Спасо-Преображенский монастырь, 1 класса, в Новгороде-Северске. Основан в 1033 году князем Мстиславом Владимировичем Тмутараканским; в 1618 году им овладели поляки, и он пришел в запустение; возобновлен в 1657 году епископом Лазарем Барановичем. В 1699 — 1701 годах в этом монастыре был настоятелем святой Дмитрий Ростовский. Здесь находится Новодворская или Суражская икона Богоматери, написанная в монастыре (теперь упраздненном) на берегу реки Рати, в урочище «Новый Дворец», святым Петром, митрополитом Московским (см. 21 декабря), и находившаяся прежде в Суражском монастыре (упраздненном в 1766 году). Эта святая икона представляет собою поясное изображение Богоматери с Богомладенцем на Ее левой руке, главы Которых украшены венцами; празднование в честь этой святой иконы совершается 20 декабря. При монастыре одноклассная школа и братство святого Дмитрия Ростовского для развития и утверждения в народе религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
В трех верстах от Новгорода-Северского на реке Десне князем Мстиславом Владимировичем в 1033 году был основан монастырь. Главный каменный собор во имя Преображения Господня был сооружен в конце 12 века во время правления князя Игоря Святославича. Из этого собора и отправился в половецкие земли князь Игорь — главный герой «Слова о полку Игореве». Остальные же монастырские постройки долгое время были деревянными. И только когда в 1657 году своим универсалом гетман Виговский передал архиепископу Лазарю Барановичу монастырь «со всеми местностями, которые монастырю принадлежали и которые после иезуитов и доминиканцев остались», в монастыре начались обширные строительные работы. С этого времени до 60-х годов 17 века в монастыре размещалась резиденция черниговских архиепископов. После того как резиденцию перевели в Чернигов, строительством занимался настоятель Михаил Лежайский. Кроме реконструкции главного собора, также были возведены каменные оборонительные стены с башнями, покои настоятеля, Петропавловская церковь с трапезной палатой. Сложился величественный монастырский ансамбль в стиле украинского барокко.
В 1657-1667 годах строится бурса для учеников Славяно-Латинской школы. Это двухэтажное здание привлекает внимание аркадой, которая была характерным элементом украинского деревянного зодчества 17 века. В 1674 году Л. Баранович организовывает здесь первую на Левобережье типографию, впоследствии переведенную в Чернигов. С сентября 1699 года по февраль 1701 года здесь служил архимандритом святитель Дмитрий Ростовский.
Самым старым памятником архитектуры является въездная башня-колокольня оборонного типа, построенная в начале 17 века. Для усиления эффекта торжественности и одновременно с целью усиления оборонительных сооружений, она стоит гораздо глубже фасадной линии стен. Перед ней по обе стороны расположены невысокие башни, которые тоже когда-то носили оборонительный характер, а сейчас воспринимаются как изысканный архитектурно-композиционный элемент украшения. После создания Новгород-Северской епархии (1785-1797 гг.), в монастыре действовала семинария.
В 1918 году монастырь закрыли. В 1929 году на территории монастыря был организован историко-культурный заповедник. Во время Великой Отечественной войны немцы устроили в монастыре лагерь для военнопленных, в котором погибло около 20 тысяч человек. После войны в помещениях монастыря располагалась психиатрическая больница, которая занимала часть монастырских помещений вплоть до 1987 года. В монастыре проводилась длительная реставрация, которая закончилась лишь к 1987 году. В 1999 году под патронатом Президента Украины в монастырском ансамбле завершилась полномасштабная реставрация, после чего его вернули Украинской Православной Церкви. Сейчас здесь живут 10 монахов. На территории монастыря расположен музей «Слово о полку Игореве».
Из материала книги-путеводителя: Андрущенко Г.В. Путеводтель по Черниговщине. Изд-во «Мистецство», г. Киев, 2011 г.
Спасо-Преображенский монастырь следует считать «спутником» Новгорода-Северского, прошедшим вместе с этим древним городом почти всю его тысячелетнюю историю. К сожалению, точных сведений о том, когда именно была основана обитель, нет. Да и чего другого можно ожидать, когда лишь во второй половине ХVII века Спасо-Преображенский монастырь зажил спокойной жизнью, а до того беспрестанно оказывался жертвой то соседних князей, то татар, то поляков. Наиболее ранней датой основания обители называют 1033 год. Архиепископ Филарет (Гумилевский) в составленной им «Описании Новгород-Северского Спасо-Преображенского первокласного монастыря» (1873 год) не даёт этой дате на существование. Он полагает, что обитель возникла в ХII столетии и отмечает в связи с этим: «Гораздо несомненнее то, что монастырь сей основан в то время, когда Новгород-Северский сделался главою городов, входивших в состав древнего княжения Северского, и столицею особых удельных князей, потому что в 1787 году, при разборе в сем монастыре древней каменной Преображенской церкви для построения новой, ныне существующей, в основании её найден овальный камень, резная надпись которой показывала, что строителями сей церкви были Владимир и Изяслав Давидовичи, первые князья Новгород-Северские, внуки Святослава Ярославича, князя Черниговского, владевшие Новгород-Северским с 1127 по 1136 год».
Велика вероятность, что уже в первые годы своего существования Спасо-Преображенская обитель не единожды подвергалась нападениям. Это могло произойти в 1147 и 1152 годах, когда черниговские князья, вступив в союз с киевским князем Изяславом Мстиславичем, разорили Новгород-Северский и его окрестности в отместку за сговор новгород-северского князя Святослава Ольговича с ростовским князем Юрием Владимировичем против Киева. Летописцы, однако, упоминая о разгроме, учинённом нападавшими в Новгороде-Северском, ничего не говорят об участи монастыря. Достоверными свидетельствами подтверждается пожар в монастыре, последовавший в 1176 году, когда на город напал черниговский князь Святослав Всеволодович, наказывая своего новгород-северского собрата за вторжение в пределы Черниговского княжества. В 1239 году Новгород-Северский постигла тягчайшая напасть, чем все нападения князей вместе взятые. Его захватили татары. В летописях об этом опять-таки ничего не говорится, но подтверждается разорение археологическими находками. Вплоть до ХVI века о бедствиях, которым подвергался монастырь было ничего не слышно. В то же время совершенно запустеть он, по-видимому, не мог, так как имел немалые в то время угодья. Грамота, где говорится о земельных владениях Спасского монастыря, была дана Иоанном Грозным в 1552 году в настоятельство игумена Вассиана. В ней говорилось, что монастырю принадлежит земля в Новгород-Северском и Путивльском уездах, а именно (цитата по книге свт. Филарета): «Слободка около монастыря с окружающими полями, дворовое место на посаде, в самой городской крепости, село Афанасьевское на р. Десне, деревня Страчев на реке Тере, деревня Новосёлки и Зерново на р. Бобрике, селище Антипы Тухва, селище на р. Реле, починок Семёна Душна, починок против Перунова городища, починок над Старым Озером и починок Каренской. Во втором уезде монастырю сему принадлежала вся Колодезная волость с 16 озёрами по реке Колодезу, Сейми и Русе с 27 бортными ухожиями».
В 1603 году Спасо-Преображенская обитель дала приют будущему Лжедмитрию I, а тогда — беглецу из Московского Чудова монастыря Григорию Отрепьеву. Не подозревая о его планах, настоятель радушно предоставил ему кров. А когда гость покинул монастырские стены, отец игумен обнаружил в его келье записку следующего содержания: «Аз есмь царевич Димитрий, сын царя Ивана, а как буду на престоле отца своего, и я тебя пожалую за то, что ты меня покоил у себя в обители». Своего слова мнимый царевич не сдержал. В 1604 году, уже сопровождаемый польскими отрядами, он подошёл к Новгороду-Северскому. Легко взять город ему не удалось — здешние жители питали к полякам ненависть, памятуя введение унии, поругание святынь, притеснение и грабежи, чинимые ими. Бились они с самозванцевой ратью жестоко. Их поддержало московское войско под предводительством князя Никиты Трубецкого и Петра Басманова. Но когда последние вынуждены были потерпев большие потери отойти за Десну, Новгород-Северский пал. Огнём и мечом вымещали свою ярость на непокорном городе поляки. Не обошли они при этом и Спасо-Преображенский монастырь. Увы, не успел он восстановиться, как Новгород-Северский вместе с другими городами отошёл к Польше по Деулинскому договору между нею и Россией в 1618 году. Монахи не пожелали оставаться под властью Речи Посполитой и покинули обитель, унося с собой святыни. Путь их лежал сначала в Рыльск, а затем в Севск, где в 1631 году основан был ими монастырь, поименованный, в память прежнего, Преображенским. Со временем обитель эта обустроилась и сделалась одной из главных достопримечательностей Севска, но сейчас, увы, её некогда величавый архитектурный ансамбль находится в руинах.
После воссоединения Украины и России в 1654 году в жизни монастыря, по выражению свт. Филарета, началась «новая эра». Долгое время нищавший, полузаброшенный монастырь стал местом пребывания черниговского архирея — архиепископа Лазаря Барановича. Встречала обитель владыку Лазаря скудостью и убожеством, а провожала в 1672 году весьма цветущей и благоустроенной. Благодаря ему она убереглась от разорения в 1664 году, когда польский король Ян Казимир пытался взять приступом Новгород-Северский. Монастырь был совершенно беззащитен перед ним. И, надо полагать, только уважение, которое питали к просвещённому и благочестивому владыке Лазарю даже поляки, спасло Спасо-Преображенскую обитель от многих бед. Ходатайствовал архипастырь также об увеличении её земельных владений, и это прошение осталось замеченным: царь Алексей Михайлович пожаловал ей богатые угодья с крестьянами. Кроме того, при архиепископе Лазаре здесь открылась первая типография на левобережных украинских землях. Впоследствии она была перемещена в Чернигов.
Следующим важным этапом в жизни монастыря было образование Новгород-Северской епархии в 1780-е годы. Закипела работа, связанная с реорганизацией монастырских зданий соответственно новому статусу. Завершающим аккордом стало строительство Спасо-Преображенского собора, начатое по инициативе Екатерины II, посетившей в 1787 году монастырь. В 1797 году, когда постройка подходила к концу, из Петербурга получили указ об упразднении Новгород-Северской епархии, просуществовавшей всего 12 лет. Монастырь возвратился к своему прежнему качеству, а торжественная глыба Преображенского собора осталась в нём как памятник монаршей благосклонности. Вплоть до революции обитель не могла пожаловаться на своё существование. Прекрасный архитектурный ансамбль, неплохие земельные угодья (правда, сократившиеся после екатерининских реформ) — всё это ставило обитель в один ряд с наиболее значительными монастырями епархии. Братии к началу ХХ века здесь, согласно данным статистического отчёта, насчитывалось 38 человек (вместе с послушниками). При монастыре действовали школа для детей-сирот и братство во имя свт. Димитрия Ростовского, занимавшееся — и весьма успешно — духовным просвещением мирян.
По официальным данным, большевики закрыли древний монастырь уже в 1918 году. Но до 1923 года здесь ещё теплилась, затухая, иноческая жизнь, а власти тем временем решали, под какие хозяйственные нужды приспособить монастырские здания. В 1929 году местной ителлигенции удалось добиться образования на территории обители историко-архитектурного заповедника. Но за шесть лет безвременья безбожники потрудились на славу, уничтожив уникальный монастырский некрополь. В годы войны, когда Новгород-Северский находился под немецкой оккупацией, архитектурные памятники монастыря сослужили захватчикам страшную службу — в них разместился концентрационный лагерь для советских военнопленных. А в 1943 году, когда советские войска приблизились к Новгороду-Северскому, фашисты превратили обитель в один из основных оборонительных форпостов, что, конечно, не пошло на пользу её зданиям. После войны речи о восстановлении музея в «бывшем монастыре» уже не шло. Полуразрушенные строения использовались в народном хозяйстве (психиатрическая больница и др.) вплоть до 1985 года, когда здесь открылся филиал Черниговского музея-заповедника. А с 1990 года в бывшем настоятельском доме начал функционировать музей «Слово о полку Игореве». Церкви обитель вернули сравнительно поздно, лишь в 1999 году.
Журнал «Православные Монастыри. Путешествие по Святым местам». Выпуск №78, 2010 г.
Каждого, кто заходит в монастырь, встречают Святые врата с надвратной колокольней, построенной в стиле украинского барокко. Каменная надвратная колокольня появилась в Спасо-Преображенском монастыре при участии архимандрита Михаила (Лежайского), то есть в конце ХVII века. Свт. Филарет описывает её так: «Каменная колокольня — здание готическое в два яруса… Под нею находятся ворота, называемые Спасовскими, через кои входят из города в монастырь, а под сими воротами выкопан огромный погреб с длинными подземными ходами. По обе стороны сих ворот, перед колокольнею, был некогда выкопан широкий и глубокий, выкладенный кирпичом ров, а на нём мост; но в 1850 году сей ров засыпан, а вместо моста сделан тротуар, покрытый железными плитами». Когда войдя через главные ворота в святую обитель, то первый взгляд неизбежно обращается к громаде Спасо-Преображенского собора, который возвышается посреди монастырского двора прямо напротив Святых врат. И уж затем посетитель получает способность оглянуться по сторонам и заметить по левую руку двухэтажный терем с широкой «боярской» лестницей, ведущей прямо на второй этаж. Сейчас в этом здании находится музей «Слово о полку Игореве», а раньше были настоятельские покои.
В то время, когда владыка Филарет (Гумилевский) создавал своё «Описание Новгород-Северского монастыря», комнаты настоятеля (числом семь) занимали лишь верхний ярус корпуса. В нижнем этаже помещались четыре монашеские кельи. До 1856 года здесь же, внизу, было духовное правление. В первоначальном своём виде настоятельский дом возвели в ХVII веке. Тогда он выглядел примерно так же, как в наши дни. Присутствовала и широкая лестница во второй этаж, и опоясывающая его деревянная галерея. За большим настоятельским корпусом находился (и находится ныне) малый — неотапливаемый. Это так называемый «корпус на льохах» (то есть на погребах). Построенный, очевидно, в ХVI веке, он имел сначала лишь один этаж. В этом одноэтажном виде он и был восстановлен. В ХVIII веке «корпус на льохах» надстроили вторым этажом и соединили переходом с главным настоятельским корпусом.
Примерно в это же время к основному зданию была пристроена церковь во имя пророка Божия Илии, до нас не дошедшая. Освятили её 24 января 1787 года, в присутствии самой императрицы Екатерины II. Свт. Филарет (Гумилевский) рассказывает, что «Церковь сия и в ней деревянный резной с колоннами иконостас, покрытый золотом, устроены на сумму, завещенную первым наместником Новгород-Северским Ильёю Журманом, здесь скончавшимся. До постройки сего храма прах сего наместника два года стоял в подземном ходе, находящемся под монастырскою колокольнею, а по постройке и освящении перенесён в церковь сию и поставлен в склепе в алтаре». В той же Ильинской церкви была похоронена впоследствии и супруга Ильи Журмана (собственно, именно она привела в исполнение завещание своего мужа о строительстве храма). Затем в 1799 году в её алтаре погребли епископа Илариона, управлявшего сначала недолговечной Новгород-Северской епархией (упразднена согласно указа Павла I), а по её упразднении — Спасо-Преображенским монастырём. В 1873 году здесь упокоился преосвященный Варлаам, архиепископ Черниговский, проживавший в обители на покое. В советские годы Ильинский храм был разрушен, и могила чтимого архипастыря оказалась «на улице». Согласно «Описанию Новгород-Северского монастыря» свт. Филарет, самым старым «небогослужебным» зданием обители является тот самый корпус, к которому была пристроена в конце ХVII века Петропавловская церковь. Якобы он существовал ещё до пожара 1176 года.
Раскопки, проводившиеся в недавнее время, показали, что в монастыре сохранились остатки ещё одного здания, современного упомянутого выше корпусу. Это фундамент так называемого «княжьего терема», построенного, как полагают исследователи, во второй половине ХII века. Возможно в нём действительно останавливались князья, бывая на богомолье в монастыре, а может быть здесь была монастырская трапезная. Среди других построек Спасо-Преображенского монастыря особенно заметны братский корпус и здание духовного училища. Последнее возводилось в 1657-67 годах — в нём предполагалось разместить семинарию, или бурсу. Двухэтажное (с абсолютно идентичной планировкой этажей) здание длиной около 40 м разбивалось поперечными стенами на учебные комнаты, двери которых выходили на открытую галерею с огромными арочными проёмами. Сейчас оно пустует, однако в недалёком будущем монастырь намеревается открыть в этих стенах гостиницу для паломников.
Монастырь окружён довольно внушительной каменной оградой. С постройкой её обитель несколько «опоздала»: ограда строилась стараниями всё того же архимндрита Михаила в конце ХVII века, когда все серьёзные опасности, от которых монахи могли отгородиться каменной стеной, уже исчезли. Тем не менее она очень украсила Новгород-Северский монастырь, придала его архитектурному облику законченность. С восточной части ограды открывается великолепный вид на Десну и задеснянские дали.
Журнал «Православные Монастыри. Путешествие по Святым местам». Выпуск №78, 2010 г.
Время основания монастыря точно не установлено. Первоначально был застроен деревянными сооружениями, за долгую историю существования несколько раз изменял свой облик.
Первые каменные сооружения ансамбля — Спасо-Преображенский собор и Петропавловская церковь — появились в XII в. Собор был разобран в 1787 г. и на его месте построен новый. Наиболее древние из сохранившихся каменных построек — палатный корпус, покои настоятеля, башня-колокольня, существовавшие еще до XVII в. (точные даты их возведения неизвестны). В XVII в. на территории монастыря появляются бурса (коллегиум), кельи, возводятся оборонные стены с башнями.
При монастыре была основана типография, которая сыграла положительную роль в развитии украинской культуры в период после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. (в 1679 г. перенесена в Чернигов).
В настоящее время в состав ансамбля входят: надвратная башня-колокольня, стены с шестью башнями, Спасо-Преображенский собор, палатный корпус с Петропавловской церковью, покои настоятеля с Ильинской церковью, бурса, северный корпус келий. Ведутся реставрационные работы (архитекторы В. И. Маркиз, В. И. Лукьянченко, Е. И. Лопушинская).
Памятник — один из наиболее древних монастырей-крепостей, сохранившихся на территории Левобережной Украины. Ансамбль расположен на высоком берегу р. Десны и органично слился с ландшафтом.
Спасо-Преображенский собор, 1791-1806 г.г.
Сооружен по проекту архитектор Дж. Кваренги. В 1821 г. во время ремонта конструкции собора укреплены; поставлены пристенные колонны и 16 колонн — в центре. Работами руководил архитектор А. Карташевский. Во время Великой Отечественной войны сооружение сильно пострадало.
Собор возведен из кирпича и камня, оштукатурен, побелен. В основу пространственной планировочной структуры положен квадрат, кубический объем увенчан купольной ротондой, расположенной в центре, и восьмигранными, нераскрытыми в интерьер барабанами по углам, перекрытыми сомкнутыми сводами. Порталы северного и южного фасадов подчеркнуты ризалитами с четырехколонными портиками и увенчанными треугольными фронтонами. Со стороны западного фасада — пространственный четырехколонный портик, с востока — круглая апсида. Интерьер отличается богатством пространственного решения и насыщенностью декоративно-художественного убранства. Центральное место занимает подкупольное пространство, очерченное спаренными колоннами ионического ордера, несущими антаблемент с карнизом с модульонами, на которые опираются подпружные арки. Свод купола расписан под кессоны. Сооружение одновременно воспринимается и как трехнефное. Каждый придел представляет законченное пространственное целое.
В 1983 г. разработан проект реставрации памятника и приспособления его под музей «Слово о полку Игореве» (архитектор Е. И. Лопушинская).
Памятник является образцом русского классицизма, отражает характерные для творчества Дж. Кваренги приемы архитектурно-художественного решения интерьера.
Колокольня, вторая половина XVI в. — XIX в.
Первоначальный объем в виде въездной башни входил в систему укреплений монастыря: к ней примыкали земляные валы с кирпичными стенами на них. В 1605 г. башня была разрушена. Первоначальная кладка сохранилась в основании стен первого этажа существующего объема. Восстановлена в начале XVII в. с сохранением первоначальной планировки. Башня завершалась шатром, верхний ярус был опоясан боевой галереей на консолях. Башня имела подъемный мост на цепях, кованые блоки которого сохранились в кладке стены. В 30-е годы XIX в. шатровое покрытие было заменено шлемовидным куполом. В 1850 г. засыпан ров, а вместо моста устроен тротуар.
Колокольня решена в формах барокко, из кирпича, оштукатурена, побелена, имеет сложное объемно-пространственное решение. С напольной стороны представляет собой трехъярусную граненую башню, увенчанную небольшой главой и шпилем. Архитектура напольных граней строга и монументальна, и только декоративное оформление арки проезда подчеркивает ее значение как главных ворот. Восьмерик башенного объема со стороны двора заключен в двухэтажный, прямоугольный в плане объем. Восточный фасад его решен в виде двухъярусной галереи-аркады. В первом этаже — три больших арки, опирающиеся на массивные пилоны. Над арками — пояс, декорированный двенадцатью арочными нишами, на котором стоит невысокая девятипролетная аркада, ограждающая расположенное на втором этаже памятника гульбище, перекрытое пологой скатной крышей. Проезд и все помещения первого этажа перекрыты полуциркульными сводами. В подвальном ярусе под башенным объемом сохранились камеры четырех бойниц, первоначально обращенных в сторону рва. Сохранились бойницы в стенах первого яруса башни. В 1984 г. закончены реставрационные работы.
Памятник представляет интерес как сооружение, имевшее оборонительное назначение. Отличается своеобразием объемно-пространственной композиции и пластикой.
Палатный корпус с Петропавловской церковью, XVI-XVII в.в.
Сооружение кирпичное, одноэтажное, состоит из келий с трапезной и церкви. Кельи в плане представляют собой прямоугольник, имеют полуциркульные своды, покрыты двускатной железной кровлей. К кельям примыкает прямоугольный зал трапезной с системой крестовых перекрытий, которые опираются на стены и центральный столб с помощью подпружных арок.
С восточной стороны трапезной находится прямоугольная в плане, одноярусная Петропавловская церковь с пятигранной апсидой. Перекрыта системой ступенчатых арок в два яруса, которые образуют переход к восьмигранному барабану, увенчанному куполом с розеткой в зените. Вход в трапезную подчеркнут граненым ризалитом. Северный и восточный фасады сооружения украшены аркатурным фризом и оригинальным орнаментом, мотивы которого, вероятно, заимствованы из архитектуры домонгольского периода.
Сооружение является самобытным памятником каменной архитектуры XVII в.
Покои настоятеля с Ильинской церковью, XVI-XVIII в.в.
Возведены во второй половине XVI в. в виде двухэтажного, вытянутого по оси восток-запад кирпичного корпуса с ризалитами по центру его северного и западного фасадов. По периметру первого этажа здание опоясывала кирпичная галерея, на крестовых сводах которой в уровне второго этажа располагалось открытое гульбище. В XVII в. северо-восточнее настоятельских покоев построен одноэтажный корпус над подземными сооружениями — так называемый корпус на погребах. В 70-е годы XVIII в. над корпусом на погребах возведен второй кирпичный этаж.
В 1787 г. с востока к покоям настоятеля пристроена однонефная одноапсидная двухсветная Ильинская церковь с плоскими чердачными перекрытиями по деревянным балкам, а корпус на погребах соединен с ней и покоями настоятеля двухэтажным кирпичным переходом. В конце XVIII в. к западному фасаду настоятельских покоев пристроен двухэтажный объем. В XIX в. покои настоятеля, Ильинская церковь и корпус на погребах объединены в одно, сложное в плане здание. Во время Великой Отечественной войны памятник сильно пострадал.
Первоначальный объем покоев настоятеля сохранился в формах конца XVIII в. Представляют собой двухэтажное Н-образное в плане здание, к которому с востока примыкает южный неф Ильинской церкви. Ризалиты южного фасада основного нефа граненые, а северного — прямоугольные в плане. Фасады гладкие, декор частично утрачен, частично скрыт под поздними наслоениями.
Помещения первого и второго этажей в этой части здания, включая ризалиты, перекрыты полуциркульными сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Оконные проемы прямоугольные (арочные оконные проемы древнего ядра растесаны). Примыкающий к северному нефу Ильинской церкви (XIX в.) корпус на погребах сохранился в формах XVIII в. Интерьер первого этажа решен в виде одностолпной палаты, перекрытой крестовыми сводами. На глубине свыше 5 метров под этой частью памятника расположена система облицованных кирпичом подземных сооружений с залом, небольшими помещениями, напоминающими пещерные кельи, и ходом-галереей, ведущей глубоко под землю в сторону Десны. Комплекс по своей архитектурно-пространственной композиции аналогов не имеет.
Памятник является интересным произведением ранней каменной гражданской архитектуры.
Кельи, XVII в.
Сооружение в стиле барокко, кирпичное, одноэтажное, с глубоким подвалом. Прямоугольное в плане, с апсидой. Перекрытия сводчатые, крыша двускатная, покрыта железом. Стены расчленены пилястрами, над которыми раскрепован венчающий фасады карниз. Окна с лучковыми перемычками обрамлены несложными наличниками.
Памятник является примером каменной жилой архитектуры XVII в.
Бурса, 1657-1667 г.г.
Сооружение в формах барокко из кирпича, оштукатурено, прямоугольное в плане, двухэтажное. Объемно-пространственное решение отражает функциональное назначение здания. Со стороны главного северозападного фасада в два яруса расположены открытые галереи-аркады. Простенки между арками первого этажа декорированы полуколонками, бочковидными балясинами и профилированными поясками с гирьками. В парапетах ограждения арок второго этажа — квадратные ниши-ширинки. Между этажами проходит тяга, над которой в пределах простенков расположен поребрик; окна и двери прямоугольной формы. Декор фасадов дополнен нишами различной формы с профилированным обрамлением.
Сооружение реставрировано в 1954-1958 г.г.: подведен бутовый фундамент, реставрированы фасады с декором, обнаруженным в процессе исследований, сделаны сводчатые перекрытия, устроены полы, крыша с черепичной кровлей.
Памятник представляет один из редких по типологии образцов гражданской архитектуры XVII в.
Стены и башни, 1699 г.
Во второй половине XVIII в. в связи с утратой оборонных функций верхняя часть стен с бойницами и деревянной боевой галереей разобрана и на ее месте возведен существующий в настоящее время декоративный аттик. В 1830-1832 г.г. шатровые, покрытые тесом крыши на башнях и обходные боевые галереи разобраны и заменены шлемовидными куполами. В 1850 г. засыпан сухой, облицованный кирпичом ров перед въездной башней-колокольней. Во время Великой Отечественной войны утрачена значительная часть северо-западного прясла с круглой полубашней.
Стены и башни кирпичные, образуют в плане четырехугольник, общая протяженность около 800 м. Четыре угловые башни — прямоугольные в плане, двухъярусные, близки по архитектуре, имеют развитый профилированный междуярусный и венчающий карнизы. В первом ярусе — бойницы, во втором — окна (выходили первоначально на обходную боевую галерею). Междуярусные перекрытия плоские по деревянным балкам. Чердачное перекрытие отсутствует. Башни завершаются шлемовидными куполами с глухими восьмигранными барабанами с главкой и шпилем.
Привратные башни круглые в плане, имеют богатую пластику фасадов, плоскость которых расчленена лопатками, над ними расположен глухой аркатурный пояс. Между лопатками — прямоугольные ниши с профилированными наличниками и сандриками треугольной и сегментной формы. В первом ярусе имеются 5 радиально расположенных бойниц с плоскими дубовыми перемычками. Обе башни имеют развитый профилированный венчающий карниз. Междуярусное перекрытие плоское по деревянным балкам. Формы завершений близки к завершениям угловых башен. В 1984 г. завершена реставрация привратных башен и стен курдонера.
Памятник является уникальным сохранившимся образцом фортификационного строительства XVII-XVIII в.в.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_566.html
Бурса (1657-1667, восстановлена в 1959-1961 г.г.).
Её назначение как учебного заведения определило простую и целесообразную планировку, совершенно одинаковую как в первом, так и во втором этаже. Корпус длиной около 40 м когда-то был разделен несколькими поперечными стенами на четыре большие классные комнаты и две поменьше, двери которых выходили на открытую аркаду-галерею. Огромные арочные проемы галереи создавали на главном западном фасаде своеобразный, выразительный ритм; с ними контрастировали белые плоскости стен с незатейливым декором, состоящим из ширинок. Такие дома с аркадами-галереями были типичны для украинского деревянного зодчества того времени.
Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г.
Одним из древнейших на Украине является Новгород-Северский Спасский монастырь, стены и башни которого возведены в 1680 г. Он был основан в XI в., но неоднократно подвергался опустошительным разорениям татарами, поляками и литовцами. От великокняжеского периода построек не сохранилось.
Монастырские стены сохранили четыре башни по углам, и еще две круглые башни фланкируют входную площадку перед надвратной колокольней главного входа. Перед этим входом был ров, по всей вероятности с перекидным мостом. Угловые башни имеют в плане четырехугольную, близкую к квадрату форму и сильно выступают за плоскость примыкающих стен, что обеспечивало возможность фланкирующего огня вдоль стен.
В настоящее время башни не имеют бойниц, а в их стенах устроены обычные окна, что является результатом позднейших переделок. О переделках свидетельствует, в частности, декоративное убранство башен. Наличники их окон и пилястры не имеют ничего общего с идущим по верху стены аркатурным поясом.
Большой интерес представляют круглые башни по сторонам главного входа, увенчанные позже полукруглыми куполами с фонарем и шпилем, наподобие завершения культовых зданий. Верхняя часть цилиндра башен украшена таким же аркатурным поясом, как стены. В нишах вставлены иконы, выполненные из обожженной керамики, что является достопримечательностью монастыря.
Развитием типа обычной оборонной башни являются надвратные сооружения в монастырях крепостях, сочетающие оборонные, а также культовые функции В первом ярусе устраивался главный въезд, в верхнем ярусе – церковь или колокольня.
Одним из сооружений подобного рода является надвратная башня-колокольня Новгород Северского Спасского монастыря (1670 г.). По оригинальности объемно пространственного решения это сооружение не имеет себе равных на Украине и может стать в один ряд с первоклассными аналогичными сооружениями русской архитектуры, влияние которой здесь чувствуется. Так характер аркатуры второго яруса на внутреннем фасаде напоминает архитектуру некоторых памятников Ростова-Ярославского, например, надвратную церковь Борисоглебского монастыря Гладь стен и клинчатый узор восьмерика сходны с приемами псковско-новгородской архитектуры. Здесь сказались уходящие в глубь веков общерусские принципы объемно-планового построения башнеобразных сооружений с примыкающими к ним гульбищами и специфическим декором двухъярусной аркатуры открытых галерей. В данном случае эти северорусские истоки особенно естественны и понятны ввиду территориальной близости Новгород-Северска к русским землям.
Новгород-Северская надвратная башня расположена на западной стороне монастыря с отступом вглубь таким образом, что перед ней образуется площадка с круглыми башнями по бокам. Такой прием, как уже говорилось, применен прежде всего в силу оборонных требований. Аналогичное решение можно видеть в организации входа в Киево-Печерскую лавру через Троицкие ворота, но там в начале XVIII в. ограда пристраивалась к древнему зданию Троицкой церкви. Здесь же этот прием был заранее задуман и великолепно разрешен с точки зрения оборонной, функциональной и композиционной.
Большой интерес представляет объемно-пространственное решение этого здания. Высокая восьмиугольная башенная часть со стороны двора обстроена двухъярусной открытой галереей: внизу – крупных членений, верху – мелких. Открытые галереи – прием, характерный для украинского деревянного зодчества. Это – так называемые опасения (галереи).
Оригинальный декор колокольни исполнен в русско-украинском духе: карнизы восьмерика наделены, как уже было сказано, чертами псковской архитектуры, а декоративные украшения в виде своеобразных звезд явно, заимствованы из приемов народного украинского декоративного искусства (нашедших широкое применение и в более позднем памятнике в Сорочинцах). Таким образом, архитектура этого интересного здания представляет оригинальный сплав русских и украинских строительных приемов.
Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г., перевод с украинского
Стены и башни отделяют комплекс от окружающей среды и придают ему целостности. Первоначально монастырскую территорию опоясывали земляные валы с сухим рвом. В 1680 г. завершено сооружение кирпичных крепостных стен с четырьмя краеугольными башнями и тремя башнями въездного узла. При этом старые земляные валы были раскопаны, а новые стены возведены с внешней стороны бывших валов, благодаря чему значительно расширилась монастырская территория.
Высокие стены общим периметром более 800 м, окружающие территорию, имеют неодинаковое архитектурное решение. Богатейший декор имел западный мур, обратный от города: стену ритмично членят пилястры, в завершении – массивная аркатура и развитый карниз.
Посреди северного прясла стены была прямоугольная в плане башня типа бастеи, а посреди западного прясла – уникальный по структуре главный въездной узел, который назывался Спасскими (Святыми) воротами. В его составе была восьмигранная башня XVI века, которая имела два яруса бойниц и круговую деревянную боевую галерею в верхнем ярусе и увенчивалась палаточной крышей. Перед ней был широкий трапециевидный в плане курдонер, фланкированный двумя круглыми башнями, которые соединялись стеной с надвратной башней. Это обеспечивало эффективное простреливание подступов к воротам. Под главным проездом ворот был подвал, из которого через бойницы можно было простреливать широкий сухой ров с откосами, обложенными кирпичом. Из этого же подвала уходило несколько подземных ходов за пределы укреплений.
Угловые башни – четырехгранные, двухъярусные, с высокими палаточными крышами. Они значительно выступали за линию стен, чем обеспечивался фланговый обстрел подошвы стен. С внутренней стороны стен проходила деревянная боевая галерея консольной конструкции.
В конце XVII в. с дворовой стороны к надвратной башне пристроили двухъярусную аркаду, которая несколько смягчила суровость этого оборонительного сооружения. На верхнем ярусе устроили широкие арочные вырезы и повесили колокола, превратив башню в колокольню.
В середине XVIII в. монастырские оборонительные сооружения теряют военное значение и деревянная боевая галерея постепенно разрушается. В конце XVIII – начале XIX в. верхнюю часть стен с остатками боевого хода зубцами-мерлонами и бойницами разобрали, а взамен соорудили декоративный аттик; бойницы краеугольных башен переделали в окна. В 1830-1832 г.г. палаточные крыши всех башен заменили шлемовидными покрытиями, а на воротах Спасской – еще и с высоким шпилем. В 1850 г. сухой ров перед Спасской воротами засыпали.
Праздничная (Спасская) брама, или надвратная колокольня – самое оригинальное оборонительное сооружение ансамбля. Со стороны поля это-граненая трехъярусная башня со шлемовидным покрытием, фонариком и высоким шпилем. Архитектура ее строга, и лишь декоративное оформление ворот несколько смягчает это впечатление. Арка проезда фланкована тоненькими полуколоннами, над ней в орнаментированных рамках – три большие ниши, разделенные полуколонны. Такая композиция напоминает среднее поле традиционного украинского иконостаса. Это подчеркивается еще и тем, что в нишах когда-то была живопись, причем в средней нише – композиция «Преображение». С монастырского двора основной трехъярусный восьмерик введен в двухъярусный прямоугольный в плане объем, 1-й ярус которого – трехпрогонная аркада. Над ней – декоративный пояс из двенадцати арочных ниш, над которыми – низенькая аркада на массивных столбиках, ограждающий гульбище 2-го яруса. Все помещения перекрыты цилиндрическими сводами.
По своей архитектуре это сооружение не имеет аналогов в Украине. Оригинальный декор синтезирует традиции украинского и русского зодчества: карнизы и клинообразный орнамент восьмерика по характеру приближаются к псковской архитектуры, а солярные знаки на гранях восьмерика и трезубцы на ребрах граней напоминают декоративные приемы украинского деревянного строительства.
Цилиндрические башенки, фланкирующих курдонер, имеющие в 1-м ярусе пять радиально расположенных ружейных бойниц с дубовыми горизонтальными перемычками. Межъярусное перекрытие — плоское по деревянным балкам. Эти башенки отмечаются пышным декором: поле стены поделено пилястрами и завершается глухим аркатурным пояском с развитым карнизом. Между пилястрами – прямоугольные ниши с профилированными наличниками и разнообразными сандриками. В нишах когда-то были терракотовые рельефы сакральной тематики. Один из них – «Богоматерь Знамения» — сейчас хранится в местном краеведческом музее.
Угловые башни сохранили бойницы 1-го яруса. Во 2-м ярусе — большие прямоугольные окна с сегментными перемычками и скромными наличниками, что является следствием перестроек. Стены расчленены пилястрами, которые в 1-м ярусе рустованные. Башни имеют развитый профилированный карниз венчания и такие же межэтажные группы. Все перекрытия внутри плоские, по деревянным балкам.
«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». – К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского
Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь расположен на высоких утесах правого берега Десны. Это комплекс культовых, жилых и хозяйственных кирпичных сооружений, огороженный высокими каменными стенами с восемью башнями. Кое-кто из исследователей считает, что его основали в 30-е годы XI в., кто – в первой половине XII в., то есть тогда, когда Новгород-Северский стал стольным градом удельного княжества. За долгую историю монастырь переживал времена расцвета и упадка, претерпевал сокрушительные разрушения, затем восстанавливался и укреплялся. Почти ничего не известно о его судьбе с XII по XV в. Еще в 1724 г. иеромонах Спасо-Преображенского монастыря Фадей письменно докладывал Синоду о том, что все старинные монастырские книги, где содержались сведения из его истории, утрачены. Однако известно, что в 1500 г. новгород-северский князь Василий в ответ на угрозы ополячивания края вместе с подвластной ему Северщиной переходит в подчинение великого князя Московского. Это событие вызвало войну между Московией и Речью Посполитой за обладание Северщиной, которая продолжалась до второй половины XVII в.
Позже монастырь сожжен войском крымского хана. В 1552 г. Иван Грозный дал монастырю грамоту на владение обширными угодьями и значительным количеством сел и городков (Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. — 1873. – кн. 3.) что, бесспорно, способствовало быстрому восстановлению и его укреплению. В начале 1605 г. город и монастырь были опустошены польским войском под предводительством Лжедмитрия. При этом были уничтожены монастырские постройки.
После разрушения монастырь долгое время лежал в руинах, и только после присоединения Левобережной Украины к России началось его возрождение. В настоящее время судьба монастыря связана с выдающимся деятелем XVII в. Черниговским епископом Лазарем Барановичем. Под его руководством были начаты большие строительные работы. С 1673 г., после переезда Барановича в Чернигов, его дело продолжает архимандрит Михаил Лежайский, при котором строят кирпичные оборонительные стены с башнями, бурсу и перестраивают покои настоятеля.
Архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся по сей день, окончательно сложился в конце XVIII – начале XIX в., когда по проекту выдающегося архитектора Джакомо Кваренги на месте храма XII в. был возведен новый Спасо-Преображенский собор. После этого значительных строительных работ на территории монастыря не было.
В 1926 г. монастырь закрыли, в 1929 г. на его территории основан Новгород-Северский государственный историко-культурный заповедник. Во время наступления советских войск (1943 г.) Новгород-Северский монастырь подвергся большим разрушениям, пострадали все сооружения, некоторые были уничтожены.
Интерес к истории монастыря и его архитектуры появился у любителей исследований старины еще в первой половине XIX века. В различных публикациях сделаны попытки систематизировать единичные сведения по истории и архитектурной эволюции ансамбля. Однако выводы в значительной степени оказались ошибочными. Первые настоящие научные исследования начаты в 1950-е годы под руководством М. Холостенко. Тогда сделаны обмеры всех домов и сооружений ансамбля, сохранившихся после Второй мировой войны, проведены археологические раскопки значительной части фундаментов собора XII в.
До 1980 г. Петропавловская трапезная церковь, бурса и три корпуса келий были отреставрированы и приспособлены под нужды дома инвалидов, который в настоящее время содержался на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря.
В 1980-1990 г.г. сотрудники института «Укрпроектреставрация» осуществили детальные натурные исследования всех оборонительных сооружений монастыря. Эти исследования дали исчерпывающие сведения об эволюции главного монастырского въезда от XVI в. и оборонительных укреплений всего комплекса, которые в значительной степени меняют представления, сложившиеся по этому вопросу в литературе по истории архитектуры.
Колокольня расположена в центральной части юго-западного прясла монастырской стены, которая образует перед ней курдонер. С внешней стороны это трехъярусная граненая башня с завершением в виде шлема с банькой и крестом на шпиле. Архитектура граней строгая и монументальная, и только декоративное оформление арки проезда подчеркивает ее значение как главной монастырских ворот. Со стороны монастырского подворья восьмерик башни находится в пониженном двухэтажном объеме, восточный фасад решен в виде двухэтажной галереи. Первый этаж состоит из трех больших арок, которые опираются на массивные пилоны. Над этими арками находится пояс, составленный из 12 декоративных арочных ниш, на котором стоит невысокая аркада, ограждающий расположено на втором этаже гульбище, перекрыт невысокой наклонной кровлей. Проезд и все помещения первого этажа перекрыты цилиндрическими сводами. В подвальных помещениях, также перекрытых цилиндрическими сводами, сохранились бойницы, сперва обращенные в сторону рва. Перекрытия второго этажа плоские, по деревянным балкам.
Оригинальная объемно-пространственная композиция и самобытная пластика фасадов придают сооружению неповторимых черт и ставят ее в один ряд с выдающимися творениями архитектуры, которые сохранились на территории Левобережной Украины.
Первое упоминание о надвратной башне-колокольне встречается в описании монастыря 1785 г., где говорится: «…на каменной колокольне, находящейся над Святыми вратами, крыша сгнила».
В статье о Новгороде-Северском, напечатанной в 1848 г., приведены следующие сведения: «…Колокольня – здание в готическом вкусе и в два яруса, имеющее 20 саженей высоты. Под нею находится подземный ход, а перед входом – большой овраг, имеющий с ним сообщение: здесь, вероятно, существовал прежде подъемный мост, доказательством чему может служить обыкновенный мост, устроенный в настоящее время над этим оврагом».
Некоторое объяснение ошибочной терминологии в характеристике архитектурного стиля сооружения находим на сургучном оттиске монастырской печати 1827 г., где колокольня изображена шатровой. На всех известных картах города и монастыря XVIII – начала XIX вв. перед колокольней изображен ров с перекинутым через него стационарным мостом.
О времени строительства колокольни в литературных источниках относительно Спасо-Преображенского монастыря сложилось определенное мнение. Авторы подавляющего большинства публикаций XIX в. считают, что она возведена во второй половине XIX в. В советское время все исследователи, используя известные источники XIX в., отмечают, что колокольня построена одновременно с монастырскими стенами и башнями: «в 1670-1699 г.г. были возведены каменные оборонительные стены монастыря длиной немногим более километра, с надвратной и угловыми башнями».
В списке памятников архитектуры Украины колокольня датируется XVII-XIX вв. Сотрудники института «Укрпроектреставрация» выполнили подробный анализ всех известных библиографических и историко-архивных источников по этому вопросу. Обнаружены косвенные свидетельства, опровергающие датировку въездной башни-колокольни второй половиной XVII в. Так, в письме к гетману Брюховецкому Баранович сообщает: «… о трапезе замышляю и о ограде монастырской».
Итак, перечисляя сооружения, которые, по его мнению, необходимо возвести, епископ колокольню не упоминает, хотя это самый значительный элемент монастырского комплекса. Ошибочность указанной выше даты подтверждено сведениями, полученными в ходе натурных исследований колокольни и стен курдонера, когда выяснили, что колокольню построили значительно раньше, чем прилегающие к ней оборонительные стены.
Точно определить время построения колокольни не повезло, однако подробный анализ архитектурных особенностей сооружения, характер и структура кладки стен и сводов и сравнение результатов натурных исследований с известными историческими событиями, связанными со Спасо-Преображенским монастырем, позволяют датировать ее строительство концом XVI – началом XVII века. Остатки кладки стен первоначального объема башни, которые входят в состав колокольни, сохранились в подвалах сооружения и на незначительную высоту первого, а на северном углу – к основанию аркады второго этажа. Характер разрушений свидетельствует, что первоначальный объем башни-колокольни был уничтожен взрывом. История ансамбля свидетельствует, что такого разрушения сооружение могло претерпеть только в 1605 г., когда польское войско штурмом захватило город и монастырь и полностью уничтожило его укрепления. После этого монастырь долго лежал в руинах и отстраивался очень медленно.
Для восстановления колокольни использовали материал из руин самой достопримечательности. Начальное планировка башни-колокольни при этом не изменилось, а характер первоначальных стен, которые на северном роге, сохранились на значительную высоту, позволяет предположить, что и объемно-пространственная структура ее не претерпела значительных изменений. Неизвестно, какой вид имело первоначальное завершение колокольни, однако после ее восстановления, башня была перекрыта высокой шатровой кровлей и опоясана деревянной боевой галереей, отверстия от консольных балок которой, выявлены исследователями в уровне межъярусного карниза во всех восьми гранях. По обе стороны ворот обнаружены два гнезда с металлическими блоками для канатов подъемного моста.
По проведенным натурным исследованиям выполнена графическая реконструкция на начало XVII в. отстроенный в XVII в. кирпичный объем сохранился почти без изменений по сей день. В конце XVII в. проводились работы по реконструкции монастырских укреплений. Земляные валы были снесены и возведены стены и башни, выдвинутые за их пределы, что, вероятно, связано с необходимостью увеличения площади монастырского подворья. Сухой, облицован кирпичом ров был оставлен только в пределах курдонера, перед главной монастырскими воротами.
В первой половине XIX в. шатровая тесовая кровля колокольни заменяется баней в виде шлема. Г. Логвин считает, что это произошло 1830 p. (Логвин Г.Н. Указ. труд. — С. 196). Та же дата выбита на флюгере, который сохранился на западной Монастырской башне. Во время натурных исследований на юго-западном фасаде колокольни найдены следы клеевой живописи, нанесенной на поздний тиньк. Характер этой живописи можно наблюдать на фотографиях конца XIX – начала XX века. Забегая наперед, отметим, что следы клеевого живописи обнаружено на всех оборонительных сооружениях монастыря, где на начало натурных исследований сохранились остатки штукатурки. Однако подробно останавливаться на исследовании живописи не будем, потому что это темы статьи не касается. Позже монастырские стены и башни теряют оборонное значение. В конце XVIII в. аттиковая часть стен с боевым деревянным ходом в пределах курдонера почти разрушилась; впоследствии она была разобрана, а на том месте возведен декоративный кирпичный аттик. 1850 засыпан ров перед колокольней.
Итак, сравнение скудных сведений, полученных во время библиографических и историко-архивных исследований о Спасо-Преображенского монастыря с результатами детальных натурных исследований колокольни, привратником башен и стен курдонера позволило с полной уверенностью воссоздать не только строительную хронологию памятника, но и создать ретроспективную картину архитектурной эволюции монастырских укреплений с конца XVI – начала XVII века.
На основании комплексных исследований были разработаны проекты реставрации комплекса оборонительных сооружений Спасо-Преображенского монастыря. В основу проектных решений по въездной башни-колокольни, привратником башен, стен курдонера, юго-западного и юго-восточного прясел стен, а также южной и западной башен был заложен консервативный принцип. Этого требовали обстоятельства.
Был разработан и реализован проект въездной башни-колокольни. Хотя что памятник тщательно изучен, есть многочисленные сведения относительно ее первоначального вида, однако решено реставрировать завершение в формах, которые она приобрела в 1830-1832 гг. по остаткам, которые сохранились, и иконографическими материалами воссоздан шлемовидный купол с банькой и шпилем. Такой проектный принцип продиктован тем, что сооружение, которое сохранилось по сей день, воспринимается как целостное архитектурное произведение, где первоначальный объем и более поздние наслоения, имея самостоятельную архитектурную ценность, не исключают друг друга, а образуют единый высокохудожественный образ.
Поскольку прибрамная башня, южная и западная угловые башни вместе с башней-колокольней и юго-западным пряслом формируют внешний вид монастыря со стороны города, их реставрировали по тому же принципу, что и ранее реставрированную башню-колокольню. В результате сохранено величественное очертание монастыря при подходе к нему в направлении главных монастырских ворот.
В целом методически верный подход к реставрации указанных сооружений в полном объеме не удовлетворил авторов проекта (авторы проектов реставрации оборонительных сооружений Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском В. Маркиз и В. Лукьянченко). Перестройки XIX в. лишили монастырские стены оборонительных признаков; архитектура стен и башен приобрела торжественно декоративный характер, поэтому утрачен первоначальный функциональный образ памятников.
Архитектурные натурные исследования восточной и северной башен, а также северо-восточного прясла стен, выполненные в 1986–1987 гг. позволили установить, что эти сооружения, как и исследованы ранее, строились по единому архитектурному замыслу. Северо-восточное прясло имело такую же консольную деревянную боевую галерею на аттиковой части стен и бойницы под подпружных арками. Особенностью этого прясла является наличие в центральной части нескольких заложенных проемов (ворот, калиток, окон). Оно идет вдоль края горы над берегом Десны, поэтому самое защищенное природными факторами. Выполненные зондажи и шурфы показали, что названные проемы предназначались для хозяйственных пристроек (конюшня, каретник), которые должны были быть возведены с напольной стороны, однако по неизвестным причинам не построены.
Восточная башня — самая большая из монастырских башен. Это трехъярусное кирпичное сооружение с бойницами в первом и втором ярусах и оконными проемами — в третьем, которые при необходимости использовались как бойницы. Второй и третий ярусы отапливались печами с внутристенными дымоходами. Башня имела высокую шатровую кровлю со смотровым фонарем, с высоты которого видны южные подступы к городу. Вероятно, эту башню использовали и как сторожевую.
Интересная архитектура трехъярусной северной башни, которая существенно отличается от других башен и обусловлена, вероятно, местом расположения. Башня стоит на рубеже края монастырской горы, откуда открывается панорама Новгорода-Северского, его восточных окраин, прибрежных круч и поймы Десны. С напольной стороны двух верхних ярусов башни были деревянные галереи, выполнявшие функции, так называемого, подсябития или машикули. Все гнезда от галереи с остатками древесины сохранились у муравьев башни. Потребность в дополнительном оборонном факторе, каким является «подсябитие», прежде всего обусловлена наличием вблизи башни выхода из глубокого тальвегу, по которому можно было незаметно вплотную приблизиться к монастырским стенам. Напольные галереи через дверные проемы, расположенные в смежных с башней северо-восточной и северо-западной монастырских стенах, были соединены с двухэтажным деревянным ларьком, внутри которого было сообщение между ярусами. В объеме собственно башни внутренних сообщений между ярусами не было, на них входили через дверные проемы со стороны рундука. Помещение отапливалось печкой, толочное отверстие которой сохранилось во втором ярусе. С напольной стороны в уровне второго яруса, на стыке Северо-Западного прясла и башни находился одноэтажный деревянный рундук, остатки фундаментов, деревянных балок и следы прилегания пола и кровли которого найдены во время натурных исследований. Вполне обоснованно можно предположить, что вместе с оборонительными функциями башню использовали как сторожевую с кордегардией на втором ярусе.
По проведенным исследованиям разработан проект реставрации северной и восточной башен и северо-восточной монастырской стены в первоначальном виде. Обоснование этого решения имеет следующие основные аспекты:
1. Достопримечательности достаточно полно изучены в натуре, доказано их оборонительное назначение. Первоначальные кирпичные объемы практически полностью сохранились. Потери архитектурного убранства незначительны, их можно воспроизвести в натуре по остаткам и аналогии с сохранившимися.
2. Поскольку указанные постройки находятся на самом краю плато монастырской горы, рва у подножия стен не было, потому что крутой склон создавал естественный оборонительный фактор. Итак, ландшафт возле этой части оборонительных сооружений не претерпел существенных изменений и сохранился по сей день.
3. Утраченные деревянные завершения башен, галереи и лестницы воспроизводятся по следам в натуре с привлечением аналогий. Найдены фундаменты пилонов, сохранились все гнезда от балок и перекрытий галерей, пазы от деревянных настилов, гнезда опорных конструкций шатровой кровли.
4. Принятый реставрационный принцип имел целью воссоздать первоначальный архитектурно-художественный и функциональный образ трех сооружений оборонного комплекса. Это в определенной степени позволит верну и и памятнику ее историко-научную ценность как свидетельство определенного уровня развития культуры того времени. Реставрированные памятники покажут конструктивные особенности и инженерные средства возведения монастырских оборонительных сооружений, организацию внутреннего пространства башен.
Определенные трудности при разработке проекта были связаны с отсутствием прямых аналогий для воссоздания деревянных шатровых кровель. В Украине не сохранились памятники оборонного зодчества XVI-XVII вв., которые имели первичные деревянные конструкции завершения. Воссоздание этих частей оборонительных сооружений в отечественной практике осуществлялось по натурным исследованиям и иконографическим материалам, в основном это различные изображения на гравюрах и иконах.
При воспроизведении любого утраченного элемента памятки трудно избавиться от определенного схематизма, ибо, собственно, и изображения на иконах и гравюрах, как правило, слишком схематичны.
Однако, на практике в результате воссоздания утраченных шатровых кровель оборонительных сооружений ряда памятников на территории Украины в значительной мере удавалось вернуть сооружениям утраченный архитектурно-художественный образ законченность и организованность форм (башни Хотинской крепости, Каменца-Подольского, Меджибожского замка, Святогорского монастыря в Зимно, Луцкого замка др.).
Итак, при воссоздании начальных шатровых кровель башен Спасо-Преображенского монастыря, несмотря на неизбежность при этом определенного схематизма в восстановлении их архитектурных форм, такой принцип реставрации вполне правомочен, а в данном случае, по мнению авторов, наиболее приемлем.
При разработке проекта идея возвращения указанным выше сооружениям начальных архитектурных форм прежде всего рассматривалась в градостроительном аспекте. У авторов были определенные сомнения по поводу того, что воссозданные шатровые кровли и галереи могут нарушить целостность восприятия всего ансамбля, который окончательно сложился в первой половине XIX в. после постройки Спасо-Преображенского собора. Ландшафтная оценка нынешней окружающей среды монастыря и его двора позволила выяснить, что точки одновременного визуального наблюдения ранее реставрированных с завершениями XIX в. стен и башен с северной или восточной башнями отсутствуют. Следовательно, возврат последнее шатровых кровель не вызовет у наблюдателя диссонирующих ощущений, которые возникают при одновременном визуальном контакте с построенными вместе, но разными по виду сооружениями одинакового функционального назначения. Со стороны монастырского подворья северная и восточная башня и северо-восточное прясло полностью закрыты монастырским садом и могут наблюдаться только вблизи.
Принят реставрационный принцип можно квалифицировать как фрагментарную реставрацию, которая дает зрителю достаточно полное представление об эволюции оборонительных сооружений Спасо-Преображенского монастыря. Реставрационные работы продолжаются.
«Из истории украинской реставрации». — К.: Украиноведение, 1996 г. Литература: В. Лукьянченко «Научные исследования и реставрация оборонительных сооружений Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском. 1996 г.», перевод с украинского.
Монастырь основан в 1033 г. черниговским князем Мстиславом Владимировичем (по другим источникам – в 1036 г. Ярославом Мудрым) («… ну, это домыслы». — Прим. М. Жарких). В XII в. сооружены деревянные Спасский собор и Михайловская церковь, в которой в 1179 г. похоронен князь Олег Святославович («Гориславич» из «Слова о полку Игореве») (Олег умер в 1115 г.). Каменный Спасский собор возведен на рубеже 12 и 13 в.в.
Монастырь подвергался разрушениям за княжеских усобиц 1176 г., монголо-татарского погрома 1239 г., татарских нападений 1501 и 1552 г.г. и польского завоевания в 1604-1605 г.г. В 1603 г. монастырь дал приют Григорию Отрепьеву (Лжедмитрию I). В 1618 г. монахи во главе с архимандритом Корнилием покинули монастырь, переселившись в Рыльске. Монастырь восстановлен в 1620 г. за счет каштеляна Менского (во мне каштелянов не бывало, разве – в Минске), старосты Новгорода-Северского О. Песочинского. В 1635 г. король Владислав IV отдал монастырь ордену иезуитов, однако через два года православные вернули его себе. С 1637 г. здесь поселяется новоизбранный Черниговский епископ Л. Баранович, который основывает школу, типографию и начинает развитие монастыря, продолженную архимандритом М. Лежайским. В 1680 г. завершено сооружение оборонительных стен с башнями, в 1657-1667 г.г. построили бурсу. Этим же периодом датируются сооружения корпусов келий и перестройка палатного корпуса с Петропавловской церковью и настоятельских палат с Ильинской церковью.
1787 г. по приказу императрицы Екатерины II разрушен княжеский Спасский собор и в 1791-1796 г.г. возведен новый по проекту архитектора Дж. Кваренги. В конце XVIII в. в монастыре содержалась духовная семинария. В 1918 г. монастырь ликвидирован. В 1929 г. комплекс монастыря объявлен Государственным историко-культурным заповедником. Такое же решение было продублировано постановлением 1979 г. Сейчас здесь действует Музей-заповедник «Слова о полку Игореве».
Комплекс занимает квадратный в плане участок размерами 200:200 м на южной окраине города. Расположен он на высоком холме правого берега р. Десны и доминирует в ландшафте и речной панораме Новгорода-Северского.
Спасо-Преображенский монастырь в Новгороде-Северском относится к выдающимся сакральным ансамблям Украины.
В.В. Вечерский «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». — К.: Техника, 2000 г.