руководил работами тогдашний настоятель храма протоиерей Димитрий Будько (позднее архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний). Реконструкцию приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В.П. Авксентюк.
К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции собора не было разрешено сделать его еще выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, однако он стал подлинным украшением Новосибирска. В несколько этапов из скромного деревянного здания был сооружен просторный каменный, расписанный внутри и украшенный снаружи храм. В 90-е годы продолжилось благоустройство Собора и прилегающей территории. По проекту архитектора Б.А. Захарова выстроены часовня во имя «Всех Святых, в земле Сибирской просиявших» (1996 г.), административный корпус (1998 г.). В 1999 году, к празднованию 75-летия Новосибирской епархии был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма.
По благословению ныне правящего архиерея — Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона на территории собора построены: здание Новосибирского Епархиального управления, здание епархиального склада, гараж и подсобные помещения. Со стороны ул. Гоголя сооружен дополнительный вход на территорию собора. К существующему административному корпусу прихода Вознесенского кафедрального собора было пристроено дополнительное здание, первый этаж которого занимает церковная лавка. На главном куполе храма установлен новый крест, а сам купол и колокольня позолочены.
В 2011 году были частично поновлены росписи в соборе, отреставрированы и вызолочены иконостасы в Серафимовском и Никольском приделах. А также реконструировано крыльцо и навешаны новые входные двери в храм. В 2013 году отмечалось 100-летие Вознесенского кафедрального собора и 25-летие со дня полной реконструкции этого храма.
Автор Е. Шабунин «Из деревянного — в каменный (история реконструкции Вознесенского кафедрального собора)». С сайта «Образование и православие».
Вознесенский собор – главный храм города Новосибирска. В нем расположена кафедра Архиерея, управляющего Новосибирской Епархией. Настоятелем Вознесенского кафедрального собора является епархиальный Архиерей — Высокопреосвященнейший Тихон, Митрополит Новосибирский и Бердский.
Первоначально Вознесенская церковь была однопрестольная, деревянная, с колокольней в одной связке, крытая железом. Строилась церковь с разрешения епархиального начальства тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года Благочинный новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил новосооруженный храм.
Расположенный на северной окраине города, храм являлся тогда одним из самых бедных в Новониколаевске. Согласно указу Святейшего Синода, штат Вознесенской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. Первым настоятелем храма был священник Гавриил Лебедев. Преемником отца Гавриила по настоятельству стал священник Василий Курков…
В докладе второго настоятеля храма священника Василия Куркова от 16 марта 1915 года указывается на отдаленное местоположение храма («на окраине города») и на крайне бедственное положение прихожан. По словам отца Василия, дома прихожан в большей своей части состояли из «наскоро сколоченных маленьких лачужек, довольно ярко говорящих о материальном положении их обитателей» (ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 89. Л. 4,4 об.). Население прихода было самое разнообразное, что называется, «с Камы, с Волги»: здесь и татары, зыряне, плохо говорящие по-русски, «много иноверцев и инославных, а главное, что печальнее всего, широко развито сектантство. Прихожане по своим занятиям в большинстве чернорабочие, мелкие ремесленники, перебивающиеся кое-как, живущие исключительно своим дневным заработком. Люди материально совершенно не обеспеченные. Ежедневная погоня за куском насущного хлеба, низкий уровень умственного развтия, отсутствие необходимой сплоченности и солидарности в общеприходской жизни и духовных запросах высшего порядка, а также религиозное шатание вследствие пропаганды сектантства — все это, вместе взятое, направляет религиозную жизнь прихода на ложный путь, делая весьма затруднительной всеобщую попытку причта что-либо создать в этом новом и совершенно неустроенном приходе», — писал священник Василий.
При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения.
С 1924 года, когда указом Святейшего Синода была образована Новониколаевская (а позднее Новосибирская) епархия, в истории Вознесенской церкви начинается новый период. Трудами первого архиерея – митрополита Никифора (Асташевского; †1937) в 1925 году к Вознесенской церкви был сооружен придел во имя Святителя Николая и Чудотворца. Преемник митрополита Никифора, архиепископ Сергий (Васильков) прослужил недолго. В 1937 году он вместе с группой мирян и священников, среди которых был протоиерей Василий Курков, был арестован и расстрелян.
В годы гонений на Церковь Вознесенский храм был закрыт (1938-1939 гг.). Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна. В Новосибирске, имевшего почти миллион жителей, осталась только одна действующая маленькая Успенская церковь. С августа 1943 года Новосибирской епархией управляет архиепископ (впоследствии митрополит) Варфоломей (Городцев; †1956).
В апреле 1944 года в Вознесенской церкви возобновилось богослужение. Вот что пишет по этому поводу Владыка Варфоломей в своем дневнике: «В марте месяце Господь помог нам получить для Новосибирска вторую церковь: Вознесенскую (Туруханскую); о ней хлопоты верующие давно начали, уже более двух лет; но в этом году мой секретарь отец Никандр съездил в Москву, где нужно изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь. В конце шестой недели Великого Поста получено было решение Совета по делам Русской Православной Церкви об отдаче верующим этого храма. Храм этот сравнительно большой, ремонта настоятельного не требовавший, — иконостас, престолы, подсвечники и пр. — все оказалось в порядке; поэтому я, после того, как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером совершил малое освящение храма; и с Великого Четверга началась в нем служба — к великой радости всего народа; церковь за всеми службами была переполнена народом, а в Пасхальную ночь стоял в церкви такой гул от множества народа, что и служить было трудно; а когда мы вышли с крестным ходом из церкви, то увидели, что и вся обширная ограда была переполнена народом, ночь была теплая, тихая, свечи у всех горели, — картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению, и новооткрытому храму».
Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме П.П. Созоненок в своих информационных докладах о состоянии и деятельности православной церкви по Новосибирской области на 15 декабря 1946 года и за время с 1 апреля по 1 июля 1946 года отмечает: «В обычные воскресные дни Вознесенскую церковь, где служит архиепископ, посещает до 900 человек, Успенскую церковь — 250-300 человек, в будние дни в Вознесенской бывает 250-300 человек, в Успенской — 60-80 человек». «В Пасху при освящении куличей Вознесенскую церковь посещают до 5000 чел, Успенскую — до 2500 чел., в Троицу Вознесенскую церковь посещают до 4000 человек, Успенскую до 1500 чел, в престольные праздники Вознесенскую около 3000 чел., Успенскую — до 1000 чел.»
В конце марта 1946 года на Вознесенскую церковь были подняты колокола. Вот что пишет тов. П.П. Созоненок об этом событии: «В марте с.г. церковным советом Вознесенской церкви на одном из заводов 179 комбината куплен находящийся на складе завода церковный колокол весом 21 пуд. Этот колокол и 6 колоколов малого размера в 8 килограмм и меньше в конце марта подняты на церковь и производится колокольный звон».
Много сил и средств употребил архипастырь для реставрации и благоустройства Вознесенской церкви. В 1946 году его заботами началось строительство нового придела. А 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела во имя преподобного Серафима Саровского. Владыка Варфоломей очень любил Вознесенский храм и по блаженной кончине своей в 1956 году нашел здесь место своего упокоения. Гробница почившего в Бозе старца находится в Серафимовском приделе.
В чин собора Вознесенская церковь произведена в 1947 году, когда уже была организована кафедра митрополита и построены два новых придела.
В годы Великой Отечественной войны духовенство Новосибирской епархии и, в частности, Вознесенского собора не осталось равнодушным к горю, постигшему все Отечество. По инициативе и с благословения архиепископа Варфоломея среди клириков и мирян был организован сбор пожертвований. На нужды армии и фронта в период с 1944 по 1945 год от Вознесенского кафедрального собора поступило 1686 тысяч рублей. В 1947 году медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были награждены Управляющий Новосибирской епархией архиепископ Варфоломей и благочинный церквей города Новосибирска и секретарь Новосибирской епархии архимандрит Никандр (Вольяников). В числе священнослужителей епархии было много фронтовиков.
С 1956 года отношения между Церковью и государством стали весьма сложными. Усилившаяся атеистическая пропаганда, закрытие многих храмов, регламентация всех действий священнослужителей и подавление всякой инициативы характеризуют это многотрудное время. Но жизнь собора продолжалась. По благословению митрополита Нестора (Анисимова; †1962) над могилой владыки Варфоломея устраивается надгробие, а трудами архиепископа Павла (Голышева; †1979) сооружается каменный крестильный храм взамен обветшавшего деревянного. К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришел в ветхость. 12 февраля 1971 года рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине.
Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин; †2003) сразу же озаботился состоянием здания храма. В 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор, заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения были скрыты под деревянной обшивкой, чтобы сохранить общий вид деревянного храма. В 1976 году стены всех трех алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 году был устроен нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца. Далее по благословению митрополита Гедеона была проведена полная реконструкция Вознесенского кафедрального собора. Руководил работами тогдашний настоятель храма протоиерей Димитрий Будько (архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний). Реконструкцию приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В.П. Авксенткж. К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции собора органы государственной власти не дали разрешения сделать его выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, однако он стал подлинным украшением Новосибирска. В несколько этапов скромное деревянное здание было преобразовано в просторное каменное, расписанное внутри и прекрасно украшенное снаружи.
В 1989 году на VII Всероссийском смотре лучших архитектурных произведений работа Новосибирских зодчих, создавших новый облик Вознесенского собора, была удостоена высшей награды – диплома 1-й степени и медали Союза архитекторов России.
Архитектура храма стройна, без излишеств. Теперь у собора не пять, как раньше, а семь золоченых глав. Над входом с западной стороны вознесен крест. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проемами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол — благовестный — определен в центре звонничной площадки. Он украшен изображениями Богоматери, святителя Николая Чудотворца, рядом шестикрылых Серафимов, трафаретным растительным орнаментом, рельефными поясками. По нижней окружности его опоясывает текст: «Благовествуй, земли, радость велию» и «Хвалите, небеса, Божию славу». Колокол был изготовлен на заводе Оловяшниковых в Ярославле. Три козырька, один над другим возносящиеся к колокольне, создают впечатление выступающего входа.
В соборной ограде расположено крестильное помещение с храмом в честь Богоявления (Крещения) Господня, где ежедневно совершается Таинство Крещения. По проекту архитектора Б.А. Захарова выстроены часовня в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших в 1996 году и административный корпус в 1998 году. В 1999 году, к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма.
С сайта Вознесенского собора по материалам из книги Е. Шабунина «Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель» и статьи «Из деревянного в каменный».