Часовня Михаила, Петра и Павла имеет традиционную объемно-планировочную структуру, которая состоит из сеней, трапезной, молельного помещения. Здание в плане прямоугольное. Над сенями надстроена восьмигранная невысокая звонница с шатровым покрытием. Основное помещение часовни завершается двускатной крышей. Вход устроен с северной стороны через сени. Часовня рублена из бревен, а позже, в XIX веке, снаружи обшита тесом. Резьбой оформлены столбы звонницы и причелины кровли.
http://mir.karelia.ru/index.php?frai=0&firm=2262
В 2011 году был проведен небольшой косметический ремонт здания, на крыше произведена реконструкция деревянной звонницы.
Часовня в Новинках посвящена Архангелу Михаилу. Она также нескольке более сложной формы, чем обычно. Над притвором здесь установлена колоколенка, крытая невысоким шатром, на резных столицах такого же профиля, как и в часовне Сюрги и Верхнего Конца: граненые дыньки чередуются с плоскими подушками. Этот декоративный мотив делает здание более нарядным.
Главка над часовней крыта железом, под ним угадывается удлиненная форма еловой шишки. Часовня весьма близка тому типу, который мы определили как карельский, встретив его в завершенном виде в Пряжинском районе. Возможно, родиной его был Олонец, где примерно половину населения составляют карелы, но где они вплотную соприкасались с культурой русского народа.При первом осмотре иконостас часовни был вполне сохранившимся, в нем был комплект икон начала XVIII века и одна икона XVI века — «Смоленская Богоматерь». В нижнем ряду стояли иконы «Никола», «Георгий», «Смоленская Богоматерь», «Архангел Михаил на огненном коне» и «Петр и Павел» в рост. Иконы вывезены в Карельский музей искусств. Икона «Петр и Павел» расчищена и находится в экспозиции, в ней несомненно ощущается воздействие заонежской школы живописи. Иконописные традиции не мешают художнику свободно компоновать отдельные картины и добиваться большой выразительности в раскрытии содержания клейм.Раскрыта из-под записей и икона «Никола в житии», любопытная бытовыми подробностями. Так, в клейме с надписью «святый Николае нача учитися граматы» представлен строгого вида монах, сидящий на раскладном стуле на фоне деревянного дома, перед ним два улыбающихся мальчика с букварями. Манера выполнения этой иконы другая, чем у «Петра и Павла», вместо наложения пробелов «скорописью» здесь больше мягкости в передаче объема, заметно воздействие живописи вологодского Севера.
Вокруг Новинской часовни — кладбище со старинными крестами с резными навесами и врезанными в них медными иконками.
Брюсова В.Г. По Олонецкой земле.- : Искусство, 1972