Новомосковск. Собор Троицы Живоначальной.

2 июня 1775 г., за несколько дней до уничтожения Запорожской Сечи, заложенное место под Свято-Троицкий храм было освящено и началось его строительство. Для строительства новой Святыни Самарские запорожцы пригласили мастера из Новых Водолаг Харьковской губернии Акима Погребняка. На собравшемся Совете «почтенных батькив» Слободы он предложил построить церковь с 9-ти куполами и нарисовал ее на доске. Запорожцы пришли в восхищение и поручили мастеру ее строительство за 2.000 рублей, из которых Погребннк тотчас изъявил желание пожертвовать на новую церковь 24 рубля. Общая стоимость постройки Собора обошлась в 16.763 руб. 71 коп. Строительство было закончено 13 мая 1778 г. его освящением. За этот шедевр деревянного зодчества выдающийся народный мастер получил своеобразный знак качества — Аттестат: «Данъ сей Государственной слободы Новыхъ Водолагъ жителю Акиму Погребняку в томъ, что онъ, Погребнякъ, по данному намъ контракту Азовской Губернiи, Екатеринославского уезда в слободъ Новоселовкъ деревянную о девяти верхахъ Трехпрестольную церковь издълкою въ совершенство привелъ докончанiе, за которую издълкою и договорную цену 1976 рублей всю полным числом он, Погребняк, отъ насъ получилъ… 1779 года, января, 10 дня. Подписи: Церкви Святотроицкой протопопъ, пять священниковъ и еще пять подписей казацкой старшины, два ктиторъ церкви».
Здание стоит на высоком кирпичном фундаменте в окружности 58 сажень, общей площадью 512 кв. м. Стены переходят прямо в башни-купола в 4-х ярусах, по три в линию, три ряда. Они связаны между собой так, что каждый служит опорой для соседних на основе равновесия, создав гармонию и красоту со всех сторон. Стены и башни-купола сложены из толстых дубовых и сосновых брусьев диаметром 40-45 см в «лапу» на деревянных шипах, без применения железных гвоздей. Средние башни-купола выше боковых, центральная из них выше средних, она высотой 35 м от земли. Купола окрашены в зеленый цвет. Снаружи все брусья-бревна обшиты деревянными досками-шилевками, прикрепленными железными гвоздями. Доски окрашены в белый цвет. Никаких поддерживающих колонн, никаких подпор и подставок как в середине, так и снаружи нет. С западной стороны к главному входу сделана каменная лестница, поставлен небольшой коридор. Такие же коридоры с лестницами имеются с южной и северной стороны здания. Внутри здание Храма еще красивее, имеет праздничный вид. В нем большой зал, общий потолок с 9-ти башнями-куполами, в стенах которых — высокие окна. Б центре и по бокам висят оригинальные люстры. У западной стороны над входом расположен балкон с чугунной решеткой — для хора. У восточной стороны — поднятый пол под алтарь. Средний главный престол, взятый из старой церкви, был освящен 13 мая 1778 г. Вновь изготовленные боковые — левый был освящен 30 августа 1780 г., правый — 10 сентября того же года. Колокольня с часами построена была впоследствии. Самый большой колокол весил 262 пуда 14 фунтов, стоимостью 7.220 руб. Голос колокола в Храме служит нитью, связывающей поколения людей.
С прибытием в Новоселицу Новомосковского уезда из бывшего Екатеринослава I и Усть-Самарской Богородицкой крепости 26 сентября 1794 г., Духовное правление 26 января 1795 г. благословило г. Новомосковск на бывшем местечке Новоселице, а Старо-Троицкую церковь впредь именовать Новомосковскою градскою соборною. Больше полстолетия простояла церковь, а в 1830 г. ее пришлось капитально ремонтировать. На это ушло 5 лет, в начале 1835 г., после освящения, она была открыта. Затем снова, почти через полстолетия, в 1837 г. Свято-Троицкий Собор находился в капитальном ремонте — перестройке с заменой старых, почти истлевших колод на стенах, новыми и заменой фундамента из кирпича-железняка. Мастер-подрядчик из Харьковской губернии Алексей Пахучий произвел перестройку в первоначальной архитектуре Акима Погребняка, на что было истрачено 31 тыс. руб.
В 1886 году была восстановлена работа Собора. О том периоде свидетельствует сохранившийся до наших дней документ перестройки Собора на обнаруженной в подполье медной плите: «В царствование Благочестивейшего Государя императора Александра III, и супруги Его Императрицы Марии Федоровны и наследника Его Цесаревича Николая Александровича по благословению святейшего правительствующего Синода, при святительстве Серапиона епископа Екатеринославского и Таганрогского, возобновился /третьим возобновлением/ девятиглавая трехпрестольная церковь сия: 1., во славу святыя, животворящия и нераздельная Троицы, 2., в честь и память святых Апостолов Петра и Павла, и 3., трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго в богоспасаемом граде Новомосковске, в лето от создания мира ЗТЧ /7396/, от Рождества Христова /1888/ года Сентября 18-го дня. Строительный комитет составляли: председатель священник Иоанникий Вахнин и члены: священники — Иоанн Мулев, Сампсон Стукановский, Василий Игнатенко и Захарий Кучеренко, и прихожане: цер. ст. Стефан Махно, Корнилий Жиров, Андрей Короленко, Алексий Полтавцов и Иоанн Чуприна, и диаконы Василий Ювченков и Федор Колодяжный, и еще избранные от прихожан: Михаил Стражевский, Павел Кравченко, Стефан Паляничка, Евфимий Грабарь, Алексий Крапива и Евфимий Стражевский и приглашенный Михаил Гоппе. Мастер-подрядчик Алексий Пахучий /Харьков, губерн./ Основася первые 1775 года Июня 2-го дня /1773 г./ освящена в среднем престоле — в 1778-м году Мая 13-го дня архиепископом Евгениям в боковых пределах — в 1780 -м году. Августа 30 дня и Сентября 8-го дня протоиереем Григорием Порохнею. Первый мастер-строитель, и в качестве архитектора, был козак Иоаким Погребняк. Обновлялась в 1830-1835-м году; по возобновлении освящена в 1635 г. Ноября 10-го дня архиепископом Гавриилом. Резал Малаховцев и сыновья».
В начале XX столетия к оригинальным деревянным фризам ручной работы внутри здания добавилась роспись масляной краской в куполах с изображением четырех евангелистов неизвестными художниками. Когда в городе появилось электричество (1927 г.), стеариновые свечи в люстрах были заменены постоянными электролампочками.
www.novosobor.dp.ua

Огромный и величественный Свято-Троицкий собор — единственный в Украине девятикупольный деревянный храм. Построен в 1775-1778 гг. по приказу последнего кошевого атамана Запорожской Сечи П. Калнышевского, под руководством самарского полковника А. Головатого на средства Войска Запорожского. Сложную 9-срубную конструкцию сложил из 559 бревен без единого гвоздя мастер-самоучка из Нижних Водолаг Харьковской губернии А. Погребняк. Руководил строительством полковник Самарской Паланки А. Головатый. Закладка храма состоялась за несколько дней до ликвидации Запорожской Сечи. После пожара 1855 г. собор восстановили в прежнем виде. Сбор средств на реставрацию проводил выдающийся историк Дмитрий Яворницкий.
В начале 20 в. к оригинальным деревянным фризам ручной работы была добавлена роспись масляной краской в куполах. В 1930 г. храм был закрыт, использовался как зерновой склад. Службы возобновлялись в период с 1942 по 1963 гг.,затем в помещении разместили историко-краеведческий музей. В 1988 г. собор возвращен верующим. Здесь хранится список иконы Самарской Божьей Матери, оригинал которого пропал еще в начале 20 в.
Из материала книги-путеводителя: Удовик С.Л. «Восточная Украина». Изд-во: Ваклер, г. Киев, 2007. 

Уездный город Екатеринославской губернии Новомосковск как в устах народа, так и в деловых письменных бумагах, назывался различными именами – то Самарою, то Самарчуком и Самарчиком, то Новоселицею и Новоселовкою. Местечко Самарчик с давних времен славилось многолюдством жителей, богатством своих естественных произведений и своими торговыми коммерческими оборотами. Самарчик – это был во всех отношениях главный город восточного Запорожья.
Свято-Троицкая церковь древностью своею превосходила многие запорожские церкви. По желанию коша запорожского около 1760 г. в Самарчике учреждено духовное наместническое правление под именем Старокайдацкого запорожского. Главный священник Свято-Троицкой церкви Григорий Порохня от митрополита Киевского пожалован чином «крестового наместника».
При Свято-Троицкой церкви было 6 наличных служащих священников, но, по огромному народонаселению, около 1771 г. и этого количества было недостаточно для удовлетворения духовных нужд и религиозных потребностей народа. Кош запорожский и Старокайдакское крестовое наместническое духовное правление вынуждены были просить преосвящ. Гавриила, митрополита Киевского, дать им еще одного священника в просительной бумаге от 25 апреля 1772 г. за № 45…
Старая Свято-Троицкая церковь от времени сделалась во многих местах ветхой и для умножившегося народа непоместительною, посему самарский полковник, старшина и прихожане решились в другом месте устроить новую трехпрестольную церковь, главный престол во имя Пресвятой Троицы, а по бокам на правой стороне – св. первоверховных Петра и Павла, а на левой – трех свят. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Мая 21 1774 г. духовное правление запорожской Старокодацкой крестовой наместнии у Киевского митрополита просило разрешения на постройку новой трехпрестольной церкви. Благословительную грамоту от митрополита Гавриила привез в Самарчик иеромонах Давид. 2 июня 1775 г. освящено место и заложена церковь. Работы по устройству церкви производил… казак из Водолаги Иоаким Погребняк. Он в Самарском Свято-Николаевском монастыре «часто искренне молился Господу Богу и просил св. Николая умудрить его в деле постройки Самарчицкой Новоселицкой церкви» и, действительно, Погребняк устроил в Самарчике трехпрестольную церковь весьма искусно и затейливо, о девяти главах, без всяких колонн и подставок как внутри, так и снаружи, на удивление всему Запорожью.
Весною 1778 г. преосвящ. Евгений, архиепископ Славенский и Херсонский, обозревая свою епархию, прибыл в Екатеринославль для освящения места под церковь Сошествия Св. Духа и для закладки самого храма, и обывателям Самарчика хотелось, чтобы преосвящ. Евгений посетил их город и освятил главный престол в их новостроящейся церкви.
Церковь во всех отношениях давно уже была отделана, работались только одни иконостасы, узорчатые, прорезные, требовавшие долгого времени, и иконы для них. Поручик, смотритель слободы Новоселицы, Антон Головатый, «голословных дел разбиратель» Федор Белый, ктитор Яков Легкоступ, полковый старшина и ктитор Павел Коржевский, войсковой хорунжий Герасим Руденко, полковой хорунжий Иван Черевко и многие другие, по общей раде с духовенством, решились поставить временно на главном престоле иконостас из старой церкви и просить преосвящ. при старом иконостасе освятить главный Свято-Троицкий престол. Преосвящ. Евгений изъявил на это полное согласие и 13 мая 1778 г. с архимандритом Феоктистом освятил в Новоселовке Троицкую церковь и совершил в ней первое богослужение и священнодействие.
От 12 августа 1780 г. Екатеринославское духовное правление, за подписью Нефорощанского наместника иеромонаха Амфилохия и иерея Лаврентия Яновского, доносило преосвящ. Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что в слободе Новоселице в трехпрестольной церкви боковые приделы работою совершенно окончены, всем необходимым достаточно снабжены и вполне готовы к освящению; в среднем главном строится иконостас, а иконостас старой церкви взят уже в слободу Козырщину, а потому духовное правление просило у преосвящ. благословения и разрешения немедленно освятить в Новоселицкой Троицкой церкви боковые приделы. По надлежащей справке к делу святительская грамота на освящение боковых приделов была выдана, и Новоселицкий протопоп Григорий Порохня 30 августа 1780 г. освятил Петропавловский придел, а 8 сентября того же года Трехсвятительский на выданных освященных антиминсах, о чем бумагою от 10 сентября 1780 г. и донес непосредственно в Славенскую духовную консисторию.
Доношением от 2 января 1781 г. протопоп Григорий Порохня представлял преосвящ. Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что боковые приделы Петропавловский и Трехсвятский им, Порохней, освящены, в среднем приделе сделан новый иконостас, также и жертвенник, иконы иконописною работою покончены и поставлены уже в своих местах, и потому просил у преосвящ. разрешения и благословения освятить новоустроенные иконостас и жертвенник. По состоявшемуся определению консистории означенные новопоставленные иконостас и жертвенник Троицкой церкви 18 апреля 1781 г. наместником Амфилохием освящены, о чем донесено консистории.
В мае месяце 1782 г. преосвящ. Никифор посещал Новоселовку, обозревал девятиглавую трехпрестольную церковь и восхищался великолепием и благоустройством ее. В июле 1793 г. Павлоградское духовное правление, по распоряжению преосвящ. Гавриила, митрополита Екатеринославского, переведено из Самарского монастыря в слободу Новоселицу… Преосвящ. Гавриил 26 января 1795 г. благословил бывшего местечка Новоселицы, а ныне г. Новомосковска Свято-Троицкую церковь именовать «градскою Соборную», а утварь и всю ризницу Свято-Духовской церкви упраздненного г. Новомосковска, бывшего Екатеринослава 1, передать в Новомосковскую «градскую Соборную церковь» на хранение впредь до рассмотрения.
«Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия». Вып. 1-2, Екатеринослав. Тип. Я.М. Чаусского, 1880.

Уникальный храм построен народным мастером А. Погребняком, который, по преданию, для большей наглядности проектного замысла представил заказчикам сплетенную из лозы модель будущего храма (хранилась до 1812 г., затем рассыпалась). На медной доске 1883 г., найденной во время реставрационных работ под полом, выгравировано: «Основался впервые 1775-го года». К 1880 г. собор сильно обветшал, возникла необходимость заменить его новым. В 1888 г. здание было переложено, как свидетельствуют документы, «по старому образцу» по проекту архитектора Харманского. В действительности, собор при этом претерпел существенные изменения. Старое дерево оказалось почти совершенно истлевшим, и предполагаемая замена отдельных бревен на деле превратилась в постройку заново из нового леса. Не был сохранен первоначальный уклон к центру, исказилась форма куполов и арок вырезов, вертикальная шалевка заменена горизонтальной.
Деревянный, на каменном фундаменте. Это единственный в украинском деревянном зодчестве пример крещатого, девятикамерного, девятиглавого храма. В решении его пространственно-композиционной структуры доведен до высшей точки принцип многокамерности. Нарастающая к центру высота срубов, заломы завершенных главками куполов подчеркивают пирамидальность композиции. Большие размеры придают сооружению монументальный характер. Единство интерьера достигается объединением боковых срубов с центральными фигурными арками.
Колокольня XIX в. расположена к западу от собора. Деревянная, квадратная в плане, трехъярусная, с постепенным уменьшением площади ярусов, завершена граненым куполом. Во втором ярусе прорезаны окна-голосники, в третьем установлены часы. Колокольня, тяжелая по пропорциям, с сухими архитектурными формами, стилистично не связана с барочной и динамичной архитектурой девятиглавого собора. К колокольне примыкает ограда территории собора.
С 1981 г. ведутся ремонтно-реставрационные работы. Памятник используется Днепропетровским художественным музеем для экспозиции отдела декоративно-прикладного искусства.
http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_288.html; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_289.html

Троицкий собор был закрыт в 1930 г. Во время оккупации в 1942 г. в соборе снова стали проходить службы. Цена германской «заботы» равнялась 32 минам, которыми хотели подорвать собор. Спасителем собора оказался тринадцатилетний мальчуган Толя Морозов, обнаруживший мины через два года после освобождения города.

Homepage

В мае 2014 г. исполнилось 240 лет со дня освящения уникального храма – духовного символа Приднепровья. Это деревянный Свято-Троицкий собор в городе Новомосковске. Сегодня он — один из немногих сохранившихся деревянных храмов в степной Украине и единственный девятикупольный. История Троицкого собора – своеобразное зеркало истории Приднепровья. Собор пережил революции, войны и приступы богохульства, сохранился и стоит на радость новым поколениям.
Когда и как возникла идея девятикупольного деревянного храма в казацкой слободе? Кто был архитектор храма, и как родился уникальный проект? Как отнеслись жители к этой идее, и как проходило строительство? Почему считается, что собор построен «без единого гвоздя»? Какие перипетии постигли здание храма в XX веке? Об этом расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович Кавун.
Шедевр деревянного зодчества в столице Самарской паланки
«Троицкий собор построен в 1775-1778 г.г., его начали строить в одну эпоху, а завершили в другую, — рассказывает Максим Кавун. — В начале семидесятых годов XVIII в. на месте города Новомосковска существовала казацкая слобода Новоселица или Самарчик. Она была столицей Самарской паланки. Паланка – это административно-территориальное образование на землях Запорожья. Самарская паланка охватывала юго-восток современной Днепропетровщины. Столицей паланки и была Новоселица. Управлял паланочной администрацией паланочный полковник. У жителей и руководства района, как сказали бы сейчас, возникла идея построить необыкновенный храм, который стал бы символом поселка и своеобразным «брендом». Двести лет назад наши предки соревновались в строительстве храмов, а не торговых и развлекательных центров, как сейчас. Сказано — сделано. Строительство храма заняло несколько лет. Но по иронии судьбы, начали его строить, когда ещё существовала Запорожская Сечь, а закончили через три года после ликвидации Сечи, когда уже не стало и паланки, но осталась слобода Новоселица, в будущем – уездный город Новомосковск.
Уникальный храм построил народный зодчий Аким Погребняк
Перед общиной встал выбор – где найти архитектора? Таковой быстро отыскался. Это был Аким (Яким) Погребняк, уроженец местечка Новые Водолаги (ныне в Харьковской области). Историк и писатель Григорий Надхин (1819-1881) «Память о Запорожье и о последних днях Запорожской сечи» так описал выбор архитектора: «Задумали Запорожцы построить здесь храм Божий, достойный их усердия и средств. Купили несколько соседних домов, сломали их и ветхую церковь, открыли большую площадь и собрались к титарю (ктитору), тоже запорожцу, Якову Андреевичу Легкому, на совет: как приступить к самой постройке? … Общество собралось в саду, в холодке, под яблонями и тополями… Порешив сообща дело о материалах, о деньгах, о том кому ехать за разрешением на постройку, Сердюк (полковник – примечание Максима Кавуна) спросил, хлебнув из чашки душистой, дымящейся вареной (варенухи), самого почетного угощения в Козацком семействе:
— Кто ж нам выстроит церковь?
— Кто? Я знаю кто, — отвечал один прихожанин.
— Ну, скажи!
— И скажу. Был я недавно в Мерефе; там поставлена теперь славная церковь о пяти верхах; в ясный день кресты на ней горят точно паникадила. Всякая христианская душа не нарадуется, глядя на неё.
— Кто же ее строил?
— И то скажу. Строил ее человек из Водолаг, а прозывается он Яким Погребняк.
— Так поехать за ним, — решило собрание.
— Ездить нечего, я его привёл.
— Вражий сыну, Якиме, — крикнул он, улыбаясь, по направлению к хате, — а иди сюды!
Явился Аким Погребняк, по преданию, рыжий, высокого роста человек.
— Ты можешь построить нам церковь? — спрашивали батьки-старшины.
— Можу, дайте только силы да плоти, а поставить поставим».
Погребняк был самоучкой. Он отстаивал идею с такой уверенностью, что община поручила ему строительство и положилась на его энергию. Аким Погребняк был известен тем, что в местечке Мерефа возвел церковь «о пяти верхах». Церковь в Мерефе действительно существовала, она называлась во имя Рождества Пресвятой Богородицы, имела 5 куполов, и была похожа по силуэту на позднейший Троицкий собор. Церковь эта была перенесена в Мерефу в 1795 г. из расположенной рядом Озерянской пустыни. Церковь в Мерефе сгорела еще в 1879 г. Существует картина С.И. Васильковского конца XIX в., которая показывает внешний вид церкви в Мерефе. Эту церковь в Мерефе можно считать архитектурным прообразом Троицкого собора.
Также Аким Погребняк считается возможным автором Введенской церкви в селе Артемовка на Харьковщине, которая была построена в 1761 г. Это также пятикупольная церковь, и она тоже напоминает Троицкий собор. В начале XX в. на Харьковщине сохранялась целая группа таких церквей, возможным автором которых был А. Погребняк. К сожалению, все эти церкви были разрушены в 1930-е годы.
Проект церкви указал Святой Николай Чудотворец
Зодчий не подвёл своих «заказчиков». Он начала работу, но потом вдруг… пропал. Он удалился на несколько дней из слободы. Его искали, но не могли найти. Вернувшись, Аким Погребняк представил… уникальную деревянную модель храма из осоки. Погребняк при этом рассказал следующую историю. Он удалился в камыши и провел несколько дней в молитвах. Снова процитируем Григория Надхина:
«Где ж ты був, Божий чоловече? — спросил его наконец Кореневский (ктитор храма – М.К.), глядя на него почти с умилением.
Тут открылось, что зодчий изнемог было под собственною мыслию, испугался, что не будет в силах выстроить такую церковь, какую обещал, – и бежал.
— Бежал я, — рассказывал он, – в наши Самарские комыши, и залег в них, а думка моя точно спорила сама с собою: то выстрою, то не выстрою, беспрестанно вертелось у меня в голове… Я зовсем ослаб и душою и телом… Лежав я в очеретах в палестинах нашего Миколаевского монастыря, и от, повернувся лицем к монастырю, где обретается престол Святителя Миколая, помолився я Святому Миколаю… После молитвы я заснув, и спав, бачьця, довго: заснув же чуть не в пору обеда, а проснувся – сонце було только на два дуба над землею. И угодник Божий услыхав грешную мою молитву: во сне видев я Святого Миколая Чудотворця седым старичком, и Святый Миколай указовав мене, як строить оцей храм Божий, да так ясно, мов теперь его бачу перед очима. Я встав бодрый и свежий, и ну, як во сне указано мене було, плести оццю церковцю из оситнягу, и от и сплев, як бачите!».
Во сне зодчий увидел модель храма – уникальное девятикупольное здание, не имевшее аналогов на всем Запорожье. Фактически это был деревянный макет. К сожалению, эта модель собора рассыпалась еще в 1812 г. и до наших дней не дошла.
Почему четырежды по три равно девять куполов?
Архитектор презентовал свою модель и проект храма общине. Григорий Надхин в работе «Воспоминания о Новомосковске» 1861 г. впервые описал легенду о казацкой раде в Новоселице, на которой будто бы был представлен проект. На совете казацких старшин Погребняк представил нарисованный фасад пятикупольной, а затем уже девятикупольной церкви. Запорожцы проект утвердили, мастеру заплатили 2 000 рублей. Из них 24 рубля Погребняк сразу пожертвовал на будущую церковь. Григорий Надхин утверждал, что эта легенда была рассказана самим сыном Я. Погребняка Иваном старожилу г. Новомосковска Р.И. Пукалову. Также Надхин опубликовал текст аттестата, выданного Я. Погребняку 10 января 1779 г. о том, что он возвел в Новоселице девятикупольную церковь.
Специальный документ, аттестат, засвидетельствовал заслуги архитектора: «Дан сей Государственной слободы Новых Водолаг жителю Акиму Погребняку в том, что он, Погребняк, по данному нам, ниже подписавшимся, от себя контракту, Азовской Губерни, Екатеринославского Уезда, в слободе Новоселовке, деревянную о девяти верхах трехпрестольную церковь изделкою в совершенное привел докончание, за которую изделку и договорную цену 1 976 руб. все полным числом он, Погребняк, от нас получил. А что он сию работу производил рачительно, добропорядочно и превосходно, в том мы, на предбудущие времена, сим его, Акима Погребняка, одобряя, подписываемся. 1779 г., Генваря, 10-го дня». Подписали: Церкви Святотроицкой протопоп Григорий Порохня, шесть священников и еще пять подписей казацкой старшины, два ктитора церкви.
Вероятно, Аким Погребняк после сооружения храма остался жить в Новоселице, затем Новомосковске. 9 декабря 1779 г. он крестил в «своём» соборе дочь Варвару.
Существует еще одна легенда о том, как на казацкой раде восприняли проект Акима Погребняка. Все удивились необычайно, говорили, что такого чуда никогда не видели. Особое восхищение вызвало количество куполов – общим числом 9. Однако на «презентации проекта» вышел казус – народ никак не мог понять, почему именно 9 куполов. Ведь, если считать по три купола по четырем сторонам, механически выходит не 9, а 12. В ту пору народ даже азам математики, понятное дело, был не обучен, и никак не мог понять, как правильно посчитать купола.
Уникальный храм освятили 240 лет назад
Довольно долгое время датой закладки собора считали 1773 год, поскольку им датировалась первая грамота митрополита на строительство храма. В сборнике «Літопис собору» (2016), новомосковский исследователь К.В. Мешко предложил считать датой закладки храма 1775 год. Он представил новую хронологию строительства храма.
В мае 1773 г. в Киев для покупки дерева для церкви выехали представители общины Самарчика. 1 апреля 1775 г. киевский митрополит Гавриил издал вторую грамоту – на строительство трехпрестольной церкви. 2 июня 1775 года, всего за несколько дней до ликвидации Сечи, было освящено место и заложен Свято-Троицкий храм.
В 1778 году собор был вчерне окончен. Екатеринославский епископ Феодосий Макаревский в своей книге «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (1880) описал процесс строительства и освящение храма. Освятил главный престол храма архиепископ Славенский и Херсонский, преосвященный Евгений.
Епископ Феодосий отметил: «Обывателям Самарчика, Новоселицы от души хотелось, чтобы преосвященный Евгений посетил их город и освятил главный престол в их новостроящейся трехпрестольной церкви. Церковь во всех отношениях давно уже была отделана; работались только одни иконостасы, по духу того времени, узорчатые, прорезные, требовавшие долгого времени и усидчивого труда, и иконы для них. Поручик, смотритель слободы Новоселицы, Антон Головатый, голословных дел разбиратель Федор Белый, ктитор Яков Легкоступ, полковый старшина, ктитор Павел Коржевский, войсковый хорунжий Герасим Руденко, полковый хорунжий Иван Черевко и многие другие, по общей раде с духовенством, решились поставить временно в главном престоле иконостас из старой церкви и просить преосвященного, при старом иконостасе, освятить главный, Свято-Троицкий престол… Преосвященный Евгений изъявил на это полное согласие и 13-го мая 1778 г., с «администратором», архимандритом Феоктистом, освятил в Новоселовке Троицкую церковь и совершил в ней первое богослужение и священнодействие».
Итак, дата освящения храма – 13 мая (24 мая по новому стилю) 1778 г.
Троицкий собор был построен «без единого гвоздя»?
Собор, построенный за три года, стал крупнейшим памятником деревянного народного зодчества. Уникальный храм в стиле барокко поднялся на высоту 35 метров. Собор не просто имеет девять куполов. Каждый купол увенчивает, по сути, отдельную башню. Собор является композицией башнеобразных строений.
Григорий Прокофьевич Надхин в статье «Память о Запорожье и о последних днях Запорожской Сечи» так описывал Троицкий собор в 1876 году: «Этот своеобразный памятник Запорожского усердия к вере находится на большой базарной площади. Церковь состоит из девяти золотоглавых башен, каждая о четырех ярусах; башни, поставленные по три в линию, образуют из себя три ряда, и в таком виде соединены вместе; средние башни выше боковых, и из средних центральная, главная, еще выше. Все это в общем составило фигуру из девяти конусов до того правильную, что с какой бы вы точки ни глядели на нее, она отовсюду представляет замечательную гармонию… Высота ее за тридцать, а окружность около пятидесяти восьми сажен; фундамент кирпичный. Колокольня построена после, совершенно отдельно, на значительном расстоянии. Все это обведено оградой. Маковки собора и колокольни были выкрашены зеленою краской, но в тридцатом и тридцать первом годах, при починке, вызолочены все главы. При этом один мастеровой поплатился жизнью, упав с самой вершины церкви. Иконостас был сначала с фестонами, завитками, со всеми хитростями столярного искусства. Образа хорошего письма…».
Первоначальная технология строительства, почти не предполагала наличие металлических элементов. Устанавливали друг на друга срубы, крепили с помощью специальных заломов. Поэтому и пошло в народе выражение, что собор построен «без единого гвоздя». Однако это не так. Косвенно это подтверждает и Григорий Надхин. Ещё в 1876 г. он писал: «Самое соединение этих башен заслуживает внимания: сложенные из сосновых и частью дубовых брусьев, в срубе от шести до десяти вершков, почти нигде не скрепленных гвоздями, они служат одна опорою другой на основании равновесия, угаданного с замечательной верностью. Никаких поддерживающих колонн, никаких подстав и подпор внутри нет, извне – то же». То есть гвозди все же были, в минимальном количестве, что нисколько не умаляет мастерства строителей. А после ремонта храма в 1888 г. гвоздей стало больше.
Троицкий собор имел три престола. Центральный – во имя Святой Живоначальной Троицы , правый придел – во имя Апостолов Петра и Павла , а левый придел – Всех Святителей. В комплексе с храмом еще в XIX в. была сооружена колокольня. Она прямоугольная в плане, трехъярусная, с интересным шатровым завершением. На колокольне находятся куранты – тоже очень редкий элемент для провинциального города. По архитектурным особенностям колокольня уступает храму. Но сегодня это тоже очень ценный памятник деревянного зодчества.
Сто лет спустя храм фактически отстроили заново
Сто лет прошло со времени возведения храма. К тому времени слобода Новоселица давным-давно была преобразована в уездный город Новомосковск. В 1888 г. была проведена капитальная реставрация храма. Руководил этим процессом мастер Алексей Данилович Пахучий. Старый храм к этому времени попросту прогнил и угрожал падением. Особенно пострадал от времени фундамент: здание покосилось, все купола наклонились к среднему куполу. Поэтому он был разобран на брусья и затем собран заново. В этой технологии уже использовались металлические изделия. Поэтому с конца XIX века собор уже не собран «без единого гвоздя». Что, конечно же, нисколько не умаляет значения здания храма.
Алексей Пахучий оставил ценные воспоминания «Как я восстанавливал запорожский собор в Новомосковске», опубликованные в екатеринославском журнале «Днепровские волны» в 1913 г. Он писал: «О Новомосковском соборе впервые я слышал от своего отца … он и говорит: «это еще ничего, а вот, сынок, в Новомосковском церковь: там аж 9 церквей в одном городе!» … Засела в голове мне та церковь! … Вот таки пришлось в 1875 году увидеть. Целых пол дня я ходил и смотрел! Не смог дать себе толку: как это дошел ум человеческий к тому, чтобы увеличит 9 церквей! Наконец слышу в 1887 году, что хотят перестроить и Новомосковский собор. Еще более захотелось научиться той мудрости, о которой мечтал еще с измальства! … Очень трудно было мне начать, да не очень легче и дальше… очень было трудно собрать, потому что не я разбирал! … Делал я его с очень большой охотой. Очень приятно было работать над своим родным да и отношения мои были как к родному ребенку… за строительство этого собора мне заплачено было 12 000 карб., тогда как Погребняк брал только 900 карб., да еще из этих 900 подарил 100 карб. на церковь. Кроме того у него все 96 рам, и 6 выходных дверей и лутки возле них, и арки были украшены виноградными лозами и другими цветками. Я уже этого не делал: не захотели создатели. Крыша крылась гонтом, тогда как я крыл железом. Желоба долбились из дерева-я делал железные. Гвоздики Погребняк делал деревляне, мне же давали железные. Вот только и не такое, как строил Погребняк, последние детали остались те же». (перевод с украинского)
Троицкий собор уже в XX в. сам стал прообразом интересного архитектурного сооружения. Это Покровский собор в селе Плешивец Гадячского района Полтавской области. В начале XX в. община строила новый храм. Епископ посоветовался с Д.И. Эворницким, и тот показал ему изображение Троицкого собора. Так на Полтавщине появилась почти копия нашего собора, только выполненная в камне. Проект разработал известный московский архитектор и художник И.С. Кузнецов. Покровский в Плешивце – немного больше 45 метров в высоту. Сейчас храм реставрируется.
XX век: закрытие храма, музей и возрождение
Полтора ста лет Троицкий собор в Новомосковске считался главным храмом города. Но прошлый век принес в жизнь храма большие изменения. После революции, гонения на церковь и верующих не могли не затронуть храм. Троицкий собор был закрыт в 1930-е г.г. Во время войны и оккупации храм возобновил работу и практически не пострадал, за исключением того, что 27 сентября 1941 г. в собор попал немецкий танковый снаряд.
Уже после войны образ храма вывел Олесь Гончар в своем знаменитом романе «Собор». И тем самым не просто увековечил в литературе уникальное здание, но и придал ему общее значение, вписал в контекст борьбы за сохранение национальной культуры в эпоху стирания различий.
В декабре 1961 г. собор снова закрыли и заперли на замок. Община писала письма во все инстанции, даже на имя Никиты Хрущева, но результата не было. В 1963 г. здесь был размещен музей декоративно-прикладного искусства – филиал Днепропетровского художественного музея. Это был неплохой вариант сохранения святыни по тем временам. В конце 1960-х г.г. – 1970-х г.г. производилась реставрация собора как памятника истории и архитектуры.
В 1990-е г.г. началось возрождение храма в прежнем статусе. Восстановлена церковная жизнь. Храм снова стал центром духовной жизни Присамарья. Сегодня на повестке дня стоит дальнейшее поддержание и сохранение храма как уникального памятника архитектуры. Статус здания этому способствует – «памятник архитектуры национального значения».
Троицкий собор стал общепризнанным символом украинского деревянного зодчества. Интересно, что даже на Западе книги, посвященные украинской церковной архитектуре, обязательно содержат информацию о храме. А в книге Давида Бакстона «Деревянные церкви Восточной Европы», изданной в Кембридже в 1981 г., Троицкий собор помещён на обложку. (THE WOODEN CHURCHES 0F EASTERN EUROPE: An Introductory Survey, by David Buxton. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1981. VII, 405 p.)», — завершает Максим Кавун .
Шесть лет продолжается реконструкция легендарного собора
С 2012 г., шесть лет в соборе идет капитальная реконструкция, о чем Городской сайт уже неоднократно рассказывал. В 2014 г., в ходе выполнения реставрационных работ, в соборе произошел пожар, но огонь был быстро локализован, а впоследствии поврежденный пожаром купол был восстановлен.
В 2017-18 г.г. была реконструирована колокольня собора . Трехъярусная деревянная колокольня собора была построена позже, чем сам храм, в 1887 г. Реставраторы разобрали сооружение до самого основания и буквально перебрали по бревнышку. Отдельные ценные старинные архитектурные детали колокольни, которые настолько обветшали, что их пришлось заменить копиями, пополнили экспозицию городского историко-краеведческого музея.
При реставрации собора используют как традиционные, так и современные инструменты. Колоды, как и в старину, соединяют «тыблями» — специальными пластинами из дуба. Но современные соединительные пластины имеют большую длину, чем те, что использовались при строительстве колокольни. Это сделает сооружение прочнее.
А сейчас ремонт продолжается в помещении трапезной. О её ходе рассказал клирик собора, протоиерей Алексей Прокопов:
— Как известно, в Свято Троицком соборе сегодня ведется масштабная реконструкция, которая полностью финансируется государством. Но трапезная, расположенная в бывшем складском помещении, которое передали собору, не входит в план реконструкции. Поэтому ремонтные работы здесь ведутся за счет пожертвований прихожан и руками добровольных помощников. Ремонт планируем завершить к Дню Святой Троицы — 27 мая. Но сегодня работы практически остановились из-за отсутствия рабочих рук. Поэтому собор крайне нуждается в добровольных помощниках и меценатах для продолжения работ. В помещении трапезной необходимо закончить гипсокартонные работы, внешнее утепление стен пенопластом, зашпаклевать стены, поклеить и покрасить обои, подключить освещение и вентиляцию. Также нужно утеплить пенопластом бетонные перекрытия и затем смонтировать подвесной потолок.
К празднику Святой Троицы в соборе традиционно ждут с архипастырским визитом Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, которого хотят встретить в обновленной трапезной.
К этому добавим, что в прошлом году Новомосковский Свято-Троицкий собор оказался увековечен и на памятной монете в Украине. Национальный банк Украины ввел в обращение биметаллическую недрагоценную памятную монету «85 лет Днепропетровской области». Монета имеет номинал 5 грн., её тираж — 35 000 штук. Ее диаметр составляет 28 мм. Цена НБУ на эту памятную монету составляет 40 гривен. На монете изображен Свято-Троицкий собор в Новомосковске, а также спутник на фоне звезд, ковш и другие символы области.
Троицкий собор в Новомосковске имеет не просто архитектурное, а общекультурное значение. Это символ преемственности духовных и культурных традиций в нашем крае. На наш взгляд, собор вполне может претендовать на вхождение в список всемирного культурного наследия Юнеско. А пока главное – сохранять для потомков уникальный храм.
18.05.2018. Автор: Константин Шруб, «Тайны Приднепровья: Деревянное чудо над Самарой», Городской сайт Днепра, http://www.gorod.dp.ua/news/145782

Самым большим деревянным строением XVIII в. — высотой около 35 м, имеющим своеобразную пространственную композицию с девятью банями, является Троицкий собор в Новомосковске. Соорудил его в 1775-1778 г.г. народный мастер Яким Погребняк из Новой Водолаги, который, по преданию, перед тем, как строить церковь, сделал её модель из ситняка. Здание похоже на девятикамерные каменные церкви XVIII в. типа церкви в Сорочинцах.
Это единственный в украинском деревянном строительстве пример девятикамерной церкви с девятью банями. В 1888 г. Новомосковская церковь была переведена, как свидетельствуют документы, «по старому образцу» по плану архитектора Харманского. На самом же деле церковь перестроили не по старому образцу, а с заметными изменениями. В арсенале творческих средств плотников были отдельные секреты и хитрости, связанные в большинстве с оптическими иллюзиями, которые придавали дому особой выразительности, красоты, и в данном случае архитектор с этим не считался. Модернизация негативно отразилась на архитектуре строения, её плане и пропорциях.
Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г., перевод с украинского, орфография сохранена.

Троицкий собор (1775-1778, мастер Я. Погребняк) в плане крестовый, девятисрубный. Его девять верхов имеют по три залома каждый. Размеры храма по взаимно перпендикулярным осям 27х27 м. Высота центрального объема с крестом 35 м. Верхи сгруппированы так, что образуют пирамидальную композицию. В интерьере высотно раскрытое пространство объединено в единое при помощи больших трехъярусных арок-вырезов. В конце XIX в. храм был перестроен: стены сделаны без уклона внутрь, кровлям верхов придана сухая форма, вертикальная обшивка досками заменена горизонтальной.
В украинской деревянной архитектуре этот собор являет собой вершину развития крестовых храмов. Мощный девятисрубный массив необычайно живописен благодаря сложной композиции срубов и многозаломных верхов. В то же время он величествен и монументален, в его образе наиболее полно нашло выражение представление народа о возвышенно-прекрасном. Троицкий собор является самым выдающимся произведением слобожанской школы монументальной народной архитектуры XVIII в.
Г.Н. Логвин «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?