Новощапово. Церковь Троицы Живоначальной.

Некогда величавый, пятиглавый, с трехъярусной колокольней, храм Пресвятой Троицы, был построен в 1835 году. Имел три престола: главный — в честь Святой Троицы, и два малых — во имя Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая. Закрыли храм в 1930-х годах. В 1941 году колокольню взорвали, уже после ухода немцев. В сороковых годах на месте колокольни было построено кирпичное здание, в котором работал стеклодувный цех. В 1970-х годах к храму были пристроены современные постройки для расширения стеклодувного производства. Первая служба после долгого перерыва была на Рождество 1995 года в храме без крыши, креста, главок. Вместо верхнего ряда окон были дыры. Роспись частично сохранилась только в алтаре. Полы практически не сохранились. В востановлении храма помогали АО «Русь», местные жители, Клинская администрация.
Из книги «Клин Православный», серия «Православие сегодня», фонд «Христианская жизнь». — Клин, 1998г. 

Самое раннее упоминание о существовании храма близ нынешнего села Новощапово относится к ХVI веку. Храм тогда находился в селе Опалево, названное так по фамилии владельца. Так, в одном из исторических документов Клинского уезда за 1550 год упомянут некто Никита Семенович Опалев. Село это находилось недалеко от пустоши Малое Щапово, преобразованное потом в село Новощапово. Наиболее вероятно, что расположенное на дороге Клин-Дмитров, как и большинство сёл по этой дороге, Опалёво было полностью разорено польско-литовскими шайками, а находившаяся в нём деревянная церковь, сожжена. В документах от 1624 года, разорённое село Опалево в годы Смуты, уже именуется пустошью. В документах 1646 года уже упоминается деревня Щапово, но про храм там нет ни слова.
Осенью 1653 года патриарх Никон начинает строительство монастыря в честь Иверской иконы Богоматери на Валдайском озере. Он часто ездил на Валдай через Клин. Скорее всего проезжал он и через Щапово. Места эти ему очень понравились, и в ноябре 1653 года недалеко от Клина, он покупает сельцо Щапово с деревнями да 60 пустошей для монастырского подворья. В 1678 году из документов известно, что в Щапово «… в сельце был двор монастырский». А вот уже в документе за 1685 год есть такое сообщение о выстроенной там церкви: «В Клинском уезде… за Иверским монастырем вотчине село, что бывало поустошью Меньшое Щапово на Сомове Броду и на речке Лютенке, а в нем церковь вновь построена Живоначальныя Троицы, да в приделе Николая Чудотворца, а у той церкви поп Семион Игнатьев». В документе от 1705 года при той же церкви упоминается уже поп Аггей Семенов. Вероятнее всего, что Аггей Семенов был сыном Семиона Игнатьева, упоминается в этом документе и сельский храм: «Церковь деревянная, со всей церковной утварью». В 1723 году следует следующее упоминание: «…села Щапова церкви Живоначальной Троицы поп Елисей Агеев…».
В 1756 году построено новое деревянное здание церкви: «…зданием — деревянная, состоит в твердости, покрыта железом. Двухпристольная: настоящая во имя Святой Троицы, да в приделе Святителя и Чудотворца Николая — холодная. Утварию церковною достаточно. Причта положено по штату 1722 года, августа 10 дня: Священник — 1, Дьякон — 1, Пономарь — 1. Приходских дворов — 205, в них душ мужска — 806, женска — 992. Земли при сей церкви усадебной две десятины, пашенной и сенокосной 31 десятина, на оную землю плана и межевой книги не имеется, а показана обще с обывателями того села в экономическом плане; сею землею священно и церковнослужители владеют сами». Все эти данные указаны в выписке из клировых Ведомостей за 1827 год.
Документ за 1767 год сообщает о смене владельца села: «Щапово, село Подгородского стана, владение Коллегии экономии, ранее Иверского монастыря и Клинского яма. Писцовая церковная земля церкви Троицы, что в селе Щапово, церковь и кладбище». С 1770 по 1805 год настоятелем церкви Живоначальной Троицы был священник Гаврила Климентов, с 1805 до 1854 года — Фёдор Никитич Наумов. В годы настоятельства Фёдора Наумова, взамен обветшавшей деревянной церкви в Щапове, 11 (24) сентября 1832 года на новом месте, у деревни Максимково, что на тракте из Клина в Дмитров заложена новая, каменная церковь «…кладкою кроме колокольни кончена, покрыта железом, и один предел в трапезе приготовлен к освящению». В том же 1832 году кладкою доведена до сводов, кроме колокольни.
Предположительно автором проекта и строителем храма выступил сам настоятель и ктитор Ф. Н. Наумов. Старая деревянная церковь Живоначальной Троицы в селе Щапово продолжала действовать, но уже как кладбищенская, при которой совершали захоронения. Колокольня у деревянной церкви с разрешения управляющего епархией была разобрана и употреблена на обжиг кирпичей предназначенных для строительства нового каменного храма. Эти кирпичи изготавливали тут же — на месте строительства. Старая деревянная церковь просуществовала на прежнем месте до 1847 года, после чего была упразднена и разобрана. Спустя некоторое время, в память о разобранной церкви, была поставлена часовня, не сохранившаяся до наших дней. Сейчас на этом месте стараниями прихожан водружён Поклонный крест, у которого в летнее время совершаются водосвятные молебны.
Построена новая церковь была из красного кирпича, с использованием множественных белокаменных деталей. После завершения строительства, фасады кирпичного храма были оштукатурены и выкрашены белой краской. Проект храма изначально был выполнен в класицистических и псевдоготических формах. К основному объёму были пристроены портики с элементами коринфского ордера, увенчанные фронтонами, сильно пострадавшие от времени, а окна были обрамлены стрельчатыми наличниками, такой же «готический» рисунок имеют все кирпичные фризы, украшающие второй ярус. Сама церковь была построена по осевой композиции, центром которой является большой двусветный четверик, который венчало пятиглавие, поставленное на сомкнутый свод. Трапезная со стрельчатыми окнами соединяла основной объём храма с трёхъярусной колокольней. Новый Троицкий храм, в отличие от его предшественника, деревянного, стал иметь теперь не два, а три престола, кроме главного, холодного, в честь Живоначальной Троицы, в трапезной части были устроены тёплые приделы, во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящён 29 июня (12 июля по н. ст.)) 1836 года и в честь Казанской иконы Божией Матери (освящён 26 июня (9 июля по н. ст.) 1838 года). Об этом сказано в Клировых ведомостях за 1847 год. Датой постройки нового каменного храма принято считать 1835 год.
Фёдор Никитич Наумов, один из самых авторитетных священнослужителей Клинского уезда в те годы, член Клинского духовного правления, в 1836 году был награждён набедренником, а в 1842 году пожалован бархатной фиолетовой скуфьёю. В 1862 году батюшку похоронили за алтарём новой, им выстроенной церкви. До сегодняшнего дня сохранилась верхняя часть надгробия из чёрного мрамора, на котором выбиты имена трёх человек. Это — сам иерей Фёдор Никитич Наумов, его супруга, Евдокия Алексеевна и её сестра, Ольга Боголепова. С 1854 по 1894 год в Троицком храме священствовал Николай Фёдорович Наумов, младший сын Фёдора Никитича, выпускник Вифанской семинарии. 11 сентября 1898 года Высокопреосвященным Владимиром митрополитом Московским и Коломенским, в Троицкий храм определён священником Илья Фёдорович Любимов, выпускник Спасо-Вифанской семинарии. С октября 1910 года настоятелем Троицкого храма служил священник Николай Егорович Крестников. Могила его сохранилась, находится за алтарём Троицкого храма. С 25 января 1915 года в храме села Новощапово начал своё дьяконское служение Фёдор Воздвиженский, рукоположенный Высокопреосвященнейшим Макарием (Парвицкий-Невский), митрополитом Московским и Коломенским. На долю этого батюшки пришлись самые тяжёлые годы Русской Православной Церкви.
Буквально с первых дней советской власти началось активное закрытие монастырей и приходских храмов. В 1918-1920 гг. в административном порядке было закрыто 673 монастыря из 1025 дореволюционных обителей. Закрыто было также несколько тысяч приходских храмов. Многочисленные протесты монахов и прихожан не принимались в расчёт. Не смотря на гонения власти РПЦ не осталась в стороне от народного бедствия — бушевавшего в стране голода. 22 августа 1921 года Патриарх Тихон выпустил Послание, в котором призывал верующих людей всех конфессий, как в России, так и во всём мире к помощи голодающим. К февралю 1922 года Церковь собрала более 8 962 000 рублей — огромную по тем временам сумму, не считая драгоценностей и натуральной помощи (продуктами) голодающим. Не остался в стороне и Троицкий храм села Новощапово, из которого были изъяты церковные ценности под предлогом. «В помощь голодающим Поволжья». Всего было изъято 23 серебряных предмета. Чистый вес составил: 2 пуда, 8 фунтов, 18 золотников. Это были серебряные ризы с икон, лампадка, кадила, 2 обложки от 2 крестов и 2 венчика. До закрытия Троицкого храма, служил в нём протоиерей Александр Смирнов, после переведён в Скобященскую церковь города Клина.
В 1937 году церковь в Новощапово была закрыта, а оставшаяся церковная утварь и иконы были вывезены в неизвестном направлении. Начиная с 1942 года, после ухода немецко-фашистских войск с Клинской земли, были неоднократные попытки полного разрушения здания Троицкого храма, но с Божьей помощью этого не произошло. Спустя несколько лет после закрытия были сброшены колокола и кресты, снесены главки с барабанами, выбиты стёкла и двери, уничтожены настенные росписи. 9 ноября 1950 года всё-таки была взорвана колокольня, а на её месте к трапезной храма было пристроено кирпичное здание администрации стеклодувного цеха, а в самом храме хранили готовую продукцию. В 1970-х годах к зданию церкви пристроили дополнительные пристройки, сделанные для расширения стеклодувного производства. В 1992 году, после закрытия производства, здание храма передали вновь образованной приходской общине. К этому времени храм уже не представлял собой культовое сооружение с необходимой атрибутикой.
Возрождение прихода Троицкого храма началось в 1993 году. 10 октября 1994 года Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма в Новощапово был назначен священник Алексий Викторович Усков. Постоянные богослужения стали проводиться с Рождества 1995 года в небольшом помещении 2-х этажной пристройки, где была оборудована временная церковь, сам храм для проведения богослужений не был обустроен. Начались постепенные работы по подготовке помещений: расчистка храма и вывоз мусора, остекление церкви и восстановление кровли. Прошло совсем немного времени и вот уже в тёплое время года церковные службы стали совершаться в большом летнем храме, а с появлением отопления — начали проходить в нём круглогодично. В помещениях пристройки, где раньше размещалась временная церковь, сейчас находятся церковная библиотека, трапезная, ризница и рабочий кабинет настоятеля. По благословению настоятеля Троицкой церкви на верхней части отсутствующей колокольни была устроена временная деревянная звонница, для которой стараниями прихожан были приобретены, освящены и подвешены 7 бронзовых Шуваловских колоколов. На пасхальные праздники 2014 года жители села Новощапово вновь услышали радостный колокольный звон, который не разносился с колокольни Троицкого храма с 1937 года.
С сайта: trockiyhram.cerkov.ru/2015/03/22/letopis-troickogo-hrama

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?