Борисоглебская церковь относится к храмам, приспособленным к обороне (1519 г.). В первой половине XVII в. она была реконструирована, достроена с западной стороны и получила иной облик. В архитектуре церкви много готических элементов: звездчатые своды на нервюрах, контрфорсы, стрельчатые проемы, декоративные пояса, стрельчатые арочки и т. д. Интересно отметить, что отдельные черты архитектуры церкви присущи и архитектуре бернардинского костела в Вильнюсе (1525-1594 гг.).
http://globus.tut.by/novogrudok/
Собор святых благоверных князей Бориса и Глеба в г. Новогрудке. Построен на месте древнего храма XII века, фрагменты фундамента которого сохранились до наших дней. Древний храм XII века с 1317 года был кафедральным собором Литовско-Новаградской митрополии и при нем существовал мужской монастырь. В 1451 году храм посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+1461). В 1517-1519 годах на месте старого был построен новый кирпичный храм в виде корабля на средства гетмана Великого Княжества Литовского князя Константина Острожского и митрополита Литовского Иосифа (Солтана). Храм перестраивался и реконструировался в XVII, XVIII веках, в 1873-1875 и 1923-1924 годах. Со второй половины XVIII века по 1915 год в храме находилась перенесенная из замковой Свято-Успенской церкви г. Новогрудка местночтимая Замковая икона Божией Матери. В период гонений, в 1961 году, храм был закрыт, и в нем разместили госархив. В 1996 году на праздник Рождества Христова собор был возвращен Православной Церкви.
В нескольких метрах от старинной торговой площади находится самый древний каменный храм Новогрудка — Борисоглебская церковь, основанная во второй половине ХII века. В начале это было четырёхстолпное, трёхапсидное строение, вскоре обнесённое галереей. Пол в церкви был выложен из тонких (около 2 см) керамических плиток разной формы, а стены украшали фрески. Археологи считают, что первоначально храм находился на торговой площади, куда сходились все основные новогрудские улицы. Но город расширялся, места для торговли не хватало. В конце ХV века образовалась более широкая площадь, находящаяся на том месте, где и сейчас. С 1317 года был кафедральным собором Литовско-Новогрудской митрополии, при нём существовал мужской монастырь. Известно, что в 1451 году церковь Бориса и Глеба посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси.
В начале ХVI века (1517-1519 гг.) храм почти полностью был перестроен на средства гетмана Великого Княжества Литовского князя Константина Острожского. Для этих целей им и митрополитом Литовским Иосифом (Солтаном) выделяется большая сумма денег на реконструкцию Борисоглебской церкви. Здание храма становится трёхнефным, четырёхстолпным, почти квадратным зданием с широким, сильно выступающим гранёным алтарём. После Брестской унии 1569 года церковь Бориса и Глеба передаётся униатам. При ней не позже 1625 года был основан мужской базилианский монастырь. В 1632 году церковь перестраивается на средства магната Адама Хрептовича. После реконструкции храм приобрёл черты оборонительного сооружения. В те неспокойные годы большинство храмов должны были уметь защитить себя и тех, кто прятался за их стенами. На фасаде появились башни с бойницами. Под храмом Хрептович основал родовую фамильную усыпальницу. Внутри собора находится мраморная плита, поставленная графом Хрептовичем в 1641 году в память об отце и деде, захороненных в крипте этого храма.
В 1793 году Новогрудский уезд входит в состав Слонимской губернии Российской империи после 3-го раздела Речи Посполитой. С 1801 года — в составе Гродненской, а с 1843 года — в Минской губернии. В то время большинство католических храмов и монастырей было закрыто, многие переходят в лоно Православия. Восстанавливая историческую справедливость, Борисоглебский храм возвращают Православной Церкви. Его снова перестраивают в популярном в те годы псевдорусском стиле. Вследствие ремонта 1873-1875 годов, внешний вид был изменён, но внутренние интерьеры и подвалы сохранились. В 1923-1924 годах храм был снова реконструирован. В результате реставрации его архитектура утратила украшения, присущие псевдорусскому стилю. Здесь долгое время находилась чудотворная икона Божией Матери «Новогрудская», перенесённая из Замковой церкви. В 1915 году, во время Первой мировой войны, перед вторжением в город германских войск икону вывезли на Украину. До начала 60-х годов ХХ столетия в храме совершались богослужения.
В 1961-1962 года здесь работала археологическая экспедиция под руководством М. К. Каргера. Произведены раскопки вокруг существующего здания Борисоглебской церкви, выстроенной в начале ХVI века. В ходе этих исследований выяснилось, что современный Борисоглебский собор, построен на месте древнего храма ХII века, фрагменты фундамента которого были обнаружены под алтарём во время проводимых раскопок. В 1961-1995 годах храм был закрыт, в здании размещался филиал государственного архива Гродненской области. Православной общине Борисоглебский храм был передан 7 января 1996 года. Вновь была проведена реставрация здания и храм был восстановлен в таком виде, каким был в ХVII веке. Последняя же реставрация была осуществлена в 2010 году, в результате которой добавлены такие распространённые в русской православной архитектуре элементы, как шатры, кокошники и купола-луковицы.
А теперь стоит обратить внимание на архитектуру Борисоглебской церкви. В плане храм очень напоминает ранние католические храмы Великого княжества Литовского (например, Троицкий костёл в Ишкольде, что находится по сей день неподалёку от Барановичей), но в исполнении готических элементов, а в оформлении фасада чувствуется мощное влияние православно-византийского влияния. Снаружи стены основного объёма и углы апсиды укреплены контрфорсами, но не ступенчатыми или прямоугольными в плане, как в готических костёлах, а более утончёнными, многогранными, одинакового сечения по всей высоте, завершающиеся многоскатными навершиями. Кроме гранёных контрфорсов, на боковых фасадах присутствуют плоские лопатки, возможно, это стёсанные поздние контрфорсы. На южном фасаде сделан дополнительный вход в виде полуциркульной арки. Своеобразный декоративный мотив создаёт аркатура из вертикальных кирпичных тяг, завершённых стрельчатыми арочками. Верхнюю часть фасада здания опоясывают ажурные кружева из трёх ярусов переплетённых стрельчатых арочек. Поток вертикалей аркатуры, граней контрфорсов, больших стрельчатых окон создаёт неповторимый облик этого выдающегося памятника белорусской готики. Внутренний основной объём (23,5 х 16 м, пролёт около 14 м) разделён четырьмя столпами и системой подпружных арок на девять равновысоких травей, перекрытых звёздными нервюрными сводами. При перестройке храма в популярном тогда псевдорусском стиле, был разобран свод над центральным нефом и над ним возведён световой деревянный барабан. К западному фасаду пристроили притвор, а двухстороннюю крышу заменили на четырёхстороннюю. В 1923-1924 годах обновили свод центрального нефа.
Ныне храм представляет собой состоящее из трёх нефов и двух башен здание, имеющее в плане прямоугольную форму. На востоке церковь заканчивается многогранной апсидой, с запада к основному зданию примыкает притвор. Общая длина храма составляет 23,5 м, а ширина 16 м. Интерьер поделён на три равных нефа, что придаёт ему зальный характер. Нефы имеют ровную ширину, что не соответствует классической готической трактовке внутреннего пространства. Шаг столбов и компоновка сводов образуют в системе перекрытий попарно равноконечный греческий крест. Основная и алтарная часть соединены тремя арками вытянутой формы, которые удачно имитируют каноническую трёхапсидность православного храма.
Значительную роль в оформлении интерьера Борисоглебской церкви играет хорошее освещение, которое поступает через окна вытянутой формы боковых фасадов и апсиды. Первоначально окна были сделаны в каждой грани апсиды. Тут они имели более значимые размеры, чем в стенах боковых фасадов. Этим строители, очевидно, хотели усилить проникновение концентрированных потоков света в алтарную часть, чтобы придать ей более освещённый вид, что широко применялось в романских и готических базиликах. Скорее всего, в связи с приспособлением храма под оборону, окна в первой половине ХVII века были уменьшены в высоту. Борисоглебская церковь является уникальным памятником древней белорусской архитектуры, где соединены черты готики и ренессанса. Именно этот храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба некогда являлся кафедральным собором митрополии, а монастырь служил резиденцией митрополита Новогрудского и Литовского.
Из книги-путеводителя: серия «Жемчужины Беларуси» М. Толочко «Новогрудок и его окрестности». Издательство УП «Рифтур». — Минск, 2003
Археологи М. Каргер, П. Раппопорт, А. Кушнеревич и О. Трусов предполагают, что Борисоглебская церковь в Новогрудке была построена в первой половине XII в. на месте языческого капища. Тот храм, по-видимому, возвели в стиле характерном для полоцкой школы зодчества XII в. Он был расписан фресками, имел пол, выложенный из керамических плиток, квадратных, прямоугольных и треугольных. В стены его, как и в знаменитой Коложской церкви, были вмурованы голосовики.
Храм возвели за пределами древнего города, на перекрестке дорог. С его появлением сместился и центр города — образовавшаяся перед церковью площадь сделалась его новым центром. Отсюда уходили дороги на Вильню, Вселюб, Минск, Слоним. Строительство этой церкви связывают с правителями Новогрудка XII в. В это время на Замковой горе уже существовала церковь. Решено было построить общедоступный большой храм для всего окрестного люда. Предполагается, что возводили его приглашенные из Витебска и Полоцка мастера вместе со своими местными учениками. Первоначально храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы.
С 1317 г. эта церковь получает статус Кафедрального собора.
В XIV в. при этой церкви основан мужской православный монастырь, в котором размещается резиденция митрополита. Местность возле Новогрудка, которая теперь носит название Митрополь, в то время принадлежала монастырю и служила летней резиденцией митрополита.
В 1414-15 гг. в церкви проводились соборы епископов Западной Руси. Они созывались по указу Витовта. Рассматривался на них, по существу, всегда один и тот же вопрос — об отделении епархии от юрисдикции митрополита Киевского и создании самостоятельной литовской митрополии. Но раскол был преодолен. Этому посодействовал Московский митрополит святитель Иоанн. Он приезжал в Новогрудок в 1451 г. и прочитал в церкви Пресвятой Богородицы пламенную молитву о единстве православной церкви. Позже святитель Иоанн был представлен к лику святых (канонизирован).
В 1480 г. церковь посетил епископ Смоленский Михаил. Именно после этого визита церковь стала называться соборной (главной в регионе) и из Пресвято-Богородицкой была переименована в Борисоглебскую.
В 1517-19 гг. на Борисоглебскую церковь пожертвовал князь Константин Острожский. В это время (1507-21 гг.) в Новогрудке размещалась резиденция митрополита Иосифа Солтана. Старый храм, поврежденный временем и крымскими татарами, разобрали и на его фундаменте возвели в формах ренессанса трехнефное здание с чертами оборонного зодчества. Стены укрепили контрфорсами. Тогда же появилась пятистенная (граненая) апсида. Интерьер украсили в стиле поздней готики — узорчатыми перекрытиями с нервюрами.
После Брестской унии 1595 г., когда митрополит Михаил Рогоза подписал унию с католиками, Борисоглебская церковь сделалась униатской. В 1617 базилиане на ее базе соорудили свою резиденцию, а в 30-е гг. XVII в. при церкви образуется и базилианский монастырь, сначала мужской, а потом и женский. Основоположником обоих монастырей был униатский митрополит И.В. Руцкий.
В первой трети XVII в. церковь переоборудовали: её фасад украсили башни с зубцами и бойницами.
По праву главной церкви Новогрудского деканата, куда входило 35 униатских храмов, Борисоглебская церковь являлась хранительницей и собирательницей основных ценностей здешних храмов. Между прочим, здесь сохранялся престольный восьмиконечный, инкрустированный серебром деревянный крест с надписью на старославянском: «Сей крест сооружен коштом и накладом отца Константина Протопопа Новогрудского року 1625, месяца апреля 5 дня…». Этот крест теперь хранится в музейных фондах Минска и ждет возрождения Новогрудка и Новогрудской Борисоглебской церкви, чтобы быть опять внесенным в эту святыню. До I мировой войны в храме находилась чудотворная икона Божьей Матери с ребенком Иисусом, перенесенная сюда с замковой Успенской церкви. На ризе иконы была сделана надпись с датой 25 января 1654 г. Опекунами церкви были магнаты Хрептовичи, Солтаны, Острожские.
14 февраля 1660 г. Иван Александрович Зелены приводил в Борисоглебскую церковь новогрудских шляхтичей присягать на верность царю Алексею Михайловичу.
В 1712 г. городской пожар унес все деревянные постройки, окружавшие церковь. В 1772 г. церковь отремонтировали. В её интерьере появился каменный иконостас.
28 марта 1839 г. Новогрудская Борисоглебская церковь официально вернулась в лоно православия. В том же году она опять становится соборной (центром благочиния). В 1845 г. церковь становится приписной к Свято-Никольскому собору (бывшему францисканскому костелу). В 1870-х гг. осуществлена её перестройка: над храмом поставлен деревянный барабан с луковичной головкой, двухскатная крыша заменена на четырехскатную, пристроен притвор.
По материалам доклада Ивана Сергеевича Гриня на 1-х Свято-Елисеевских образовательных чтениях в городе Новогрудке в 2003 г.