В 1792 г. по благославенной грамоте архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама было заложено каменное здание Спасо-Преображенского собора. Собор возводился двухэтажный, трёхсветный с тремя престолами: на первом этаже — во имя Святого пророка Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, на втором — во имя Преображения Господня. Освящение первого этажа состоялось в 1801 г. Нижний этаж временно перекрыли тёсом, и он простоял недостроенным из-за отсутствия денег ещё 20 лет. В 1822 г. возобновилось строительство, в 1830 г. строительные работы завершились, но ещё 5 лет продолжались отделочные работы и роспись. Иконы для иконостаса «писаны» в 1833 г. в Туринске, храмовая икона Николая Чудотворца — в Москве в 1836 г. В 1832-1833 гг. вокруг собора построили каменную ограду с двумя воротами. Торжественное освящение состоялось 5 августа 1835 г. 17 декабря 1837 г. на колокольню подняли колокол, отлитый в Вятской губернии. В 1839 г. в алтаре был сделан пол из чугуна Гурьвского завода.
Во время антиколчаковских выступлений в декабре 1919 г. Собор подожгли. Колокола с колокольни рухнули на землю. Остался только пустующий остов. В 1926 г. первый этаж пострадавший от пожара привели в порядок и в нём возобновилась служба. В 1929 г. церковь закрыли и в её помещении расположили геологический музей, затем в церкви размещалась школа комбайнёров, в конце 1930-х гг. — хлебопекарня. В 1989 г. церковь передана верующим. В 1999 г. закончены отделочные работы.
Из книги А.В. Юдина «Вокруг света. Сибирь». 2006
Спасо-Преображенский собор — старейший православный храм города, памятник архитектуры и градостроительства регионального значения. Его история началась в 1618 году, когда в Кузнецком остроге под руководством священника Аникудима была срублена небольшая Преображенская часовенька. В 1621 году был построен деревянный храм во имя Преображения Господня, который прослужил до 1635 года, когда был построен деревянный собор второго поколения.
После пожара 1734 года он был восстановлен в изначальных объемах и архитектурных традициях, а в 1792 году начато строительство каменного здания Спасо-Преображенского собора, которое длилось 43 года. Торжественное освящение собора состоялось 5 августа 1835 г. В Спасо-Преображенском соборе с 1798 года в течение 24 лет причащались Святых Таин Христовых преподобные старцы Зосима и Василиск, ныне прославленные в лике святых.
В декабре 1919 г. Спасо-Преображенский собор сгорел, остался только пустующий остов. В начале 1920-х годов первый этаж был приведен в относительный порядок, и в нем на короткое время возобновилась служба.
4 августа 1935 года собор был закрыт, согласно постановлению горсовета г. Сталинска. К этому времени храм полностью разграбили: сбросили наземь многопудовые колокола, разобрали половину колокольни, сняли кресты и порушили главки. Уже в 1930-е гг. власть не видела в здании собора ни архитектурной, ни исторической ценности, обсуждался вопрос о приспособлении здания церкви под музей, некоторое время размещалась в нем школа комбайнеров, в конце 1940-х – начале 1960-х г. – хлебозавод. Здание храма было окончательно заброшено, лихие люди разобрали уцелевшие ограду и ворота, разворовали чугунные плиты пола. В генеральном плане Новокузнецка 1964 года о соборе просто умолчали, запланировав на этом месте постройку объездной дороги. Но поскольку здание не снесли, возникали новые варианты его использования, в том числе и такие нелепые, как превращение храма в ресторан «Старая крепость» или в органный зал.
С 1977 года прихожане находящейся недалеко от собора Никольской церкви неоднократно обращались в горсовет с просьбой о передаче им храма, но получали категорический отказ, только в 1989 году принято решение передать здание собора православным верующим. Уже 10 декабря 1989 года в 15 часов на руинах собора состоялся первый молебен, который возглавил священник Борис Борисов. Первое богослужение в храме состоялось 7 января 1991 года на Рождество Христово, регулярные службы начались в том же году 31 марта.
Весной 1994 года вокруг здания собора были возведены леса. В 1997 году главный купол церкви и купола колокольни покрыли медью. На первом этаже уложили мраморный пол с подогревом. На Кузнецком металлургическом комбинате были изготовлены кресты на луковичные главки. В 1999 году были сняты все леса с храма, закончены отделочные работы, купола собора покрыли позолотой. Осенью 2004 года реставрационные работы и роспись собора завершены, Спасо-Преображенский собор с почти 400-летней историей своего прихода праздновал свое новое рождение.
По материалам официального сайта Спасо-Преображенского собора
Церковь каменная, трехпрестольная, главный престол — во имя Преображения Господня, придельные – во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя св. и чудотворца Николая, построена в 1801 г. Земли при ней нет. Расстоянием от г. Томска 400 верст.
Состав прихода: г. Кузнецк, деревни: Бессонова, Араличева, Букина, Сосновка, Попова, Бызова. Прихожан обоего пола 4512 душ. Причта по штату: протоиерей, священник, диакон и 2 псаломщика. Содержание причта при готовых причтовых домах: проценты с причтового капитала 206 руб., жалование из казны 1100 руб. и доходы от треб 2250 руб.
Молитвенный дом в дер. Букиной во имя св. Прокопия Устюжского чудотворца, построен в 1899 г. Часовен в приходе семь: две в г. Кузнецке и по одной часовне в каждой приходской деревне. Церковно-приходская школа в г. Кузнецке открыта в 1893 г., помещается в собственном доме. В дер. Бессоновой с 1901 г. и Араличевой с 1909 г. существуют церковные школы грамоты. В г. Кузнецке женское приходское училище гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1909 г.
Протоиерей Виссарион Михайлович Минералов, священник А.И. Петропавловский, священник на должности диакона М.П. Блинов, диакон на должности псаломщика И.Д. Писарев и псаломщик И.П. Знаменский.
Справочная книга по Томской епархии /составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./ Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1914 г.
Главному городскому храму Новокузнецка — около двухсот лет. «Около» — потому что точный возраст его определить невозможно: Спасо-Преображенский собор строился очень долго, более сорока лет, и освящался поэтапно. Тому были свои причины…
Русские появились на юге нынешнего Кузбасса в начале ХVII века. Продвижение шло из Томска, основанного в 1604 году. В 1617 году в места, где ныне раскинулся Новокузнецк, был послан отряд казаков с наказом «присмотри где место угожее, где б угодья всякие, поставити острог и всем укрепити, и кузнецких людей под государеву высокую руку призывать ласкою, а не жесточью, чтобы Кузнецких и иных волостей люди были под государевой рукой безотступно, и государев ясак с себя ежегод давали». Весной 1618 года на левом берегу Томи, напротив места впадения в неё Кондомы, казаки поставили первый Кузнецкий острог. Он простоял два года и в 1620 году был заменён новым — гораздо более обширным и значительно лучше укреплённым. Место острога как раз и обозначено сегодня Спасо-Преображенским собором. Разумеется, новый острог не мог стоять без церкви, и таковую в нём вскоре, в 1621 году, возвели. Освятили её в честь Преображения Господня. Однако, во-первых, в ней не имелось ни икон, ни священнических одежд, ни утвари, а во-вторых, служить в храме было некому. Всё, что было необходимо для совершения богослужений, в 1623 году даровал царь Михаил Фёдорович: два кузнецких казака специально ездили за дарами в Москву. Решилась и вторая проблема. В том же 1623 году к храму прислали иерея — да не простого, а бывшего ключаря московского Архангельского собора отца Ивана Иванова. Тому предшествовал ряд перипетий. В 1620 году была учреждена Тобольская и Сибирская епархии — кафедру занял первый епископ Сибирский и Тобольский Киприан (Старорусенников). Согласно царской грамоте, в помощь ему определили нескольких священников, среди которых был и поп Иван Иванов — ему, по возведении в сан протоиерея, надлежало быть настоятелем будущего соборного храма в Тобольске. Однако московский батюшка воспринял это назначение как ссылку и, прибыв в Тобольск, начал умышлять козни против архиерея. Последней каплей, переполнившей чашу терпения властей, стали хулительные слова на Патриарха Филарета, высказанные попом Иваном. После этого его и услали в Кузнецк, разжаловав до «рядовых попех».
Первая Спасо-Преображенская церковь (а после получения Кузнецком в 1689 году городского статуса- собор) была небольшим храмом, выстроенным в северорусских традициях деревянного зодчества — с двумя шатрами: один — над основным четвериком, другой — колокольня. В июне 1734 года эта церковь сгорела. Новую строили как своеобразную копию сгоревшего храма: в пользу этого говорит невероятная скорость строительства — к сентябрю она была уже готова. Шло время. Острог неоднократно перестраивался, под его стенами то и дело разыгрывались сражения с кочевниками, рядом с городом, на Могильной (Вознесенской) горе, выросла деревянная цитадель… Преображенский собор неумолимо ветшал. А когда неподалёку от него поднялась каменная Одигитриевская церковь, стало ясно, что и главный городской храм пора перестраивать — по виду он уже вовсе не смотрелся «главным». Закладка нового собора состоялась 14 июля 1792 года — по благословению святителя Варлаама (Петрова) епископа Тобольского и Сибирского. Строительство вела артель иркутского мастера Почекунина, уже построившая к тому времени в Кузнецке каменную Одигитриевскую церковь и дом купца И.Д. Муратова. Строительство велось на средства «прихожан и доброхотодателей», а их, как водится, в городе тогда не хватало. По этой причине работы затянулись: лишь в 1801 году на первом этаже освятили престол во имя Иоанна Предтечи; ко второму же этажу даже не приступали. Далее всё осложнилось ещё и тем, что в 1800 году на Вознесенской горе началось строительство каменной крепости, на котором оказались заняты практически все мастеровые. Так и простоял двадцать лет собор недостроенным, — впрочем, функцию свою он исправно исполнял, богослужения в нём совершались. Дело сдвинулось с мёртвой точки в 1820-х годах. Связывают это с тем, что был задействован «административный ресурс». В 1822 году первый генерал-губернатор Западной Сибири П.М. Капцевич в ходе объезда вверенной ему территории посетил Кузнецк, после чего «… начат строиться верхний этаж соборной церкви, в построении которого он помог присылкой поселенцев до 80 человек для работ». Присланные рабочие руки оказались кстати, и строительные работы заметно активизировались. Но потребовалось ещё немало лет, прежде чем Спасо-Преображенский собор предстал пред взглядами кузнечан во всём своём великолепии.
Освящение всего храма состоялось 5 августа 1835 года. На торжества специально прибыл епископ Томский Агапит (Вознесенский), 7 августа отслуживший литургию в верхнем храме Преображения Господня. На протяжении всего ХIХ века кузнецкий Спасо-Преображенский собор жил неторопливой, тихой жизнью, возмущаемой изредка природными катаклизмами, некоторыми внутренними конфликтами (вроде запрещения в священнослужении батюшки, замеченного в злоупотреблении спитрными напитками) да праздничными событиями. При этом он, помимо собственно богослужебной, всегда исполнял функцию и просветительскую — при храме имелась довольно крупная для небольшого Кузнецка библиотека, действовала церковноприходская школа. В соборе хранился богатейший архив с царской грамотой 1623 года — он погиб в пожаре, устроенном партизанами-роговцами во время Гражданской войны.
Приход Спасо-Преображенского собора был обширным — по состоянию на середину 1880-х годов к нему относилась Успенская церковь на кладбище и Вознесенская церковь в тюремном замке, Иверская часовня, выстроенная в 1885 году рядом с собором на средства купца С.Г. Шукшина, и ещё шесть сельских часовен. Соответственно, и соборный причт по штату исчислялся семью единицами: настоятель, священник, диакон, два дьячка и два пономаря. Стоит отметить, что с самого освящения каменного собора в 1835 году установилась традиция совершения крестных ходов из села Ильинского, где пребывала чудотворная икона Ильи Пророка. «Икона, — писал во второй половине ХIХ века в своей «Летописи града Кузнецка» кузнецкий купец И.С. Конюхов, — каждогодно приносится в город Кузнецк в девятую после Пасхи или в первую Петрова поста пятницу и обносится вокруг города… Икона оставалась в городе до второго по пятнице воскресенья провожали тем же порядком, как и встречали. Сей обычай, по предоставлению горожан, обеспечивал Кузнецку защиту от внешних врагов, неурожая и засухи». Всё это кончилось после революции.
Беды начались с погрома, учинённого в декабре 1919 года партизанами анархиста Г. Рогова. По воспоминанием современников, в храм роговцы въехали на конях и тут же принялись вершить революционный суд. Сюда роговцы согнали «буржуев, попов и прочих паразитов» и здесь их «казнили». Потом собор, заваленный трупами убитых и недобитых купцов, членов их семей и священников, просто-напросто подожгли. После этого поджога даже колокола упали с колокольни, расплавившись, а от храма остались лишь закопчёные стены. Часть ран, нанесённых кощунниками, собору удалось залечить — к 1926 году был отремонтирован первый этаж и в нижней церкви снова стали совершаться богослужения. Однако продолжалось это недолго. В 1929 году на другом берегу Томи пригнанные сюда толпы рабочих приступили к сооружению гигантского металлургического комбината. В 1932 году Кузнецк объединили с Новокузнецком в один город, вскоре переименованный в Сталинск. Спасо-Преображенскому собору удалось выстоять до 1935 года, когда он был окончательно закрыт. Хотели в здании устроить музей — не устроили. Позже ролью, не подошедшей музею, пытались осчастливить контору электромонтажа, детскую больницу, школу комбайнёров — ничего не вышло. А вышло с хлебозаводом, который был быстро оборудован в церковном здании в военном 1942 году, когда в город эвакуировали несколько заводов и резко выросшее рабочее население потребовалось чем-то кормить. После же хлебозавода уже ничего не было — с 1960-х годов на месте некогда красивейшего собора стояла унылая руина. Вот эту-то руину в 1989 году и вернули верующим.
Восстановительные и реставрационные работы, начатые в 1994 году, заняли ровно десять лет, и в 2004 году Спасо-Преображенский собор отпраздновал своё второе рождение. В 2012 году, с образованием отдельной Новокузнецкой епархии в составе Кемеровской митрополии, Спасо-Преображенский храм получил статус кафедрального собора.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №115, 2014 г.
Мы не знаем, менялся ли проект Спасо-Преображенского собора в процессе его многолетнего строительства. Если и менялся, то скорее всего, незначительно, лишь в некоторых деталях. Тем удивительнее его «отрыв» от «сибирского барокко», правившего бал в Сибири до самого ХIХ века, а звучавшего протяжным эхом и того дольше. Стоит вспомнить, что кузнецкий собор строила (или, во всяком случае, начинала строить) та же иркутская артель Почекунина, что возвели двенадцатью годами ранее Одигитриевскую церковь, полностью, практически без зазоров, укладывающуюся в традиционную барочную схему. Какие-то двенадцать лет, секунда в масштабах истории, — и какой бросок вперёд! Спасо-Преображенский собор «оглядывается» на «сибирское барокко» лишь в своём объёмно-пространственном решении да незначительных деталях. Всё остальное — совершенно другое, от классицизма, причём весьма зрелого. Но будем говорить конкретно.
Что объединяет кузнецкий соборный храм с храмами иркутскими, красноярскими, тюменскими, тобольскими, которые обычно называются, когда речь заходит о «сибирском барокко»? Общая «трёхчастность» построения — да. Спасо-Преображенский собор — это привычный нам вытянутый на 43 метра «корабль» с расположенными по оси «запад-восток» колокольней, трапезной и основным четвериком. Двухэтажность — тоже да. Причём центральный объём, благодаря своей небольшой площади, приобретает очевидную устремлённость вверх — это весьма характерно для сибирских церквей ХVIII столетия. Наконец, малые главки с узкими вытянутыми барабанами — они вообще отзываются украинской храмовой архитектурой, а её влияние в «сибирском барокко» было велико — по той причине, что на протяжении долгого времени сибирские архиреи почти сплошь являлись выходцами из Малороссии. Остальное — уже классицизм. Никакой пышной лепнины, никаких наличников сложной формы, никаких выпуклостей-вогнутостей и прочего декоративного «излишества». Всё необыкновенно строго и «правильно». Гладкие стены лишены украшений, лишь углы верхних ярусов подчёркнуты массивными сдвоенными колонками. От классицизма же — чуть заметные волюты, венчающие грани барабанов, лаконичные наличники окон второго этажа, а также многоступенчатые карнизы на всех объёмах, сформированные рядами сухариков. Если продолжить искать барочное эхо в облике новокузнецкого собора, то можно обратить внимание на восьмигранный купол — ещё одно опосредованное украинское влияние в «сибирском барокко». В классицистских церквях мы, как правило, имеем дело с полукруглыми куполами внушительного диаметра. Строгая двухэтажная апсида почти в ширину основного четверика имеет пятигранную форму — и это очередной барочный отзвук в архитектуре собора; пятигранные апсиды характерны для храмов, выстроенных в стилистике «сибирского барокко». Окна второго этажа восьмерика отличаются от окон первого этажа четверика своими размерами (они больше), ярко выраженными полуциркульными завершениями и рельефными наличниками. Выше пробиты ещё дополнительные круглые окна. Вообще, в соборе окон много, оттого-то храм столь торжественно светел внутри.
Существует множество примеров, когда колокольня пристраивалась значительно позже возведения основного объёма храма и, по нечувствительности зодчих исполненные в иной стилистике, разрушали единство храмового ансамбля. Не то в случае со Спасо-Преображенским собором. Здесь колокольня проектировалась и строилась одновременно с собственно церковью, то есть «правильно», и абсолютно гармонично вписалась в единое здание, изящно перекликаясь сдвоенными колонками с четвериком. Имея 40 метров в высоту и будучи самой высокой «вертикалью» местности, она довольно долго оставалась архитектурной доминантой города. И сейчас Спасо-Преображенский собор — при всей своей нарочитой «неброскости» — смотрится необыкновенно выразительно. Особенно на фоне окружающей его позднесоветской застройки.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №115, 2014 г.
История строительства Спасо-Преображенского собора восходит ко времени основания города Кузнецка. В сентябре 1617 года для постройки Кузнецкого острога отправляется из Томска боярский сын Евстафий Харламов с отрядом казаков. Новый острог был типичным для своего времени — прочная деревянная ограда из толстых заостренных бревен, стоящих вертикально, с башнями, рвом и валом. Весной следующего, 1618 года сюда прибывает священник Аникудим, которому надлежало позаботиться о помещении для богослужений. Уже к концу лета мастера срубили небольшую Преображенскую часовенку.
После постройки второго острога в 1622 году и пожалования Кузнецкому острогу царем Михаилом Романовым городского права и герба, в 1620-22 годах на высоком береговом уступе реки Томи выстроили новый деревянный храм Преображения Господня и доставили для него «иконы, ризы и Царские врата» (ГАТО, ф. 170, оп. 3, д. 4976, л. 7).
По распоряжению воеводы Евдокима Баскакова служилый человек Владимир Аверкиев и казак Яков Филиппов отправляются сначала в Тобольск к архиепископу Куприяну и потом, с письмом от него, в Москву к патриарху Филарету, Согласно грамоты Государя для церкви Преображения Господня было послано: «…деисус, семь икон длиной получетверти пяди, царские двери со святители, со столицы и сенью, да образ местной иконы Преображения Господа нашего Иисуса Христа, длина пяти пядей, венец позолоте, да образ Пресвятые Богородицы за престольные, а крест воздвизальтный деревянный, два колокола, а в них весу пуд без полуторы гривенки, сосуды церковные оловянные, ризы миткалевые, оплечье бархатное, стихарь полотняный, оплечье выбойчатое, эпитрахиль, да поручни выбойчатые, пояс нитяной» (Костров, 1867, с. 39).
К 1665 году причт церкви состоял из священника с окладом 6 рублей в год и просвирни с двухрублевым окладом (ГАТО, ф. 170, on. 1, д. 4505, л. 1-8). Вместе с монахами Христорождественского монастыря, казаками и «детьми боярскими» они неоднократно обороняли острог от набегов татар-кочевников.
Выполненный в традиционном северорусском шатровом стиле — символе Московской Руси, храм был похож на многие сибирские церкви. В простонародье Спасо-Преображенский храм назывался просто Спасским. И само место, где готовили строевой лес для храма вблизи современного поселка Абагур, также называлось Спасским.
В 1718 году к столетнему юбилею Кузнецка Петр I пожаловал этой церкви трехметровый деревянный крест, расписанный по его указанию, верхотурским изографом Я. Лосевым (ТЕВ, 1884, № 9). Часть этого креста сохранилась и экспонируется в Новокузнецком краеведческом музее. В 1734 году храм пострадал от пожара, но вскоре был восстановлен и оставался до конца XVIII века главным храмом Кузнецкого округа, а с XIX века — Кузнецкого благочиния.
В начале XVIII века храм получает статус собора, который закрепился и за новым каменным храмом, выстроенным «тщанием прихожан и доброхотных дарителей» в течение длительных 43 лет (ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 4505, л. 1). Закладывается он 14 мая 1792 года по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама артелью иркутского мастера Д. Почекунина. В нижнем этаже храма соорудили два престола — во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и свт. Николая Мирликийского, в верхнем этаже — главный престол во имя Преображения Господня. Уже 31 октября 1801 года оба престола нижнего этажа были освящены протоиереем Яковом Арамильским. После этого строительство продолжалось еще почти четыре десятилетия: в 1830 году полностью закончена каменная кладка, а летом 1831 года — отделка.
Причт в те годы состоял из пяти человек: протоиерея, священника, дьякона и двух пономарей. Все хозяйство собора держалось на купце И.С. Конюхове, долгое время служившем старостой при соборе. (ГАТО, ф. 170, oп. 1, д. 4505). На следующий год вокруг собора выстроили каменную ограду с двумя воротами. Базарную площадь, примыкавшую к собору, по разрешению императора Николая I решено было не застраивать во избежание пожаров.
Вид на красавец-храм, располагавшийся на высокой береговой террасе реки Томи, открывался еще при подъезде к городу. Долгое время Преображенский собор с его сорокаметровой колокольней был самым высоким сооружением Кузнецкого уезда и одним из самых высоких в Сибири. Впечатляла и двухметровая толщина стен. Церковь строилась двумя поколениями мастеров, потому особенно интересна его архитектура, в целом тяготевшая к раннему классицизму. Своеобразие храма подчеркивалось обилием барочных главок. В архитектурном облике, внутреннем благолепии Преображенского собора выявилось его значение как главного храма Кузнецкого благочиния.
Архитектура собора по строгим пропорциям объемов, сдержанной декоративно-пластической разработке фасадов воплощала стилистику классицизма с элементами позднего «сибирского барокко». Сдвоенные колонны верхних ярусов храмовой части, колокольни, форма наличников окон, профили карнизов волюты по граням барабанов и с утонченными шейками главки прекрасно иллюстрируют эту эклектику. Объемно-пространственное решение плана храма при переходе от «барокко» к классицизму претерпело некоторые упрощения. В отличие от Богородице-Одигитриевской церкви размеры, габариты апсиды храма остались без изменений. Храмовая часть относительно апсиды сохранила свои пропорции и имеет равные длину и ширину (квадрат), а вот трапезная по ширине уменьшилась и уже совпадает с храмовой частью, в то время как у Одигитриевской церкви трапезная выступала на одну сажень по южному и северному фасадам относительно храмовой части. Колокольня в соборе была увеличена в плане на одну сажень, в створе с ней построен притвор с лестницей, а в Одигитриевской церкви в середине XIX века к колокольне с запада пристроили большой двухэтажный хозяйственный притвор с главным входом.
Спасо-Преображенский храм стал значительным архитектурным сооружением и средоточием духовнокультурной жизни всего Кузнецкого округа и запечатлен на многих дореволюционных фотографиях. Хотя к началу XX века он обветшал и несколько пострадал от землетрясения 7 июня 1898 года, впечатление производил самое благоприятное, в отличии от соседней Одигитриевской каменной церкви.
В 1907 году собор капитально отремонтировали — позолотили кресты, луковицы и иконостас, подновили росписи и иконы. Спасо-Преображенский собор строился исключительно «тщанием прихожан и доброхотных дателей». Так, к примеру, лавочник С. Кошельков пожертвовал 800 рублей серебром. Весомый вклад внесли купцы Муратовы, Ловыгины, Родюковы, Поповы. В июле 1831 года священник Стефан Хмелев завещал перед смертью в пользу собора свой дом с имуществом (ГАТО, ф. 170, on. 1, д. 4512). Каждый горожанин считал долгом чести дать на святое дело часть своих средств, а всего жителей Кузнецка насчитывалось тогда немногим более трех тысяч человек.
В 1885-86 годах рядом с собором иждивением купца С.Г. Шукшина, в память о мученической смерти царя Александра II, была выстроена каменная часовня во имя Иверской иконы Божией Матери и приобретены для нее и собора иконы с богатейшими окладами: Иверская икона Божией Матери, икона св. первомученика архидиакона Стефана, икона св. равноапп. вел. кн. Александра Невского, икона прпп. Прасковьи и Евдокии, икона вмч. Пантелеймона, икона св. апостола Луки. Большую помощь в строительство храма внесли купцы Медников, Попов, Панов. Последний, как почетный гражданин города и староста собора., в 70-е годы XIX века всегда принимал у себя дома томских епископов.
Являясь главным храмом 14-го благочиния собор объединял 20 приходов. Численность причта в разные годы менялась, но обычно было по штату 2-4 священника, духовник благочиния, дьякон, пономарь, псаломщик, просвирня. Должность благочинного исправляли, как правило, настоятели Преображенского собора. С 1857 по 1869 годы должность благочинного занимал настоятель собора протоиерей П. Стебликов, более 50 лет прослуживший в церквях Сибири, затем его сменил 3. Кротков. В 1885-87 годах благочинным был протоиерей Одигитриевской церкви Е.И. Тюменцев, выпускник Тобольской семинарии, ученый, член-корреспондент Петербургского Императорского ботанического сада, одновременно преподаватель уездного училища и основатель церковного хора мальчиков. Именно он еще ранее, 6 февраля 1857 года, венчал в Одигитриевской церкви писателя Ф.М. Достоевского.
В 90-е годы XIX века благочинным вновь назначается протоиерей Преображенского собора — Н. Любимцев, запомнившийся тем, что оставил после себя документальное свидетельство землетрясения 1898 года. Перед большевистским переворотом обязанности последнего благочинного исполнял протоиерей В. Минералов, убитый красными повстанцами в декабре 1919 года.
К приходу Преображенского собора с середины XVIII века относились семь близлежащих деревень, имевших часовни или молитвенные дома, в том числе в самом городе Кузнецке было 2 часовни. Кроме этого, в городе Кузнецке в 1807-37 годах была построена приписная к собору каменная, однопрестольная Успенская кладбищенская церковь, стоявшая на месте современного городского сада алюминщиков и разоренная вместе с Одигитриевской церковью в 1919 году.
На территории крепости, за острожными стенами с 1717 года находилась деревянная часовня во имя Вознесения Господня, сохранившаяся до начала XX в. После погрома первый этаж здания храма «тщанием прихожан» к 1922 году отремонтирован для служб, хотя иконы дониконовского письма воссоздать из пепла так и не удалось.
Сведения о жизни прихода в 20-е годы противоречивы, вероятно, храм был захвачен «обновленцами», а «тихоновцы» вынуждены были ютиться в домике напротив. Согласно переписи 1934 года паству собора составляли 514 человек. В 1933 году комсомольцы во главе с бывшим командиром отряда ЧОН, председателем Кузнецкого исполкома К. Г. Воробьевым сбросили наземь многопудовые колокола. Годом раньше сравняли с землей соборную часовню. Окончательно храм разграбили в 1935 году комсомольцы с КМК — разобрали половину колокольни, сняли кресты и порушили главки.
В 1937 году горсовет решил приспособить здание под музей, для чего предусматривалось «избавиться от всех символов культа, забетонировать пол, крутую каменную лестницу на второй этаж заменить железной». Вместо этого в 1938-39 годах в нем разместили школу комбайнеров, а с 1940 года — хлебозавод. С середины 50-х годов здание оказалось бесхозным. Лихие люди разобрали уже оскверненные, но уцелевшие — ограду и ворота, разворовали чугунные плиты пола. В генеральном плане Новокузнецка 1964 года о соборе просто умолчали, запланировав на этом месте постройку объездной дороги, как того требовали ретивые хозяйственные руководители. Поскольку здание не снесли, возникали новые варианты его использования, в том числе и такие нелепые, как превращение храма в ресторан «Старая крепость» или в органный зал.
В 1977 году прихожане находящейся недалеко от собора Никольской церкви обратились в горсовет с просьбой о передаче им храма, но получили категорический отказ. Лишь в 1988 году, после празднования тысячелетия крещения Руси, в местной печати все чаще стали появляться настойчивые требования горожан о передаче собора православной общине. На сессии горсовета в ноябре 1989 года эти требования, наконец-то, были удовлетворены.
Для нужд собора городской администрацией была передана усадьба купца Родионова с последующим восстановлением 2-х этажного дома, а в 1995 году под резиденцию архиерея епархии и иконописную мастерскую — отреставрированный каменный дом купца Васильева. Кроме того, по сохранившимся обмерам и старым фото, планируется восстановить двухэтажный дом священника Е. Тюменцева. В феврале 1986 года по инициативе главного архитектора города А.И. Выпова, архитекторов В.Н. Усольцева и М.Н. Клочкова горсовет принял, наконец, план создания историко-мемориального комплекса, куда в качестве доминанты должен был войти восстановленный Спасо-Преображенский собор. В жизни собора как бы открылась новая, возможно, более светлая страница его многострадальной истории.
Несмотря на то, что в наше время строительство, а тем более возрождение храма — дело чрезвычайно дорогостоящее, он медленно, но все же восстанавливается. Завершается сооружение главного купола, верхнего яруса колокольни, обустроены хоры, лестницы в притворе, перекрытие над алтарем, изготовлены каркасы луковиц, заканчиваются внутренняя отделка и роспись стен. В отреставрированном храме с 1995 года ежедневно проводятся богослужения.
При соборе в полуподвальном помещении по ул. Ленина-42 оборудована реставрационная мастерская, где работает архитектор Виктор Усольцев, бригада резчиков мастера Владимира Шубекина. Артель квалифицированных иконописцев собора из-за отсутствия помещения временно трудилась в селе Красном, где расписывала Троицкий храм. В дальнейшем мастерская разместится на первом этаже памятника архитектуры — бывшем каменном доме купца Васильева по ул. Народной-7. В других комнатах обустроена резиденция епархиального архиерея с домовой церковью и воскресной школой.
В настоящее время причт собора состоит из 15 клириков. Настоятель Спасо-Преображенского собора благочинный протоиерей Александр Иванович Пивоваров — кандидат богословских наук и с октября 1994 года — проректор Новокузнецкого Духовного училища. Родился о. Александр в 1939 году в городе Бийске. Свое служение Церкви он начал в 1956 году псаломщиком Никольского собора города Золотоноша. В 1960 году окончил Одесскую Духовную семинарию, после чего рукоположен во диаконы, а затем во священники в июле 1960 года в Покровской церкви города Красноярска. С 1963 года заочно обучался в Московской Духовную Академию. С июня 1965 года служил священником, а с июня 1968 года настоятелем Петропавловского собора города Томска и благочинным церквей Томской области. С февраля по ноябрь 1975 года — настоятель Михайло-Архангельской церкви города Новокузнецка, затем — священник Вознесенского собора города Новосибирска. С июня 1976 по июнь 1978 года является секретарем Новосибирского Епархиального управления. После непродолжительного служения настоятелем Покровской церкви города Прокопьевска с июня 1978 по январь 1979 года и настоятелем Казанской церкви города Ачинска до октября 1979 года, вновь назначается секретарем Новосибирского Епархиального управления. С декабря 1980 по ноябрь 1982 года служит священником Вознесенского собора города Новосибирска, затем до марта 1986 года — настоятелем Успенского храма города Енисейска. В 1986 году исполнял обязанности настоятеля Александро-Невского храма р.п. Колывани, а с ноября — настоятеля Покровского собора города Тобольска. С марта 1990 по апрель 1992 года является благочинным Тобольского округа, затем переведен настоятелем Никольского собора города Омска. С 1 октября 1993 года назначается настоятелем реставрируемого Спасо-Преображенского собора города Новокузнецка, а 9 июня 1994 года — благочинным Второго Новокузнецкого округа. Еще в 1968 году к празднику Святой Пасхи о. Александр был возведен в сан протоиерея. В 1980 году награжден орденом кн. Владимира III степени, в 1988 году — орденом кн. Владимира II степени, а в 1990 году — митрой.
Воспитанники собора и Новокузнецкого Духовного училища служат в новых храмах епархии. Это священник Димитрий Гладских в церкви мч. Иоанна Воина в Абашево, священник Игорь Кропочев в Троицкой миссионерской церкви шорского улуса Усть-Анзас, священник Алексей Кашицин в междуреченской церкви Всех Святых, священник Павел Аксенов в церкви Успения Пресвятой Богородицы села Атаманово, священник Сергий Циолковский в крестильном храме в честь прп. Серафима Саровского Свято-Георгиевского прихода города Таштагола. Отреставрированный собор вскоре вновь засияет своим великолепием как памятник архитектуры.
Кимеев В.М., Кандрашин Д.Е., Усольцев В.Н. Православные храмы Кузбасса. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.