Новомиргород. Собор Николая Чудотворца.

Строительство собора было начато 6 декабря 1752 г. полковником Иваном Хорватом. Был построен по благословению митрополита Киевского Тимофея Щербацкого. Строительство собора велось за счёт общей суммы ассигнаций русского правительства, выданных Ивану Хорвату на развитие края. В 1792 г. справа от главного входа в собор был похоронен генерал-аншеф русской армии Пётр Текели, который за свой счёт обустроил здесь алтарь в честь Петра и Павла. Над местом склепа, на стене храма висело полотно с эпитафией (теперь хранится в Кировоградском областном краеведческом музее). После того как Новомиргород в 1794 г. стал губернским и епархиальным городом, собор Святого Николая стал кафедральным. Сюда были переведены духовная семинария и консистория.
В 1799 г. был поставлен первый архиерей — Афанасий (Иванов). В 1804 г. после перевода Павлом I архиерейской кафедры из Новомиргорода в Екатеринослав, Николаевский собор утратил статус кафедрального и стал обычным городским собором. Его настоятелем стал протоиерей Феодор Дмитриевский с подчинением всего Новомиргородского духовенства Елисаветградскому духовному правлению.
На Пасху «Деяния святых апостолов» с амвона собора читались на старославянском, греческом, древнееврейском и латинском языках. В это время редко, через небольшие интервалы, звонили в колокол, висевший на третьем ярусе колокольни. Именно этот колокол имел особое, успокаивающее своей мелодичностью звучание. Существовала легенда, что когда его отливали, в город приехал один запорожский казак, который не назвал своей фамилии, привёз с собой немало серебра и попросил, чтобы его растопили в том отливке.
В 1823 г. к собору были пристроены два придела — в честь Петра и Павла и Рождества Богородицы. На территории собора, вдоль современной улице Поповкина, находились келии женского монастыря.
В 1932 г., во время очередной атеистической кампании Николаевский собор был продан на слом Маловисковской сахароварне, после чего взорван. Ещё раньше с колокольни сняли колокола. После разрушения собора кельи монахинь перевели в Лебединский монастырь.
Собор был расположен непосредственно на территории шанецов, выполненный в стиле ампир. В плане представлял собой девятидольое Крестчатое сооружение, над которой поднимался четырёхугольная глава, законченная дванадцатисегментным шатром, который был увенчан круглым глухим фонарём и позолоченной сферой. Основу внутренней части собора в плане составлял прямоугольник со своими боковыми пристройками, бабинцем, алтарём и арочными сводами образовывали огромное пространство, не только распространилась по основной оси, но и поднимался по восходящей вверх, образуя грандиозный свод.
В высоту собор имел 40,5 м, в длину — 36 м, в ширину — 15 м. Собор построен до карнизов из кирпича, выше — из дерева. Собор имел низкие своды, его рамена сильно выступали, поэтому издалека он казался несколько распластанным (в виде корабля). При приближении распластанность исчезала. Высокие оконные проёмы нижнего и верхнего ярусов придавали строению стремительности и лёгкости. По вертикальным стенам собора членились едва заметными пилястры, что обеспечивало храму выдержанную строгость, а двенадцатиугольная глава, которая была украшена полуколоннами, выгодно выделялась над всей конструкцией.
К храму были пристроены прямоугольные апсиды такой же высоты, как и мышцы. Они имели по два окна одинакового размера, как и пристройки, что придавало строения внутреннего пространства и внешней филигранности. Сами апсиды, органично сочетаются с основной здания, образовывали одно целое.
Колокольня собора — в плане четырехугольная башня — была пристроена к бабинця, а в интерьер и его продолжала. Она имела четыре яруса, которые завершались кулястоподибним шатром, увинченим высоким шпилем, гармонично дополнял сооружение и составил главную вертикальную доминанту собора. Вход в колокольне был с бабинца. На её втором ярусе висел большой колокол, диаметром до 2,5 метра. Колотилось колокола мало около 65-80 кг. Его можно было слышать в радиусе 10-20 км.
Большие полуциркульные окна и глухие ниши своей светотеневой игрой оказывали колокольни легкости и хорошо заполняли стеновое пространство. Центральный вход храма украшал шестиколонный портик ионического ордера.
Двор собора был окружен белой кирпичной оградой изысканной формы: плоскости стены между столбцами были заполнены решетчатыми плитами, сделанными из обожженной глины. Главные ворота и два боковых входа вместе напоминали своеобразную ворота и также были выполнены из кирпича. Вместе с ограждением и входными арками это подчеркивало и дополняло Шпилевой композицию всего ансамбля.
Высокий (5 ярусов) резной иконостас отделял алтарь от центральной части храма и имел большие центральные ворота, по обе стороны от которых находились меньшие двери. Между центральными и боковыми дверями пространство было заполнено иконами в богатой и пышной оправе. Над центральными воротами находился треугольник, внутри которого нарисован всевидящее око. От двух боковых сторон равнораменным треугольника расходились длинные лучи, изготовленные из дерева и покрыты позолотой. Слева и справа от центральной части собора перед амвон ом содержались клирос и. Хоры находились на западной центральной части храма второго яруса.
Собор Святого Николая. Степан Кожемяка / / Планида Степана Кожемяки. Сер.: жизнь славных / Сост. и авт. передм. Ю. Колесник. — Черкассы: Брама, 2004.; История Новомиргородского района. Автор-составитель А. В. Мокрицкий. — Кировоград: Центрально-украинское издательство, 2004.; Материалы из архива Б. В.Федорова.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?