Новгород-Северский. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения.

Собор по проекту Джакомо Кваренги был возведен в 1791-1806 гг. на месте разобранного здания раннего времени.
Источник: Джакомо Кваренги. Архитектурная графика. СПб., 1999, с. 81.

Когда в XI веке в Новгороде-Северском был основан монастырь, все строения его были деревянными. Первым же каменным сооружением стал построенный в конце XII века монастырский собор, освященный во имя Преображения Господня. И сейчас, когда пройдя под башней-колокольней, заходишь на территорию монастыря, прямо перед глазами, в центре монастыря, возвышается величественное строение собора. Вот только не похож он совсем ни на древнерусский храм, ни на собор построенный в стиле украинского барокко.
22 января 1787 года монастырь посетила императрица Екатерина II. По личному указу старый собор должен быть разобран, а на его месте построен более величественный храм. Средства на его строительство выделила лично сама государыня. Возводился собор с 1791 по 1806 год по проекту Джакомо Кваренги.
Большой массивный объем храма, который в плане имеет размеры 28х28 м и такую же высоту до зенита купола, поражает величием и монументальностью среди окружающих его невысоких построек. Большой световой круглый барабан со сферическим куполом и четыре глухие восьмиугольные барабана по углам создают торжественный, выразительный образ этого грандиозного сооружения. Три фасада украшены треугольными фронтонами. Западный фасад украшен четырехколонным портиком тосканского ордера. Южный и северный ризалиты оформлены пилястрами того же ордера. В интерьере храма — четыре пилона, соединенные подпружными арками, разделенными на 9 частей. В северном нефе находится могильная плита из красного мрамора с надписью: «Здесь похоронен граф Алексей Кириллович Розумовский (1748-1822)». А на глубине около двух метров находится фундамент и остатки стен древней церкви Спаса, в которой святили оружие в поход на половцев воины князя Игоря Святославича. Именно отсюда отправился он вместе с сыном, племянником и братом в половецкий поход в 1185 году.
В 1853 году в соборе устроили два боковых престола: справа — Успения Богородицы, слева — св. Димитрия Ростовского. Бывал ли Кваренги в Новгороде-Северском, неизвестно, но он не учел особенностей рельефа и грунта, и уже через 15 лет после завершения строительства Антону Карташевскому пришлось укреплять стены контрфорсами и купол внутренними колоннами. Собор подвергался реставрации в 1858, 1910, 1968 и в 1983 годах.
1999 год стал судьбоносным в жизни обители. После длительного перерыва в стенах Спасо-Преображенского собора вновь зазвучала церковная молитва.
Из материала книги-путеводителя: Андрущенко Г.В. Путеводитель по Черниговщине. Изд-во «Мистецство», г. Киев, 2011 г.

Древнейшая каменная соборная церковь в честь Преображения Господня появилась в Спасском монастыре в ХII веке. То, что осталось от неё (а это очень немного — лишь фундамент, открытый сейчас для всеобщего обозрения под полом нынешнего Спасо-Преображенского собора), позволяет говорить о том, что она была весьма невелика и строением своим похожа на Пятницкую церковь в Чернигове. «Церковь сия… подвергалась… многократным повреждениям от пожаров и неприятельских разорений, — совершенно справедливо указывает свт. Филарет (Гумилевский), — а потому, при возобновлениях и поправках, которые предпринимались после каждого разорения, могла утратить в наружном виде и во внутреннем устройстве первоначальную форму». Особенно серьёзное переустройство старая Преображенская церковь претерпела при владыке Лазаре (Барановиче). Неизвестно, впрочем, чего было более в этом переустройстве — ремонта ли уже существовавшего здания или строительства нового с сохранением лишь некоторых фрагментов прежнего храма.
К 1780-м годам соборная церковь пришла в ветхость. Возможно, это никого, кроме насельников монастыря (и правящего архирея), не взволновало бы, но вскоре из столицы пришло повеление о создании Новгород-Северской епархии, а в 1787 году обитель «посетила проездом» государыня императрица. Её стараниями и началось возведение нового собора — соответствующего статусу архирейского дома, который получил Спасо-Преображенский монастырь. Денег по тем временам из казны выделили очень много — около семидесяти пяти тысяч рублей. Но несмотря на это, строительство велось халатно, и прекрасный проект одного из лучших архитекторов того времени Джакомо Кваренги едва не был загублен теми, кто воплощал его в жизнь. Ещё преосвященный Илларион, епископ Новгород-Северский, при коем, собственно, и совершалась постройка, доносил в 1795 году светским властям, что «строящийся в монастыре собор под наблюдением казённой палаты сооружается несоответственно прочности и контракту; ибо во-первых, вопреки сему контракту, связи в стенах и в других местах здания кладутся не железные, а деревянные, которые, быв положены в кирпиче и извести, в скором времени подвергнутся тлению и произведут в столь важном и больших сумм стоящем здании опасные трещины; 2) что кирпич, положенный в сие здание, худ и непрочен; 3) камни в цоколе и под колоннами положены не по мере, в контракте означенной; 4) своды, ныне делающиеся, не имеют железных связей, перекрестье в один кирпич, а бока в полкирпича для прочности здания недостаточны». Власти отрядили комиссию для обозрения и устранения недочётов, указанных епископом илларионом, но, разумеется, опоздали. Когда комиссия прибыла в монастырь, собор уже стоял. Дело на некоторое время замяли.
В 1806 году собор освятили (при этом на внутреннее его украшение было издержано ещё двадцать тысяч рублей, пожертвованных Александром I). В 1816 году, когда о Новгород-Северской епархии не было уже и помину, донесения преосвященного Иллариона полностью подтвердились. Здание начало угрожать падением, о чём тогдашний настоятель архимандрит Иннокентий сообщил властям. Комиссия, составленная для описания «открывшихся повреждений», нашла, что: 1) внутри церкви в четырёх средних арках, на коих основан средний большой купол, открылись немалые трещины, простирающиеся как по сим аркам, так и по сводам, а частию в купол; 2) с западной стороны церкви по стене над дверью и около оной открылись весьма большие трещины сверху донизу и разделились на три большие отделения, кои время от времени увеличиваются и тем наводят к падению великое сомнение и опасность; 3) с южной стороны церкви по стене над дверью и около оной открылись немалые трещины, разделяющиеся по стене на два отделения; 4) с северной стороны по стене над дверью тоже открылись небольшие трещины; 5) с главного прихода в церковь по наружной площадке между колоннами и на крыльце вымощенные чугунные плиты во многих местах осели и лежат неровно, отчего бывает иногда водостой; 6) с наружной стороны церкви по стенам и карнизам щекатурка по местам отпала, и побелка испортилась». Для исправления сего плачевного положения губернский архитектор предложил укрепить здание дополнительными колоннами. В сложившейся ситуации ничего лучшего придумать не удалось (не перестраивать же весь собор), и предположение приняли. Расходы по установке шестнадцати колонн взяла на себя государственная казна, и к 1821 году все работы, включая укладку пола и побелку, были завершены. К сожалению, дополнительные колонны, не предполагавшиеся первоначальным проектом, несколько стесняют внутреннее пространство храма — внутри он выглядит меньше, чем снаружи. Но ничего не поделаешь: такова плата за его сохранение.
При возведении своём собор имел лишь один престол — в честь Преображения Господня. Но в середине ХIХ века, принимая во внимание размеры храма, решили устроить ещё два придела. При этом левый (северный) освятили во имя свт. Димитрия Ростовского, несколько лет управлявшего Спасо-Преображенским монастырём, а правый (южный) — в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1838 году в Преображенском соборе, близ входа в него, был захоронен прах Алексея Разумовского. Надгробие («изящный памятник из яшмы») сохранялось вплоть до революции и разграбления монастыря. Погребён он был сначала в местечке Почеп Мглинского уезда, а потом по ходатайству родственников прах его перенесли в Новгород-Северский монастырь.
За время советской власти Спасо-Преображенский собор совершенно обветшал. Сказывалось нахождение в монастыре концентрационного лагеря и психоневрологического диспансера). Организации, располагавшиеся в монастыре, не имели ни средств, ни желания поддерживать массивное здание собора в должном состоянии. Сейчас, однако, он получил вторую жизнь: полностью отреставрирован его фасад, восстановлено и внутреннее убранство.
Журнал «Православные Монастыри. Путешествие по Святым местам». Выпуск №78, 2010 г.

Сооружен по проекту архит. Дж. Кваренги. В 1821 г. во время ремонта конструкции собора укреплены; поставлены пристенные колонны и 16 колонн — в центре. Работами руководил архитектор А. Карташевский. Во время Великой Отечественной войны сооружение сильно пострадало.
Собор возведен из кирпича и камня, оштукатурен, побелен. В основу пространственной планировочной структуры положен квадрат, кубический объем увенчан купольной ротондой, расположенной в центре, и восьмигранными, нераскрытыми в интерьер барабанами по углам, перекрытыми сомкнутыми сводами. Порталы северного и южного фасадов подчеркнуты ризалитами с четырехколонными портиками и увенчанными треугольными фронтонами. Со стороны западного фасада — пространственный четырехколонный портик, с востока — круглая апсида. Интерьер отличается богатством пространственного решения и насыщенностью декоративно-художественного убранства. Центральное место занимает подкупольное пространство, очерченное спаренными колоннами ионического ордера, несущими антаблемент с карнизом с модульонами, на которые опираются подпружные арки. Свод купола расписан под кессоны. Сооружение одновременно воспринимается и как трехнефное. Каждый придел представляет законченное пространственное целое.
В 1983 г. разработан проект реставрации памятника и приспособления его под музей «Слово о полку Игореве» (архитектор Е. И. Лопушинская).
Памятник является образцом русского классицизма, отражает характерные для творчества Дж. Кваренги приемы архитектурно-художественного решения интерьера.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_567.html
Иконостас собора расписывал Брянский купец Григорий Корнеев. Третий ярус этого иконостаса надстроен в 1853 г., с рисованием (росписью) Льва Богаевского.
Жолтовский П.М. «Художественная жизнь на Украине в 16–18 в.в.». – К.: 1983 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?