Новомосковск. Самарский Николаевский монастырь.

Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, общежительный, заштатный, близ города Ново-Московска, на острове,который образуют реки Старая и Новая Самара, приписанный с 1791 года к архиерейскому дому. Основан во 2-й половине XVI века. Монастырь был самой высокой святыней Запорожцев, находился в зависимости от Запорожского войска и под управлением сечевого коша и считался «войсковым». Некоторые запорожцы, после бурной жизни, оканчивали ее в стенах этой тихой обители. Здесь находятся древние иконы: Ахтырская Божией Матери, именуемая «Самарскою», и св. Николая чудотворца. Ныне монастырь служит загородным архиерейским домом. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Самарский Пустынно-Николаевский монастырь расположен за городом, на берегу р. Самары. В 1576 г. запорожцы получили в свое распоряжение обширные земли, куда входил и старинный город Самар с прилежащими лесами. Они стали укреплять город, и на островке в дубовом лесу основали небольшое укрепление с деревянной церковью и несколькими жилыми помещениями, куда по распоряжению коша Запорожского помещали «ранами скалеченных казаков, всех больных, на баталиях раненых». В 1602 г. крепость становится монастырем. На протяжении XVII в. монастырь неоднократно подвергался нападениям. В период национально-освободительных войн церковь разрушена, монастырь разграблен и опустошен. Но уже в 1670 г. он восстанавливается и вновь строится церковь.
Во второй половине XVII в. возникла необходимость в сильной крепости и в 1687 г. по соседству построен Богородицкий городок. Николаевская церковь заложена в 1782 г и освящена в 1787 г.
Каменная, крестовая в плане, развитый карниз делит стены на два яруса. Памятник значительно пострадал от времени. Утрачено купольное завершение, полностью перестроен интерьер, и видимо, в результате перестройки появились свойственные стилю классицизма треугольные фронтоны. Но сохранился лепной барочный декор на фасадах, арочное обрамление окон, характеризующие здание как пример архитектуры барокко.
В 1798 г. Я. Яковенко построил четырехъярусную колокольню, которая не сохранилась. В 1816—1820 гг. построены братские и настоятельные кельи. Это — сложное в плане, одноэтажное, каменное здание, общий абрис которого можно представить в виде буквы Н. Главный фасад акцентирован четырехколонным портиком, на остальных устроены лоджии. Внутренняя система планировки — коридорная.
Из книги: «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 132, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 г.

Когда сей монастырь получил свое начало, неизвестно. Полагают, что монастырь получил свое начало между 1672-1688 годами. Об основателях монастыря говорят следующее. Среди дикого дубового леса поселились неизвестно откуда пришлые два отшельника-иеромонаха. Находясь здесь некоторое время, они совершенно никому не были известны, но наконец некоторые из запорожцев, которые занимались разбоями, нашли их в глуши леса. Разбойники назывались «каменниками» от укрывательства их между Днепровскими каменьями. Каменники старались охранять отшельников, построили им келию и ежедневно приносили им пищу. Узнав о беззаконном промысле своих благодетелей, отшельники решили сбежать от них. Каменники, полагая, что беззакония их скупятся молитвами отшельников, никак не отпускали их от себя и строго смотрели за ними. Позднее каменники были схвачены отрядом кошевых запорожских атаманов и отшельники остались жить на своих местах подвижничества спокойно. Этот случай, полагают, был главной причиной основания Пустынно-Николаевского монастыря, названного потому, что он находился в глуши леса при реке Самаре.
С 1751 года история обители становится гораздо яснее. Известно, что монастырь с самого своего основания назывался «войсковым» и остался в зависимости Запорожского войска под особым покровительством Сечевого Коша. «Кош вельможный» наделил его в вечное владение рыбными озерами, реками, лесами, дубовыми рощами, пахотными и сенокосными землями. Иноки пользовались дарственными угодиями свободно: построили водянные мельницы, скотные дворы и хутора. Казаков простых и знатных, которые особенно любили обитель, обитель принимала их, где они оставались до конца своей жизни. Кроме того, монастырю было дано право на оседлость, т.е. на обселение при монастыре людей вольных, не входящих в состав Запорожского войска.
Зависимость Самарского монастыря от Запорожского войска и Коша продолжалось до уничтожения Запорожской Сечи 1775 года 6 июня Российской империатрицей Екатериной II. После уничтожения Запорожской Сечи монастырь со всеми своими принадлежностями присоединился к ставропигиальному Киево-Межигорскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. С тех пор Самарский монастырь, подчиняясь Спасо-Преображенскому монастырю, стал называться «приписным».
6 июня 1780 года иеромонах Феофан обратился письменно к настоятелю Киево-Межигорского монастыря архимандриту Гавриилу и монастырскому духовному собору, что соборная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца совершенно обветшала и пришла в негодность то и служение в ней совершать нельзя. Изложив сие, он просил архимандрита Гавриила и духовный собор позволить ему построить в монастыре такую же новую церковь с тем, чтобы на освящение ее было нужное благословение.
Но благословение, равное как и самое разрешение на постройку храма, зависело от Святейшего Правительственного Синода. 10 августа 1780 года Святейший Синод на имя настоятеля Межигорского монастыря дал Указ, что Пустынно-Николаевскому Самарскому монастырю разрешено вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построить новую и «по построении освятить дозволить». Обрадованный, иеромонах Феофан собрал на строительство храма 2,856 рублей. Особые вкладчики были старики: бывший кошевой полковник Филипп Феодоров, Феодор Золотарь, Феодор Стовба и другие.
Между тем явился новый благотворитель, именно лейб-капитан священник Кирилл Тарловский, в народе называли его «диким попом», вероятно от того, что жил и имел свою землю в здешних степях. Он предложил построить Свято-Николаевский храм не деревянный, а каменный с пределом святых мучеников Кирика и Иулитты, мотивируя тем, что Святейший Синод не указал, какую церковь именно строить: деревянную или каменную. На этом условии он вызвался построить ее собственным и единственным коштом. Межигорский духовный собор согласился с мнением священника Кирилла Тарловского и позволил строить в монастыре каменную церковь и келию для успокоения его, о чем также просил отец Кирилл.
9 мая 1782 года началось строительство Свято-Николаевского храма, которое продолжалось около пяти лет. В четвертую неделю Великого поста храм был освящен настоятелем монастыря иеромонахом Феофаном по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического. С 1891 года Самарский Пустынно-Николаевский монастырь стал именоваться «Домом Екатеринославских архиереев» с возвышением ее в степень кафедрального Архиерейского дома. А по сему требовалось устроить дом для архиерея, дом для Семинарии и помещение для Консистории. В 1791 году по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического вместо предлогаемой Консистории передано было в Самарский монастырь Павлоградское духовное правление.
Летом 1798 года житель местечка Новых Кайдак Карл Яковенко по контракту выстроил на территории монастыря деревянную четырехэтажную колокольню, а среди лета 1799 года мещанин И.А. Гордиенко также по контракту покрыл ее под гребень листовым сибирским железом. 3 мая 1808 года по благословению правящего архиерея Платона (Любарского) Самарская обитель украсилась драгоценнейшею святынею, обогатилась редким небесным сокровищем, торжественным принесением в храм на поклонение верующим двух древних с незапамятных времен месточтимых икон Божией Матери Самарской и святителя Христова Николая чудотворца. 
В 1809 году Новомосковской соборной Свято-Троицкой церкви диакон Никита Баранов с попечителем новомосковским купцом П.С. Золоторевым за 1.500 рублей устроил в монастырской соборной церкви отличной и величественной работы Горнее место. Вдова А.В. Шапотинникова и протоиерей Ковалевский в 1812 году внесли благотворительность обители священную, церковную утварь и обогатили ризницу. В 1814 году проживавший в монастыре полковой хорунжий Аламахин на помин своей души пожертвовал в обитель значительную сумму денег. В 1815 году на эту сумму наместник монастыря иеромонах Хрисанф построил в обители трапезную церковь в честь Преображения Господня, а в 1816 году тот же наместник вне монастыря построил гостиницу и заезжий дом для приходящих и приезджающих богомольцев. В сентябре 1821 года, усердием благотворителей и благодетелей, выписан из Москвы для колокольни Самарской обители большой колокол весом 169 пудов.
Среди лета 1825 года в монастыре была разобрана старая деревянная колокольня и на место ее положено основание каменной. В 1828 году в обители началось строительство каменного Архиерейского дома. При Архиерейских келиях в 1838 году в обители была построена каменная церковь. В 1830 году по благословению епархиального архиерея в Самарском монастыре была учреждена церковная школа.
В мае-июне 1826 года в Новомосковске и уезде его сильно действовала холера. Все явно нуждались в подкреплении духа и желали видеть совершения Крестных ходов с монастырскими иконами Самарской Божией Матери и святителя Николая чудотворца. Согласно общему желанию протоиерей города Новомосковска Феодосий Бершацкий предложил расписание Крестных ходов для Новомосковска и окрестностей его. С 28 июня начались Крестные ходы и продолжались до тех пор, пока скоро ослабела и совершенно прекратилась холера. То же было среди лета 1848 и 1872 годов.
Под полом главной монастырской Свято-Николаевской церкви, особо устроенной усыпальнице, в четырех отдельных гробах почивали прахи Екатиринославских святителей: Афанасия (Иванова) +18 августа 1805 года, Платона (Любарского) +20 апреля 1811, Иова (Потемкина) +28 марта 1823 года и Онисифора (Боровика) +20 апреля 1828 года.
С приходом советской власти в 1927 году монастырь был закрыт и превращен в дом-интернат, а росписи пещерного храма были уничтожены. Местночтимая икона Самарская после закрытия монастыря перевезли в Свято-Троицкий собор в Новомосковске, а в 1931 году она была утерена. Во время Великой Отечественной войны храм святого Георгия Победоносца сгорел, остался лишь только один фундамент. С 1941 по 1958 годы в монастыре жили немцы-колонисты, затем репрессированные советские граждане. С 1958 по 1980 годы в обители размещался дом-интернат для престарелых ветеранов-металлургов, а с 1980 по 2000 годы – интернат для детей-инвалидов от рождения, в котором проживало до 200 сирот.
В 1989 году, в праздник Сретения Господня главня святыня обители — Самарская икона была возвращена. Все это время она хранилась на чердаке дома, где тайно проживали бывшие монахини Святого Иосифа Обручника женского монастыря села Марьевки Магдалиновского района Днепропетровской области.
Обитель очень своеобразна: под ней расположены подземные помещения, в частности, под Спасо-Преображенским храмом находится подземная церковь во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. Все стены монашеского храма, куда не было доступа мирянам, в то время были расписаны. Корпуса и храмы в монастыре плотно прилегают друг ко другу, объединяясь как бы в единый комплекс, под которым на глубине 3-4 метров расположена система подвалов. Считается, что здесь в древние времена укрывались запорожцы. По преданию, под монастырем когда-то существовал также тайный ход к берегу реки.
После 2001 года территория Пустынно-Николаевского монастыря полностью освобождена и передана Украинской Православной Церкви. В день празднования иконы «Всех скорбящих радость” чудотворный образ обносят вокруг монастыря Крестным ходом.
http://church-site.kiev.ua/

Архиепископ Гавриил (Розанов) – первый историограф Самарского Пустынного мужского монастыря – в далёком 1838 году писал, что ещё до начала его исследований возможную дату основания обители многие относили к периоду 1672-1688 годы. Это утверждали на основании того, что Запорожская сечь именно в 1672 году пригласила священнослужителей из Киево-Межигорского монастыря к себе на службу. В 1683 году было принято решение подчинить обитель Межигорскому монастырю, которое Патриарх Московский утвердил в 1688 году. Согласно найденным документам наместника Самарской обители Алимпия, о монастыре упоминают в 1690 г.
Но есть и совершенно другая версия (история монастыря), которой придерживаются в настоящее время. Она изложена епископом Феодосием (Макаревский) в 1873 г. Согласно ней время основания Пустынного Самарского монастыря – 1576 г. Так, именно в этом году польским королём Стефаном Баторием запорожским казакам была дарована крепость с деревянной церковью святителя Николая Мирликийского. Располагалась она на месте нынешнего монастыря, недалеко от впадения реки Самара в Днепр.
При крепости и церкви был организован «шпиталь» для покалеченных и престарелых казаков. Сюда же был прислан из Киево-Межигорской обители иеромонах Паисий (Волох). Им в 1602 году крепость с церковью и госпиталем была обращена в Свято-Николаевский Самарский мужской монастырь. Сейчас к этому названию добавляют Пустынный, что означает его местонахождение за пределами какого-либо населённого пункта, к которому его можно приписать. Таких монастырей очень мало, можно сказать, в этом плане обитель довольно уникальна.
Рукопись об отце Паисии, к сожалению, не сохранилась. Владыка Феодосий писал, что во время свирепствования чумы в 1750 году келья настоятеля была сожжена. Кроме того, по словам Феодосия в эти же времена монастырь подвергался всевозможным разорениям. И только к 1672 году обитель вновь возродили.
Существует также предание, которое привёл архиепископ Гавриил. Согласно ему на месте будущего монастыря поселились два пустынных инока (имена не сохранились). В то время здесь был густой лиственный лес, преимущественно дубовый. Как-то этих иноков обнаружили местные разбойники. Узнав, кто перед ними (а разбойники были верующими), стали они часто приходить к инокам, приносить пищу. Впоследствии они же начали возводить келью для них. Спустя некоторое время иноки узнали правду, кто был перед ними. И захотели покинуть это место, то разбойники силой их удержали. Они полагали, что иноки, молясь, уменьшат и их грех разбоя. Когда казаки захватили разбойников, иноки-пустынники снова обрели покой.
В период с конца ХVII столетия и до 1775 года (год ликвидации Запорожской Сечи) нынешний Пустынный Самарский Свято-Николаевский мужской монастырь был единственной такой обителью на землях всего Нижнего Поднепровья. Она (обитель) входила в триаду церковной жизни запорожских казаков: Киево-Межигорский монастырь – Покровская церковь Коша (главная крепость) – Самарский Пустынный монастырь. По словам епископа Феодосия, запорожцы в то время часто употребляли для обозначения Самарского монастыря такие метафоры, как «Запорожская Палестина», «Новый Иерусалим», «Самарская Палестина». Это говорит о его роли и процветании в тот период.
В то время Межигорский монастырь регулярно посылал в Сечь иноков на послушание. Управлял же ими через наместника Самарского монастыря и настоятелей сечевой Покровской церкви. Послушание тогда было довольно трудным, но считалось среди священнослужителей особо почётным. Настоятель Самарского Пустынного монастыря и «начальник» Покровской церкви в Сечи числились по значимости в первых сразу после настоятеля Киево-Межигорского монастыря.
Пустынный Самарский монастырь, в отличие от Покровской церкви сечевого Коша, располагался удалённо. В этой связи требовалось приложить усилия для заботы о нём. Сечь наделила монастырь землями, помогала с постройками и в хозяйстве. Обитель же отправляла в Сечь время от времени продовольствие и деньги. Случалось и такое, что некоторые влиятельные запорожские казаки иногда предпринимали попытки посягательств на земли Самарской паланки. Покровительство коша помогало такие попытки решительно пресекать.
У стареющих казаков водилось доживать свой век при монастырях. Среди них были и начальствующие чины. Так, в конце ХVIII века по сведениям архиепископа Гавриила в Самарском монастыре жили полковник Филипп Федоров (бывший кошевой атаман), капитан Иван Швидский, много представителей казаческой старшины. В возрасте 101 года полковник Федоров здесь же скончался и похоронен на территории монастыря.
Самарский Пустынный мужской монастырь не один раз исполнял военную службу. По преданиям, обитель вначале имела облик крепости. Перед началом русско-турецких войн в 1735г. и в 1768г. стены монастыря были усилены, обновлены многие укрепления. В сам период военных действий монастырь четыре раза (1736,1737, в 1769 — 2 раза) становился опорным пунктом отражения нападения крымских татар на земли около Самары (крымчаки — союзники турецкой орды). В периоды войн при монастыре действовал военный госпиталь, в котором лечили раненых и больных казаков. В период 1771-1774 г.г. в обители содержались пленные турки и татары. Они принимали участие отстраивании обители, возведении подземных сооружений. Из состава монашествующих четыре самарских иеромонаха были направлены в 1793г. на черноморский флот.
Кроме нападений внешнего врага в войнах Самарский Свято-Николаевский мужской монастырь перенёс также и другие невзгоды. Так, в 1689 году князь Василий Голицын приказал истязать иноков обители за их поддержку протеста казаков против строительства крепости российской армии на берегу Самары. В 1690 году нашествие саранчи погубило весь урожай. В период 1712-1717 г.г. – запустение из-за временного разрыва отношений Сечи с Российской империей. В 1750 г. в крае бушевала эпидемия чумы. С конца ХVIII века и по середину ХIХ обитель также была в упадке. В советское время в 1930 году монастырь был упразднён богоборческой властью.
У монастыря было много благотворителей. Здесь побывал глава российского правительства князь Голицын (1687 г.). Он пожертвовал обители большую сумму и вписал в помянник имена близких. Побывал в монастыре в 1766 году полтавский полковник Горленко Андрей, родственник епископа Белгородского Иоасафа (†1754). На средства священника Кирилла (Тарловского,†1784) в 1782-1787 г.г. построили Свято-Николаевский храм. Архимандрит Макарий (Глухарев) за период служения в Екатеринославе трижды в год жертвовал значительные средства на трапезу монастырской братии.
Пустынный Самарский мужской монастырь много внимания уделял миссионерству и просветительной деятельности. При монастыре в середине ХVIII века была школа, подобная школе главной сечевой церкви. В 1830 г. была основана певческая школа, мужской хор монастыря. В конце ХIХ столетия – школа с приютом. Иеромонах Герман был выдающимся педагогом и проповедником. Под влиянием его искусного слова даже иноверцы принимали крещение и шли в монахи. После переселения крымских христиан в приазовье их архипастырь митрополит Готфо-Кафский свт. Игнатий (Газадини) проживал временно (1778-1780) в Самарском мужском монастыре. Отсюда он отправлялся в С-Петербург для решения участи своей паствы.
После упразднения Запорожской Сечи Самарский монастырь ещё некоторое время был приписан к Киево-Межигорскому. В 1786 году после утверждения Екатеринославской епархии Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь перешёл под управление правящего архиерея. И с 1791 по 1917 год имел статус архиерейского загородного дома. На территории монастыря похоронены четыре правящих архиерея Екатеринославской епархии разных лет правления.
После ликвидации Самарского монастыря в 1930 году на его территории было, сменяя друг друга, несколько совершенно не присущих этому святому месту учреждений. Вначале разместили дом инвалидов гражданской войны. После Отечественной войны здесь стал находиться дом престарелых. После него перепрофилировали прежний монастырь в интернет для детей с психическими отклонениями. И только в 1993 году здесь была вновь создана церковная община, а с 1994 года был учреждён женский монастырь. Наконец в 1998 году был полностью восстановлен исторический статус этого места – учреждён, а вернее, возрождён Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь. Настоятелем был назначен игумен Досифей. В 2004 году он возведён в сан архимандрита и с Божьей помощью управляет обителью и по сей день.
https://azbyka.ru/palomnik/Самарский_Свято-Николаевский_пустынный_мужской_монастырь

Основан в 1602 г. насельником казацкого Киево-Межгорского монастыря иеромонахом Паисием; находился в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Являлся «войсковым» монастырём Запорожской Сечи, находясь под управлением сечевого коша. Был сильно разорён во время русско-польской войны в 1650-х г.г.; восстановлен к 1672 г., в апреле того же года была освящена вновь отстроенная церковь. Впервые Самарский монастырь упомянут в официальных документах 1670-1680 г.г.
В 1681 г., период Русско-турецкой войны для монастыря настал период подъема. Расквартированные в Самари казаки и военные регулярной армии жертвовали значительные суммы в пользу монастыря. На территории обители были построены новые помещения, мельницы, устроены пасеки, мастерские по изготовлению свечей. Но вскоре опустошение монастырю принесло нашествие саранчи. Как написано в летописях, «… угодья обители почернели, келии остались без братии, а церковь долго стояла без пения».
В 1688 г. монахи этого монастыря поддержали запорожских казаков, которые были против строительства Новобогодицкой крепости (она могла бы быть использована в качестве плацдарма для казней казаков), и стрельцы князя В.В. Голицына учинили в монастыре погром, предав пыткам монахов.
В 1690 г. монастырь постигло еще одно несчастье: почти все население монастыря и большая часть жителей погибли от эпидемии, после которой монастырское имущество, в том числе и архив, были уничтожены.
В 1709 г. в очередной раз монастырь был разрушен во время восстания Мазепы: запорожцы, отступая в Олешки, забрали часть монастырского имущества с собой, а часть оставили. Управление монастырем было поручено архимандриту Азово-Предтеченского монастыря Осипу.
В 1711 г. был разрушен татарами.
В 1720 г. монастырь был восстановлен по инициативе и на средства полковника Д.П. Апостола, будущего гетмана, и его сына П.Д. Апостола. Они пригласили из Киево-Межигорского монастыря иеромонаха Иоанна, который был поставлен настоятелем.
В 1739 г. монастырь был полностью обновлен и вернул себе значение религиозного центра Запорожья. В то время при монастыре существовали школы и больницы, а численность крестьян, вотчинников и прислуживающих, которые работали на монастырь, достигала 500 человек. Монастырю принадлежали слобода Черненная, четыре хутора, озеро Соленое и речка Протовча, мельницы и пасеки, в общей сложности 18 698 десятин земли. В обители принимали постриг, умерли и были похоронены многие запорожские старшины: кошевой атаман Филипп Федоров, военный толкователь Иван Швыдкий, военный писарь Дмитрий Романовский, военный судья Моисей Сухой и другие.
В 1776 г. (по другим данным в 1780 г.)приписан к ставропигиальному Киево-Межигорскому монастырю.
7 марта 1787 г. освящён новый каменный Николаевский собор с приделами в честь святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых мучеников Кирика и Иулиты взамен деревянного храма.
25 ноября 1791 г., по ходатайству Екатеринославского и Херсонес-Таврического епископа Амвросия (Серебрянникова), вышел синодальный указ, по которому монастырь обращался в «дом Екатеринославских Архиереев».
В 1815 г. сооружена трапезная Преображенская церковь, в 1838 г. — храм святого Георгия Победоносца. В 1828 г. к Николаевскому собору пристроены архиерейский дом и колокольня. За колокол, весом в 169 пудов 22 фунта, приобретенный в XVIII в., запорожские казаки выложили огромную по тем временам сумму — 8320 рублей 90 копеек.
Долгое время в монастыре сохранялись главная святыня монастыря чудотворная Ахтырская икона Божией Матери и святителя Николая, а также 4 запорожских креста. Сегодня судьба всех этих реликвий неизвестна..
«Справочник Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранил до нашего времени следующие сведения: «Когда основан монастырь, неизвестно, но, по некоторым данным, видно, что в 1700 г. уже существовал. Храмы монастыря: 1-я каменная, колокольня отдельно такая же, трехпрестольная: 1-й -средний — во имя Николая Чудотворца, 2-й — северный — Всех Скорбящих Радости и 3-й — южный — во имя мучеников Кирика и Иулиты; 2-я каменная, однопрестольная — во имя Георгия Победоносца; без колокольни; 3-я деревянная, домовая — во имя Преображения Господня, без колокольни, здесь же и трапезная. Все необходимые службы при монастыре имеются. Угодья монастыря: 444 десятины и 1927 кв. саженей земли, из которой 243 десятины и 141 кв. сажень под дубовым лесом. Сведения о монашествующих: — исполняющий должность заведующего Самарским загородным архиерейским домом иеромонах Анатолий, в миру Адриан Сидоров, 66 лет, домашнего образования; — иеромонах Платон (Петр Рыжков), 64 лет, домашнего образования; -иеромонах Игнатий (Игнатий Приходько), 70 лет, домашнего образования; — иеродиакон Трифон (Терентий Кочерга), 46 лет; в 1900 г. утвержден ризничным, а в 1901 г. — казначеем сего монастыря; — иеродиакон Спиридон (Симеон Смитана), 67 лет, домашнего образования; — монах Паисий (Петр Дмухайлов), 63 лет, неграмотный, слепой; — монах Евсевий (Ефим Брагинец), 62 лет, малограмотный; — послушников 5 человек».
Далее, вплоть до 1917 г., исторические сведения о монастыре весьма отрывочные. Известно лишь, что во время первой мировой войны монастырь был действующим. Как Самарский монастырь перенес октябрьский переворот, гражданскую войну и последующие события документальных сведений пока не найдено.
В 1920-х г.г. относился к «григорьевцам» (сторонники архиепископа Григория Яцковского). Известно, что в то время в монастыре было 25 послушников.
К средине 1920-х г.г. монастырь начали заселять инвалидами гражданской войны. Из года в год их число увеличивалось и в 1929 г. (по другим источникам в 1930 г.) монастырь окончательно закрыт и передан под дом инвалидов. Братию же выселили из монастыря и расстреляли. Колокольня при монастыре была взорвана, а главный храм обители Николаевский собор с приделами был переделан под театральный зал. Другие храмы на территории монастыря переделали под хозяйственные здания.
После Великой Отечественной войны Обком партии принял решение организовать здесь дом для одиноких престарелых металлургов. Дом-богадельня обзавелся большим хозяйством, и началось быстрое строительство разных пристроек в стиле «сталинский ампир», при этом очень пострадали прежние монастырские постройки.
В 1960-е г.г. в монастыре устроили интернат для психически больных девочек.
В 1993 г. возрожден приход в зданиях монастыря.
В 1995 г. началось возрождение монашеской жизни. Первоначально было принято решение о создании женской обители.
12 марта 1998 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви на основании доклада Иринея, Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского, преобразовал Свято-Николаевский Самарский пустынный женский монастырь и Свято-Николаевский приход в г. Новомосковске в мужской Свято-Николаевский Самарский пустынный монастырь и утвердил наместником иеромонаха Досифея (Савелова) с возведением его в сан игумена.
Монахини во главе с игуменьей Мариной (Ткачук) были переведены в Тихвинский монастырь в город Днепропетровск.
3 апреля 2004 г. в Лазареву субботу митрополит Ириней посетил обитель и освятил восстановленный и реконструированный трапезный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, после чего совершил божественную литургию. По окончании богослужения владыка также освятил отремонтированные помещения под трапезную и хозяйственные нужды.
В монастыре проводятся ежедневные Богослужения. Престольный праздник — 19 декабря, в день празднования святителя Николая Чудотворца.
Самарский Пустынно-Николаевский монастырь в г. Новомосковск

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?