Ярославская область. Село Новоселье. Воскресенская пустынь Феодоровского монастыря. К западу от Феодоровского монастыря, верстах в 4-х от него, недалеко от усадьбы Ботик, где хранятся остатки флотилии Петра I, усилиями игуменьи Евгении в конце XIX века была построена Воскресенская пустынь. «В 1888 году, февраля 1-го дня, произведен ввод во владение пожертвованной Феодоровскому монастырю купцом Василием Борисовичем Глинским земли при сельце Воскресенском (в советское время переименованном в Новоселье) с пустошами». Смежная с пустынью земля была позднее пожертвована монастырю московским купцом В.И. Моховым. Сохранилась записка В.Б. Глинского датированная 1889 годом и составленная от лица упомянутого благотворителя, несомненно, при участии самой игуменьи Феодоровского монастыря Евгении, поскольку исправления и добавления в текст вносились ее рукой: « В память ознаменования чудесного спасения жизни Его Императорского Величества Императора Александра Александровича и Его Августейшего Семейства, в истекшем 1888 г. 17 октября, я желаю устроить храм во имя святого благоверного великого князя Владимира в местности Переславского уезда, местечко называется Воскресенское». Напомним читателям, что Всесвятская пустынь при станции Берендеево была организована по тому же поводу. Возможно, что это же событие вдохновило энергичную игуменью и на создание Алексеевской пустыни. Полученная земля пустовала около года, пока не появился новый повод обратиться к епархиальному начальству с просьбой о строительстве храма. Видимо, помимо гипнотического дара склонения благотворителей на щедрые пожертвования, Евгения была еще и тонким политиком, потому как все ее просьбы в итоге получали одобрение церковного начальства, а идеи воплощение. Храм Святых мучеников Бориса и Глеба в Алексеевской пустыни был построен на средства купца Владимира Борисовича Глинского «для вечного поминовения» его отца по проекту выдающегося исследователя и знатока древней русской архитектуры академика Владимира Васильевича Суслова. Позволим себе задержать внимание читателей на этой личности. В.В. Суслов родился 13 июля 1857 года. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1877 году и академию художеств в 1892 году со званием классного художника архитектуры 1-й степени. Работал в Санкт-Петербурге, был выдающимся исследователем и знатоком древнерусского зодчества, архитектором реставратором, одним из инициаторов охраны памятников истории и культуры России. Ездил в экспедицию по старым русским городам. В 1898 году издал книгу «Памятники древнего русского зодчества». После 1917 года был назначен заведующим архитектурной секцией Отдела по охране, учете и регистрации памятников искусства и старины при Наркомпросе РСФСР. С группой специалистов в 1921 году выехал в экспедицию в Поволжье, однако тяжелая болезнь прервала работу, и в августе 1921 года В.В.Суслов скончался. Кирпич для храма приготовлялся на месте. Для этих целей был построен кирпичный завод за территорией пустыни. Каменщики, печники и штукатуры были выписаны из Москвы, а слесарные и кровельные работы выполнили переславские мастера. Изразцы изготовлены специально для данной церкви по старинным образцам господином Харламовым из Санкт-Петербурга. Восточная сторона храма выходила на проезжую дорогу вдоль деревни. Были устроены подвальный этаж, хоры, отдельные помещения для библиотеки и для ризницы. Чтобы изолировать прихожан от монашествующих, для них сделали вход через галерею прямо с улицы. Вход для монашествующих был с западной стороны. Наблюдения за работами вел сам В.В.Суслов. Иконостас был сделан по его указаниям петербургским мастером А.В.Шутовым в русском стиле XVII века с отделкой золотом, серебром и эмалевыми красками. Храм Бориса и Глеба в Алексеевской пустыни был освящен 19 июля 1894 года. Содержание храма благотворитель В.Б.Глинский обеспечил отдельной суммой. Церковь была обильно снабжена священническими облачениями и церковной утварью, имела мозаичный пол и духовое отопление. Пустынку огородили каменной стеной, внутри построили два больших деревянных дома для монахинь и послушниц, скотный двор, погреба, сараи, особый дом для рабочих. Вне ограды – каменный дом для священника, которому было назначено то же содержание, что и в Алексеевской пустыни – проценты с капитала в 10 000 рублей. В советское время пустынь была закрыта, храм пустовал. После разрушения шатра и верхней части стен, в нем был устроен клуб и библиотека. Но после пожара на месте храма остались голые стены. Были разрушены ограда, кельи и многие хозяйственные постройки. Увидим ли мы былое великолепия храма, покажет время… По книге протоирея О. Пэнэжко «Храмы и монастыри Переславля-Залесского и окресностей». Владимир, 2007 г.
По сохранившейся фотографии и обмерам
оставшегося объема храма путем
пропорционирования был составлен эскизный проект восстановления храма Бориса и
Глеба, и в 2010 году начались восстановительные работы по храму.
В первую очередь была перенесена на другую
сторону дороги автобусная остановка, которая располагалась у храма, а
остановочный павильон непосредственно примыкал к алтарю. Затем внутреннее
помещение храма и подвал были очищены от строительного и бытового мусора. Через
подвал храма проходила магистральная
теплосеть. Подвал заливало из-за частых протечек. Теплосеть была вынесена за пределы храма.
Четверик храма был покрыт временной кровлей, а также были закрыты временными
рамами оконные проемы. Это дало возможность
проводить строительные работы внутри храма.
Внутри
храма были вновь возведены разобранные кирпичные столбы. На столбы были
установлены подпружные железобетонные арки в кирпичном каркасе, а на арки
поставлен восьмерик, выложенный из
кирпича. Восьмигранный шатер был выполнен в дереве. Декоративные детали
(кокошники, пилястры карнизы и другие) и оконные проемы утраченных частей храма
восстанавливались в соответствии со старой фотографией и по аналогии с
сохранившимися элементами. Восстановленное с западной стороны шатровое крыльцо
дополнено звонницей.
В
настоящее время необходимо провести
кровельные работы и установить главки с крестами. Предполагается также
восстановить утраченные изразцы.
В
храме святых благоверных князей Бориса и Глеба в праздничные дни проводятся
молебны.